Гигант антивирусного рынка
Дата: 07.09.2012
Гигант антивирусного рынка
Пожалуй, все российские пользователи слышали об антивирусе Касперского. И в самом деле, если рассматривать сегмент платных антивирусов с легальными лицензиями, то продукты «Лаборатории Касперского» являются самыми популярными в России, занимая более половины рынка.
Тем не менее, расстановка сил в мировом масштабе выглядит иначе. Вот уже несколько лет подряд мировым лидером по продажам антивирусных продуктов является не слишком знакомая рядовым россиянам Symantec Corporation.
Согласно данным Gartner, по итогам 2011 года Symantec занимает 20,6% мирового рынка антивирусных продуктов. Аналитическая компания Trefis и вовсе считает, что в 2011 году на долю Symantec пришлось 45,3% мирового рынка антивирусов для домашних пользователей и около 30% рынка решений для обеспечения информационной безопасности корпоративных сетей.
История и современность
Symantec была основана в 1982 году на средства, выделенные по гранту Национального научного фонда США. Изначально основным направлением работы являлась не разработка антивирусных продуктов, а проекты по созданию искусственного интеллекта. В 1984 году Symantec была куплена компанией по разработке программного обеспечения C&E Software, годом позже вышел первый продукт Symantec – программа для управления базами данных Q&A. В 1990 году Symantec приобрела компанию Peter Norton Computing, которая занималась разработкой различных приложений для ПК. В целом за годы своего существования Symantec купила более 20 компаний.
На сегодняшний день Symantec занимается разработкой, распространением и последующей сервисной поддержкой широкого спектра программного обеспечения. Основными категориями программных продуктов являются:
- защитные (управление безопасностью, защита конечных точек, безопасность обмена сообщениями, безопасность в интернете);
- продукты для обеспечения внешних и внутренних требований к безопасности (соблюдение требований IT, управление хранением и поиском данных, предотвращение потери данных);
- продукты для хранения информации (управление хранением данных, архивирование, защита данных);
- продукты для обслуживания инфраструктуры (управление конечными точками, управление предоставлением IT-услуг, виртуализация конечных точек);
- продукты для непрерывного ведения бизнеса (восстановление после аварий, управление виртуализацией, защита экологии).
На данный момент в компании работает 18,5 тысяч человек в более чем 50 странах мира. Продуктами Symantec пользуются 475 компаний из списка Global 500. По итогам 2012 финансового года (закончился 30 марта 2012) совокупная выручка компании составила $6,73 млрд., увеличившись на 6%. Прибыль в расчете на одну акцию (не GAAP) составила $1,61, на 13% больше, чем годом ранее. По данным Gartner, доход Symantec от продажи программного обеспечения для безопасности в 2011 году составил $3,65 млрд. с ростом в 17%.
Тем не менее, акции компании торгуются с разным успехом. Несмотря на большую волатильность (см. график), на данный момент они торгуются на уровне $18 за акцию, что соответствует уровню 2007 года.
Ложка дегтя
Кроме мирового финансового кризиса и успехов конкурентов существуют и другие факторы, влияющие на жизнедеятельность компании. Symantec, как и практически любая другая крупная корпорация, время от времени становится участником различных скандалов. Рассмотрим хотя бы этот год.
Зимой сообщалось о похищении части кода все еще поддерживаемых компанией продуктов Endpoint Protection 11.0 и Symantec Antivirus 10.2. Примерно в то же время были похищены исходные коды Norton Antivirus 2006 для частных и корпоративных пользователей, а также ряда связанных с ним файлов. Несмотря на все заявления Symantec о том, что код с тех пор был полностью переписан, и произошедшее не угрожает пользователям, позже компания рекомендовала клиентам воздержаться от использования текущей версии программы для удаленного доступа pcAnywhere.
Также в начале года на Symantec был подан иск с обвинением в мошенничестве и нарушении антимонопольного законодательства. Клиент компании заявил, что Symantec использует незаконные приемы, чтобы вынудить пользователей купить лицензию. Он сообщил о том, что, согласно данным независимой экспертизы, ознакомительные версии продуктов PC Tools Registry Mechanic, PC Tools Performance Toolkit и Norton Utilities, позволяющие бесплатно проверить компьютер на наличие угроз, всегда сообщают об их присутствии, даже если на самом деле опасности нет. После этого появляется специальное окно с сообщением о том, что без наличия лицензионной версии устранить проблему нельзя, и предлагается купить лицензию. Symantec ситуацию не прокомментировала.
В августе появились сообщения о взломе принадлежащего Symantec интернет-сервиса Road Runner Safe Storage. Были похищены регистрационные данные пользователей (имена, электронные адреса, пароли, секретные вопросы и ответы на них), а также платежные адреса тех, кто оплачивал услуги при помощи пластиковых карт.
Кроме того, периодически страдает репутация и дочерних компаний Symantec. В этом году удостоверяющий центр VeriSign признал, что в 2010 году неоднократно подвергался хакерским атакам, в результате чего могли быть похищены конфиденциальные данные.
Финансы
Но ничто так не пугает потенциальных инвесторов, как результаты финансовых отчетов.
