Последний парад наступает или подарок к юбилею
Дата: 19.12.2008
Последний парад наступает или подарок к юбилею
В середине ноября Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга исполнилось пять лет. Это событие члены Ассоциация отпраздновала на борту теплохода «City Blues», собрав партнеров и друзей. Ассоциация, основанная в 2003 году, объединяет в своих рядах компании, которые осуществляют водные пассажирские перевозки в Санкт-Петербурге. В настоящее время компании Ассоциации занимают 85% рынка водных перевозок в городе. До недавнего времени в составе Ассоциации было 15 компаний. На праздничном вечере в Ассоциацию была принята еще одна компания. Целью создания Ассоциации была координация усилий судоходных компаний и Администрации Санкт-Петербурга при решении общих задач.
На юбилее Ассоциации среди большого количества гостей присутствовал и Председатель Комитета по транспортно-транзитной политике (КТТП) при правительстве Санкт-Петербурга Николай Асаул, который также выступил с поздравлениями в адрес Ассоциации. КТТП разработал концепцию развития водного транспорта в Санкт-Петербурге. Концепция предусматривает наряду с коммерческими перевозками создание системы социальных перевозок. По причине высокой себестоимости водных перевозок городские власти предполагают субсидировать компании, которые на конкурсной основе будут заниматься перевозками пассажиров по низким расценкам. Для реализации положений концепции было создано ГУ «Управление водного транспорта», главой которого стала Ольга Каргина, владелец компании «Русские круизы». Компания входит в состав Ассоциации и является одним из лидеров водных перевозок в городе. В конце ноября – начале декабря в КТТП проходили консультации между представителями Ассоциации владельцев пассажирских судов и Администрации города. В ходе консультаций по некоторым вопросам реализации реформы наметились разногласия между Ассоциацией и «Управлением водного транспорта».
Одним из основных спорных вопросов является определение принадлежности причалов. До недавнего времени компании арендовали у КУГИ участки набережных и устраивали около них свои причалы. Большинство договоров аренды участков набережных сейчас подошли к концу и продлеваться не будут, так как согласно предложенной реформе, причалы теперь будут отданы в управление ГУ «Управление водного транспорта» с которым компании будут заключать договора на право пользования причалами. В настоящее время образец такого договора разрабатывается. Судоходные компании считают такую постановку вопроса неприемлемой для себя. Договора аренды являлись камнем преткновения в процессе развития водных перевозок в городе – долгое время компании боролись за право заключать договора на более длительные сроки, чем один год, в частности на три года. Договор аренды являлся для компаний своего рода показателем уверенности в дальнейшем развитии своего бизнеса. В 2005 году после увеличения стоимости аренды набережных в три раза бизнесмены были вынуждены обратиться с письмом к губернатору Санкт-Петербурга. Не обошлось без письма к Валентине Матвиенко и на это раз. По словам бизнесменов «отсутствие договора аренды делает для нас невозможным нормальное ведение бизнеса, так как договор аренды является необходимым условием при получении лицензии на пассажирские перевозки, на установку на причалах кассовых аппаратов, на торговлю на борту судов. Кроме того, наличие договора аренды рассматривается банками как основание для получения кредитов на дальнейшее развитие». Существует еще проблема стоянки судов в ночное время, раньше они находилось у своих причалов, теперь предположительно должны быть обустроены пункты отстоя, но кто их будет делать, на каком расстоянии от мест работы судов будут находиться эти пункты пока неясно. После того как началось заключение договоров аренды на три года компании активизировали строительство новых судов (за три последних года построено 32 судна) и увеличили вложения в инфраструктуру (более 112 млн. рублей). Теперь же в связи с предполагаемыми изменениями уверенность предпринимателей в успешности навигации-2009 и дальнейшем развитии бизнеса поставлена под сомнение. А есть еще и кризис, степень влияния которого на количество приезжающих в город туристов еще предстоит понять.
