01.07.2009 - 15.07.2009
Заседание Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга
13 июля состоялось заседание Морского совета при Правительстве Санкт-Петербурга, в котором приняли участие руководитель администрации президента РФ Сергей Нарышкин, министр транспорта РФ Игорь Левитин, директор департамента госполитики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ Алексей Клявин, командующий Ленинградской военно-морской базы контр-адмирал Анатолий Липинский, начальник управления навигации и океанографии Министерства обороны РФ Сергей Козлов и губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. Столь высокое представительство связано с перечнем судьбоносных вопросов, обсуждавшихся на заседании. Центральным в повестке дня стал вопрос о ходе согласования проекта распоряжения правительства РФ об установлении границ морского порта Большой порт Санкт-Петербург. Министерство транспорта 10 июля внесло в правительство РФ этот проект распоряжения, на котором пока нет положительной визы только Минобороны. Остальные заинтересованные министерства и ведомства согласовали представленный проект распоряжения без замечаний.
История установления границ морского порта тянется с 2005 г., когда Минтранс начал разработку и согласование границ БП СПб. Описание границ было завершено в конце 2008 года, в результате в состав порта вошли 200 участков береговой линии площадью более 700 га и 630 кв. км акватории.
Минобороны владеет земельными участками в Кронштадте, Ломоносове и Бронке. А на этих территориях городские власти и Минтранс в соответствии с постановлением Правительства Санкт-Петербурга от 20 января 2009 N8 «О концепции развития перспективных районов (аванпортов) Большого порта Санкт-Петербург» намерены развивать аванпорты (терминалы, расположенные вне исторических границ порта).
Военные требуют исключить из границ порта ряд участков в Кронштадте и Ломоносове, где расположены причалы Ленинградской военно-морской базы (ЛенВМБ). В ходе работы согласительной комиссии удалось снять вопросы по Кронштадту. Однако, ведомство Анатолия Сердюкова категорически не хочет отдавать участок Ломоносовской гавани. Специалисты же Минтранса утверждают, что если оставить эти причалы за военными, то Ломоносовский порт фактически окажется блокирован для судозаходов и для обеспечения работоспособности гавани этом случае потребуется прокладывать альтернативный судовой ход, делая ответвление от основного канала, что потребует колоссальных средств.
В ходе состоявшейся на заседании дискуссии министр транспорта РФ Игорь Левитин предложил Минобороны в кратчайшие сроки согласовать спорные моменты распоряжения, устанавливающего границы морпорта Санкт-Петребург, чтобы оно было подписано к 26 июля. Жесткую позицию занимает губернатор Валентина Матвиенко, обвиняя военных в наличии своих коммерческих интересов в порту и требуя от ведомства в кратчайшие сроки поменять позицию. В противном случае, если военные и дальше будут артачиться, городские власти внесут изменение в Генплан и в Ломоносове вообще запретят портовую деятельность.
Отметим, что в настоящее время на северо-западе РФ формально определены границы портов Высоцк и Усть-Луга. Распоряжение правительства РФ об установлении границ порта Усть-Луга было подписано в конце мая. Границы остальных портов в регионе законодательством не установлены, и формально там не могут перегружаться импортно-экспортные грузы, но действуют по временным схемам пункты пропуска, что мешает стивидорам в процессе реализации перспективных проектов развития. А всего из 60 морских портов в РФ только по 20-ти достигнуты соглашения по определению их границ. В начале июля в Мурманске прошло совещание по вопросу границ морского порта.
Участники заседания рассмотрели также вопрос о создании единой администрации морских портов Финского залива, согласование соответствующего постановления Правительства находится в финальной стадии В настоящее время в новую структуру уже входят морские порты БП Санкт-Петербург, Усть-Луга, Выборг. В Правительстве лежит проект постановления о ликвидации администрации морского порта Высоцка. Присоединением Высоцка на правах филиала к Санкт-Петербургу будет завершен процесс создания единой администрации морских портов Финского залива.
Особого внимания заслуживает прозвучавшее на заседании сообщение руководителя администрации президента РФ Сергея Нарышкина о том, что Санкт-Петербург и Ленинградскую область планируется объединить в единый транспортный узел. Министерство транспорта РФ уже приступило к разработке соответствующего проекта единого санкт-петербургского транспортного узла.
Консолидация активов
Владимир Лисин, совладелец одного из крупнейших российских производителей стали - Новолипецкого металлургического комбината, консолидировал управление своими транспортными активами: четырьмя портами и двумя речными перевозчиками.
С 1 июля полномочия единоличного исполнительного органа компаний группы транспортного холдинга UNIVERSAL CARGO LOGISTICS HOLDING BV (UCLH) переданы по договору управляющей компании ООО «Управление транспортными активами» (УК ООО «УТА»). Срок полномочий «УТА» - 3 года. Решение о передаче компаний в УК принимали акционеры всех входящих в холдинг предприятий на годовых собраниях, которые состоялись в мае-июне.
