English
Русский
Suomi
Deutsch
16.03.2009 - 31.03.2009  
Expert in telecommunications
16.03.2009 - 31.03.2009

Российские виртуальные операторы сотовой связи наконец-то получили возможность работать на законных основаниях. В результате на рынке Москвы появилось сразу три новых оператора, предлагающих услуги связи по очень низким ценам

Необходимость поправок в законодательство российские чиновники обсуждали около четырех лет. 29 декабря 2008 года Министерством связи и массовых коммуникаций РФ были утверждены требования к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи. Приказ был зарегистрирован в Минюсте РФ 13 марта 2009 г. Он уже вступил в силу. По оценкам коммерческого директора компании ООО «Хостинг-консалт» Иванова Алексея Сергеевича первые номера лицензий на MVNO могут быть присвоены уже в апреле-мае 2009 года.
MVNO (англ. mobile virtual network operator) — операторы сотовой связи, не имеющие собственного частотного ресурса. Они используют существующую инфраструктуру другого оператора, но продают услуги под собственной маркой. Как правило, совместно с базовым оператором используется общая сотовая сеть и коммутаторы, часто общая система биллинга. Такая схема работы позволяет виртуальному оператору исключить громадные капиталовложения, необходимые для построения и поддержания сотовой сети. Часто виртуальному оператору удаётся охватить сегменты рынка, недоступные крупным игрокам (например, недовольных бывших абонентов). Доход виртуального оператора складывается из разницы между платежами абонентов и платой реальному оператору сотовой связи.

История развития и особенности MVNO
В Европе и США рынок виртуальных операторов сегментирован на несколько основных групп. Для корпоративных клиентов работают, например, Abica, Beyond Mobile. Для обслуживания детской и молодёжной аудитории созданы Disney и Virgin Mobile. Интересен проект рекламного виртуального оператора Blyk. И так далее.
В России первый MNVO появился в 1999 году. Это произошло в связи с переходом оператора «Вымпелкома» со стандарта связи DAMPS на GSM. Освободились сетевые ресурсы. Поэтому «Вымпелком» стал оператором-донором для компании «Корбина Телеком», которая начала свою деятельность в качестве виртуального оператора. Первым виртуальным оператором на Украине стала компания UМС в августе 2003 года, когда на своей технической базе запустила виртуальный оператор «Джинс». В настоящее время виртуальные операторы развиваются, но их доля на рынке очень низка. Это связано с несколькими причинами. Во-первых, операторы «большой тройки» неоднократно подчеркивали свою незаинтересованность в развитии MNVO и отсутствие свободного сетевого ресурса. Во-вторых, до сих пор на российском рынке для работы полноценных MNVO не было законодательной базы. Поэтому, виртуальными операторами, в основном, были компании, продающие под своим именем специальные тарифы оператора, на сетях которого данная компания работает. По этому пути пошел «Вымпелком». Например, в Москве по данному принципу с ним сотрудничает компания EkoMobile.
В течение последних нескольких месяцев в Москве появилось сразу несколько проектов MNVO, предлагающих низкие тарифы. Связано это, скорее всего, с узакониванием деятельности MNVO, особенностями московского рынка связи, где тарифы были исторически высокими, и со снижением покупательской способности населения из-за мирового финансового кризиса.
С нашей точки зрения, появление полноценных виртуальных операторов – важная тенденция, которая сможет поддержать рынок в течение ближайших нескольких лет. Интересно, что все последние изменения в этой области коснулись, в основном, Москвы и МО. Там были запущены сразу три проекта – «Просто в общении» на сети «МегаФона», «А-Мобайл» при сотрудничестве МТС и сети гипермаркетов «Ашан», и «Эльдорадо», созданный сетью электроники «Эльдорадо» и «МегаФоном».

«Просто для общения»
«МегаФон» запустил в Москве виртуального оператора-дискаунтера под брендом «Просто для общения». Для работы используется сеть ЗАО «Соник Дуо» - все эти почти 3000 сайтов компании в Московском регионе, контроллеры и коммутаторы, опорная сеть. Хотя модель «нового оператора» юридически не обособлена, она полностью автономна - для абонентов выделен новый федеральный код (929), для их обслуживания развернута отдельная биллинговая платформа, создана отдельная абонентская служба, создан офис продаж (пока что 1 на Москву). Будет поддерживаться роуминг в регионах России и в 125 странах мира. Пока предлагается только один тариф – «Базовый». Основные данные по тарифу приведены в таблице. Этот тариф позиционируется как «без излишеств». Рекомендованная цена - 100 рублей, причем абонент получает обратно 50 рублей в виде суммы, уже зачисленной на счет. Параметры тарифного плана действительны до 30.06.2009г. Потом они могут быть изменены.
Надо отметить, что максимально подчеркивается независимость нового оператора. Нет ничего, видимо показывающего его связь с «МегаФоном». Цвет оператора черно-белый, у него свой сайт, не сайте «МегаФона» такой тариф не указан.
Под стать общей концепции жесткой экономии и черно-белый стиль виртуального оператора. Минималистично «дешево» оформлены все рекламные материалы и логотип. На жесткую экономию и «просто связь» делают акцент и в рекламном видеоролике.
Проект начал работать 16 марта. Сейчас можно подвести некоторые итоги. Судя по информации на форумах, предложение вызвало ажиотажный спрос. Люди покупают сразу по несколько комплектов. Через несколько дней продажи дилеры подняли цены до 200-300 рублей за пакет подключения. Но и по этой цене коробочки с SIM-картами быстро раскупаются. По данным «MForum» на 19 марта продажи «Просто Базовый» составили в от 8% до 15% в структуре продаж контрактов дилерских компаний. Стало известно, что оператор уже притормозил отгрузки партнерам. В апреле, вероятно, возникнет дефицит этого товара в дилерской рознице. Среди основных отмеченных недостатков – не всегда хороший прием и отсутствие услуги «удержание вызова». И, конечно, самое активное обсуждение вызывает вопрос, что будет с тарифом в июле.