По мнению Председателя КТТП Николая Асаула и главы «Управление водного транспорта» Ольги Каргиной, передача причалов в оперативное управление государственному учреждению не скажется на бизнесе судоходных компаний. Но бизнесмены в это не верят, поэтому все компании из Ассоциации владельцев пассажирских судов (кроме компании «Русские круизы») подписали письмо на имя губернатора города с просьбой сохранить существующий порядок аренды набережных. Многое в этом противостоянии связано и с фигурой главы «Управления водного транспорта». Назначение на пост главы структуры, контролирующей рынок водных перевозок, человека из этого бизнеса, которого многие воспринимают как конкурента, далеко не лучшее решение. В связи с этими событиями на память приходят судебные разбирательства с участием компании «Русские круизы» и ее директора, в которых им противостояли другие участники рынка водных перевозок в 2003-2004 годах. Разбирательства касались договоров фрахта судов и прав пользования причалами в Петергофе. При нахождении на посту главы «Управления водного транспорта» нейтрального человека, многие спорные вопросы, возможно, были бы решены более легко.
Беспокоит предпринимателей и возможность подчинения водных перевозок жесткой схеме и контролю из единого диспетчерского центра. Эти предполагаемые меры, введение которых связывают с увеличением безопасности водных перевозок, могут негативно повлиять на туристическую привлекательность перевозок. Дело в том, что могут быть запрещены ночные прогулки на катерах и судах, а ведь сезон белых ночей в городе является наиболее привлекательным для туристов. Так же предприниматели против того, чтобы городские власти устанавливали маршруты экскурсионных водных перевозок. Эти перевозки не являются дотационными и не понятно, почему судоходные компании сами не могут устанавливать эти маршруты.
Существует также вероятность того, что маршруты общественного водного транспорта будут частично дублировать туристические маршруты. Понятно, что в этом случае многие туристы выберут более дешевую поездку на общественном маршруте. При этом компания, осуществляющая перевозки по маршрутам водного общественного транспорта, совпадающим с туристическими маршрутами, будет находиться в более привлекательном положении. На наш взгляд, практически все маршруты в городе и пригородах являются преимущественно туристическими (если не брать для рассмотрения такие экзотические маршруты, как в Приморский район или Рыбацкое, но и даже они на значительной части пути могут быть отнесены к туристическим).
В такой ситуации совершенно непонятно желание города спонсировать туристические перевозки. Особенно странно, что это происходит во время кризиса, когда, например, финансирование Комитета по транспорту в 2009 году сокращено более чем на 2 млрд. рублей. Водный транспорт является важнейшей составляющей в туристической привлекательности города, развитие водного транспорта как общественного имеет также большой потенциал, но стоит ли заниматься такой реформой в условиях недостатка финансирования важнейших социальных программ? В 2007 году водный транспорт перевез более 2 млн. туристов, городское метро каждый день перевозит более 3 млн. пассажиров. По оценке участников рынка наиболее успешные маршруты водного транспорта смогут перевозить в день не более нескольких тысяч человек (причем большинство будет туристами). Внести вклад в улучшение транспортной ситуации в городе такие маршруты не смогут. Время, выбранное для реформы водного транспорта, дает основания предположить, что для кого-то водные маршруты важнее новых станций метро или центра управления дорожным движением (новые станции Фрунзенской линии и центр управления движения также попали под сокращение бюджета). А методы проведения реформы дают основания предположить, что рынок водных перевозок может быть развален, приоритетное развитие получат несколько компаний, а городские субсидии дадут им возможность успешно пережить кризис.
На днях на заседании правительства Санкт-Петербурга был принят проект Закона «О водном транспорте Санкт-Петербурга». Причем Валентина Матвиенко подчеркнула, что закон должен «расширять возможности бизнеса, а ни в коем случае не снижать их». Непонимание и неприятие участников рынка вызывает даже не концепция развития водного транспорта, а методы, предлагаемые для ее выполнения. Окончательно все вопросы по реформе водных перевозок должны быть решены до конца года, и не хотелось бы появления нового очага напряженности между Администрацией и малым бизнесом города. В том случае, если ситуация пойдет по пути реформы маршруток, может пострадать и судоходный бизнес и имидж нашего города как туристического центра, о котором так заботятся городские власти. А для Ассоциации владельцев пассажирских судов Санкт-Петербурга при некоторых вариантах развития событий недавний юбилей может оказаться последним. «Радует» в этой ситуации только то, что для большинства жителей города все проблемы, связанные с реформами в сфере речных перевозок могут стать актуальными только в отношении отдыха на воде, а в отношении транспортного обеспечения города речной транспорт сейчас не играет никакой роли. Может быть, это и к лучшему?
Отправить сообщение