UCLH объединяет группу компаний «Морской порт Санкт-Петербург» (в том числе ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», четыре стивидорные компании (Первая стивидорная компания ПСК, Вторая стивидорная компания ВСК, Третья стивидорная компания ТСК и Четвернтая стивидорная компания ЧСК) в Большом порту Санкт-Петербург), Универсальный перегрузочный комплекс в Усть-Луге, ОАО «Туапсинский морской торговый порт» (ОАО «ТМТП») , ОАО «Таганрогский морской торговый порт», ОАО «Северо-Западное пароходство» и ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство». Грузооборот компаний холдинга UCLH - около 35 млн тонн в год. Следует отметить, что в настоящее время на согласовании в уполномоченных государственных органах находятся материалы, касающиеся сделки по приобретению группой UCLH контрольного пакета акций холдинговой компании Volgo-Balt Transport Holding Limited, контролирующей ОАО «Северо-Западное пароходство», ОАО «Волжское пароходство», ОАО «Волга-Флот Танкер» и ОАО «Окская судоверфь».
ООО «Управление транспортными активами» было создано в прошлом году специально для оптимизации схемы управления соответствующими компаниями. Генеральным директором управляющей компании был назначен председатель совета директоров ОАО «Туапсинский морской торговый порт», генеральный директор ООО «Независимая транспортная компания» (единый логистический центр Владимира Лисина) Олег Букин.
Цель владельца НЛМК и UCLH достаточно очевидна и заключается в создании единой цепочки для перевозки грузов из Европы через порты Санкт-Петербурга и Усть-Луги речным транспортом по Волгобалту в Черное море. Кроме того, централизация управления позволит собственнику компании экономить на расходах поскольку управлять активами через единую структуру всегда гораздо эффективнее: можно сократить управленческий аппарат, централизованно планировать логистику и оборот грузов, дешевле закупать оборудование.
В рамках реструктуризации управления произошли кадровые перестановки. Новым главой ОАО "Морской порт Санкт–Петербург" вместо Сергея Челядина назначен его первый заместитель Виталий Мишин. Одновременно произошло изменение и системы менеджмента во всех компаниях. Все генеральные директора компаний стали управляющими директорами, а единоличным исполнительным органом - ООО "Управление транспортными активами".
Андрей Ярославцев стал управляющим директором ООО "Универсальный перегрузочный комплекс", Сергей Козлов теперь управляющий директор ЗАО "Первая стивидорная компания", Юрий Григорьев — управляющий директор ЗАО "Вторая стивидорная компания", Борис Крякунов — управляющий директор ЗАО "Третья стивидорная компания", а Сергей Константинов — управляющий директор ЗАО "Четвертая стивидорная компания". На должность управляющего директора Северо-Западного пароходства назначен Артур Гавлюк, на должность управляющего директора Волжского пароходства - Александр Шишкин. Владимир Герасименко стал управляющим директором ОАО «ТМТП».
Реклама на транспорте
Обвал рынка наружной рекламы под влиянием кризиса привёл к серьёзному переделу сфер влияния в отрасли, в том числе и транспортной рекламы. Из трёх ведущих игроков транспортной рекламы Санкт-Петербурга сейчас осталось только два. Несмотря на сокращение рынка рекламы с момента начала экономического кризиса осенью прошлого года по июнь 2009 г. на 15-20 % главные действующими лицами до последнего времени оставались три рекламные компании: «062-реклама», контролирующая чуть более половины отрасли (51%), «Первая медиа компания» с 34% рынка и «Талер» с долей в 10% рынка. В июне компании «062-реклама» и «Талер» подписали договор о совместной деятельности по продаже рекламы на бортах автобусов и маршруток.. Судя по всему во время кризиса два агентства вместо конкуренции между собой решили предпринять совместные усилия по загрузке транспортного рынка. Решение это во многом вынужденное, по крайней мере, со стороны одной из компаний. Дело в том, что рекламному агентству «Талер» пришлось в одностороннем порядке разорвать отношения со своим единственным стратегическим партнёром — компанией «Петербургская транспортная компания», договор с которой был заключен совсем недавно – в декабре 2008 года. В соответствии с договором ООО «ПТК» предоставляла в течение полугода (до июня 2009 г.) рекламные площади по льготной цене со скидкой 50%. Надежды «Талера» на восстановление рекламного рынка к лету не оправдались, оплачивать рекламные площади с июля по полной стоимости компании оказалось не под силу, что и привело к разрыву соглашения.
Расторжение договора вызвало определенные претензии с обеих сторон друг к другу. У «ПТК» накопилось множество финансовых претензий в «Талеру», в общей сложности более чем на 8,5 миллионов рублей. О взыскании этой суммы транспортная компания подала иск в Арбитражный суд Санкт-Петербурга. Рекламное агентство в свою очередь обвиняет «ПТК» в том, что она не исполняла прописанные в договоре маршруты автобусов, на которых была размещена реклама, чем были очень недовольны рекламодатели.
Лишившись рекламного агента ООО «ПТК», имеющее около 700 «бортов», объявило о решшении продавать на них рекламу без посредников. Решение неординарное, поскольку ни одна из 7 транспортных компаний, работающих в данный момент на петербургском рынке пассажирских перевозок, непрофильной деятельностью ранее не занималась и вызывающее определенные сомнения в успехе, так как полный цикл производства рекламы — это достаточно сложное и дорогостоящее дело, требующее необходимой инфраструктуры и квалифицированных специалистов.