«А-Мобайл»
В декабре 2008 г. МТС совместно с сетью «Auchan» запустила проект «А-Мобайл», в рамках которого сеть гипермаркетов продает клиентам специальный тарифный план МТС. По информации компании, количество подключений превышает ожидания в два раза. В среднем за месяц к тарифу подключается порядка 10 000 абонентов.

Эльдорадо
18 марта крупнейшая российская электронно-бытовая сеть «Эльдорадо» сообщила о создалнии виртуального оператора связи, который будет работать под торговой маркой ритейлера. Виртуальный оператор «Эльдорадо» создан в сотрудничестве с ЗАО «Соник Дуо» и крупнейшим виртуальным оператором «Матрикс Мобайл». Продаваемые номерные емкости и техническая база принадлежат «Мегафону». Первый тариф уже появился в продаже во всех магазинах «Эльдорадо» в Москве и Московской области. Компания «Матрикс Мобайл», развивающая собственный проект «виртуального» оператора со 150 тыс. абонентов, предоставила свою биллинговую платформу и стала консультантом «Эльдорадо» в разработке тарифного плана. Становиться полноценным виртуальным оператором, получать лицензию, собственную номерную емкость и устанавливать технические платформы, «Эльдорадо» пока не намерена.

Тариф «Просто для общения» «А-Мобайл» «MAXIMUM» «Эльдорадо»
Создатели «виртуального» оператора «МегаФон» МТС+«Ашан» «Матрикс Мобайл» + «МегаФон» «Эльдорадо» + «Матрикс Мобайл» + «МегаФон»
звонки внутри тарифа (руб.) 0.05 – с первой минуты без ограничения 0.00 – с 1 по 15 мин в день, 0.90 – с 16 мин 1.90 - на номера «Матрикс Мобайл» и «Мегафон-Москва» 1.5 – на «МегаФон», «Матрикс Мобайл» и «Эльдорадо»
SMS внутри тарифа 0.05 0.80 1.00 1.00
звонки на номера др. операторов Москвы и МО 2.50 3.00 2.90 3.00
звонки на городские номера Москвы и МО 2.50 5.00 4.90 4.83
SMS на номера др. операторов РФ 2.00 1.60 1.00 1.00

Переспективы развития виртуальных операторов
Т.к. виртуальные операторы работают уже некоторое время, можно подвести некоторые итоги.
Во-первых, предложение, безусловно, нашло своего потребителя. Об этом говорят результаты продаж «Просто». Конечно, низкая цена на связь не должна помешать операторам отбить деньги, вложенные в развитие проекта. По сравнению с развертыванием полноценной сети, затраты небольшие. Но любой проект в итоге должен приносить прибыль, иначе он будет нежизнеспособным. В случае с «Просто» самый интересный вопрос - что будет с тарифами после 30.06.2009 г. Вероятнее всего, они просто вырастут. Но тут есть один интересный момент. В случае отказа абонента от получения рекламы при подписании договора, в информационной карте должна быть сделана отметка «Абонент не согласен на получение рекламы». Может быть, низкая цена минуты связана с тем, что оператор будет рассылать своим абонентам рекламу. Эту идею уже используют несколько операторов на западе и «Комстар» в России. Самый успешный проект такого рода – оператор Blyk. Эта британская компания основана Пеккой Ала-Пиетилой (Pekka Ala-Pietila), экс-руководителем финского концерна Nokia. В обмен на рекламу пользователи компании получат 217 бесплатных SMS и 43 бесплатных минуты каждый месяц. Успешность проекта зависит от организации рекламы. Это должна быть реклама адресная, целевая и неагрессивная. Тестирование и проведение фокус-групп показало, что 60% опрошенных согласились в обмен на снижение абонентской платы или увеличение скорости доступа смотреть рекламу, причем тестируемые говорили, что воспринимают такого рода ролики не как рекламу, а как полезную справочную информацию. Об успешности проекта Blyk говорит тот факт, что для накопления стотысячной абонентской базы ему понадобилось не 12 месяцев, как планировалось ранее, а всего полгода. Есть также большая вероятность, что через какое-то время «Просто» перестанет существовать. При этом логично использовать такую особенность человеческой природы, как нежелание менять оператора, привязанность к номеру и т.д. В результате, «МегаФон» сможет получить дополнительную абонентскую базу.
Во-вторых, запущенные проекты важны как ценный опыт создания и вывода на рынок полноценных виртуальных операторов. Возможно, что предложив максимально низкую стоимость звонка и, соответственно, набрав большую абонентскую базу, операторы смогут протестировать ресурсы сетей и качество связи. Кроме того, из-за низкой стоимости звонка люди не потеряют привычку долго разговаривать по телефону. Кризис закончится, доходы потребителей возрастут, и операторы, сохранившие высокие показатели по средней продолжительности минуты, ведут тарифы, более отвечающие изменившейся экономической ситуации.
В-третьих, в период кризиса операторы получили возможность дополнительного дохода.