16.06.2009 - 30.06.2009
Две компании группы OMG (ранее "Группа "Осло Марин", Санкт-Петербург) "Западный терминал" и "Онега", работающие в Турухтанной гавани и Екатерингофском бассейне Большого морского порта Санкт-Петербурга, 20 июня подверглись силовому захвату.
Сотрудники силовых структур сменили руководство в ООО "Западный терминал", предъявив выписку из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) о новом собственнике и гендиректоре, а также заявили о праве собственности новых владельцев на земельный участок на территории терминала "Онега". Одновременно было заявлено о смене генерального директора и в ООО "Страховое Общество "Скандинавия", также входящего в структуру группы.
Развернувшиеся события связаны с конфликтом между OMG и одним из его крупнейших кредиторов, банком "Санкт-Петербург" (общая сумма долга группы перед банком - около 4 млрд рублей). Поскольку OMG не удалось реструктурировать задолженность перед банком, то в марте-апреле 2009 г. несколько компаний группы, выступавшие поручителями по кредитам банка "Санкт-Петербург" на 377 млн рублей, были проданы офшорам, а руководство в них сменилось. В ответ группа подала в арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти несколько исков о возврате активов и пытается оспорить смену руководства. Ͽ июня арбитражный суд Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск акционеров Группы "Осло Марин" о признании неправомерности передачи в апреле 2009 года долей ООО "Западный терминал" компании ООО "Севзапальянс", которую связывают с банком "Санкт-Петербург", и обязала нового владельца вернуть доли "Западного терминала" первоначальному собственнику.
Группа "Осло Марин" создана в 1999 году, переименована в OMG в 2008 году. В нее входят кроме терминалов "Онега" и "Западный терминал" ООО "Порт Выборгский", расположенный в Ленинградской области, "Выборгская судоходная компания" девелоперское подразделение OMG Development, а также страховой брокер "Сканмаринконсалтинг", страховое общество "Скандинавия", медицинская страховая компания "Медстрахком", негосударственный пенсионный фонд (HПФ) "Скандинавия", управляющая компания HПФ "Скандинавия", инвестиционно-финансовая компания "Скандинавия", одноименные лизинговая компания, торговый дом и лесопромышленная компания.
Реконструкция аэропорта «Пулково»
Консорциум "Воздушные ворота Северной столицы", который возглавляет госбанк ВТБ, стал победителем открытого конкурса, проводимого правительством Санкт-Петербурга, на право заключения соглашения о реконструкции и эксплуатации объектов петербургского аэропорта Пулково на основе государственно–частного партнерства (ГЧП). В консорциум-победитель "Воздушные ворота северной столицы", помимо ВТБ, входят оператор аэропорта Франкфурта Fraport и греческая компания Copelouzos Group, которая является партнером "Газпрома" по поставкам газа в Грецию и владельцем 5 процентов аэропорта Афин. Fraport сейчас владеет франкфуртским аэропортом, который в прошлом году обслужил 53,5 млн пассажиров, аэропортами Антальи, Лимы, Франкфурт-Хана, Бургаса, Варны и блокпакетами в Ганновере и Сицзяне, а также управляет аэропортом Каира.
Соперниками консорциума были две компании — ОАО "Петропорт–концессия" (Vienna International Airport, УК "Лидер" и Газпромбанк) и "Невский аэропорт" (Changi Airports и "Базовый элемент"). Ͻ мая 2009 г. были вскрыты лишь техническая и юридическая часть конкурсных предложений, финансовая документация была распакована только 11 июня. Победитель конкурса отбирался исходя из заявленного объема инвестиций и отчислений городу за управление «Пулково». Все три претендента заявили примерно одинаковый объем инвестиций — около 1,1 млрд евро. Но «Воздушные ворота Северной столицы» предложили наибольшие отчисления городу — 11,5% от дохода. «Петропорт-концессия» готова расстаться с 8%, а «Невский аэропорт» — с 6% доходов.
Заключение соглашения о ГЧП с победителем конкурса назначено на 2 ноября текущего года. Начало строительства нового терминала запланировано в следующем году, а ввод в строй — в 2013 году. Концессионер по условиям соглашения о ГЧП получит право эксплуатации аэропорта на 30 лет с возможностью пролонгации. Реконструкция аэропорта будет выполняться по проекту английского архитектурного бюро Grimshaw, который был признан лучшим на конкурсе в конце 2007 года. Стратегия развития аэропорта предполагает строительство нового пассажирского терминала для международных рейсов пропускной способностью около 7,4 млн человек с возможностью увеличения до 22 млн человек к 2025 году. Сейчас петербургский аэропорт пропускает около 6 млн пассажиров в год. Полеты в Пулково осуществляют 74 авиакомпании дальнего зарубежья, 26 авиакомпаний СНГ и 120 российских авиакомпаний.
С помощью Fraport «Пулково» сможет в будущем составить достойную конкуренцию московскому авиаузлу и близлежащим европейским аэропортам, например Хельсинки. Однако, непременным условием превращения «Пулково» в международный хаб является наличие в аэропорту сильной базовой авиакомпании. Такой компанией может стать "Росавиа", создаваемая госкорпорацией «Ростехнологии» и правительством Москвы, если за основу формирования новой авиакомпании будут взяты активы ГТК «Россия», базирующейся в настоящее время в аэропорту «Пулково». Такой вариант лоббирует и Правительство Санкт-Петербурга.