В начале четвертого финансового квартала 2012 года (закончился 30 марта 2012) Symantec прогнозировала свою прибыль без учета ряда текущих расходов на уровне 41-42 центов за акцию. Продажи должны были составить $1,72-1,73 млрд. против ожиданий аналитиков $1,75 млрд. На прибыль, как ожидалось, окажет влияние спад продаж новых компьютеров, а также общие проблемы европейской экономики, вынуждающие бизнес экономить на покупках и инвестициях в ИТ-сферу.
Тем не менее, на фоне общего спада продаж компания выглядела неплохо, к тому же, акционеры приняли решение о принятии программы по обратному выкупу акций на сумму в $1 млрд.
Однако IV финансовый квартал закончился хуже, чем ожидалось. Выручка компании выросла лишь на 1% по сравнению с прошлым годом и составила $1,68 млрд. Аналитики объясняли это переходом от традиционной «коробочной» модели реализации продуктов на модель «по подписке», предусматривающую регулярные абонентские платежи. Переход на эту модель, как и переход к «облачным» вычислениям, рассматривался на протяжении нескольких лет. Также свой вклад внес спад продаж программного обеспечения для хранения и управления данными. SaaS-подписки дали Symantec примерно 41% выручки против 38% годом ранее, продажа лицензий на программное обеспечение за год снизилась на 26%.
Чистая прибыль компании при этом увеличилась почти в 3 раза, до $559 млн. (76 центов на акцию), против $168 млн. (22 цента на акцию) годом ранее. Однако такое увеличение прибыли было достигнуто за счет продажи доли в Huawei-Symantec.
За год маржа компании упала с 14,3% до 11,4%. Тем не менее, аналитики прогнозируют, что она вновь увеличится, когда Symantec полностью адаптируется под SaaS-модель работы.
С начала этого года и по июнь акции компании потеряли в цене 16% из-за сокращения прибыли. Одним из внешних факторов называется укрепление курса доллара. По итогам первого финансового квартала, завершившегося 29 июня 2012 года, чистая прибыль компании сократилась на 10% и составила $172 млн. (24 цента на акцию) по сравнению с $191 млн. (25 цента за акцию) годом ранее. Выручка увеличилась лишь на 1% и составила $1,67 млрд.
На фоне этих событий компания сменила президента – вместо Энрике Салема, работавшего в Symantec 19 лет, в том числе 3 года на должности главного исполнительного директора, им стал председатель совета директоров Стив Беннет.
После появления сообщения о назначении С. Беннета акции компании подорожали на 17%, что, по данным Bloomberg, стало лучшим показателем роста капитализации компании за 1 день за последние 10 лет. До смены генерального директора торги закрылись с отметкой $ 13,18 за акцию. Назначение, несмотря на относительную неизвестность и достаточно зрелый возраст С. Беннета, позитивно воспринимают и аналитики. Аналитик Wunderlich Securities Брайан Фрид отметил, что Стив Беннет известен своей способностью улучшать операционные результаты и эффективно выпускать новые продукты. Кроме того, «сочетание умелого исполнения и дисциплины в повышении операционных показателей – это именно то, что нужно Symantec».
Прогнозы
В текущем квартале компания рассчитывает на выручку в $1,64-1,67 млрд. (в прошлом году она составляла $1,68 млрд.), при этом прибыль составит 35-39 центов за одну акцию, тогда как аналитики прогнозировали $1,69 млрд. и 40 центов за акцию. Новый генеральный директор считает, что активы Symantec используются неэффективно и уверен, что сможет исправить ситуацию.
На протяжении нескольких последних лет среди акционеров и экспертов существует мнение, что Symantec необходимо разделить на 2 компании, одна из которых будет заниматься защитой данных, другая – управлением ими и хранением. В качестве аргументов они приводят запутанность структуры компании, а также, по их мнению, недооцененность Symantec на рынке. Разделив ее на 2 направления, как утверждают сторонники этой идеи, можно фактически удвоить стоимость Symantec. После разделения миноритарные акционеры могли бы получить по $22-26 за акцию, тогда как средняя посткризисная цена не превышает $16-17. Рыночная капитализация Symantec составляет $12,6 млрд., но, по мнению акционеров, реальная стоимость компании находится на уровне $20 млрд. Аналитик RBC Роберт Бреза считает, что цена могла бы составить до $28 за акцию.
Поначалу мало кто внутри компании поддерживал это предложение, однако со временем количество сторонников увеличивается. Недовольство акционеров вызывает сделка с покупкой Veritas Software в 2005 году, на которую Symantec, по разным данным, потратила от $10,2 до $13,5 млрд. Это слияние и положило начало освоению рынка программного обеспечения для хранения данных; оно также должно было помочь компании закрепиться в корпоративном сегменте, однако существенного увеличения стоимости Symantec не произошло. По словам аналитика Дэниела Айвза FBR Capital Markets & Co., эта сделка все чаще рассматривается ошибочной для Symantec: «это как если бы пиццерия начала выпускать бутерброды». Спад продаж программного обеспечения для хранения и управления данными отчасти связан с покупкой Sun Microsystems корпорацией Oracle, после чего доля серверов Sun, с которыми традиционно поставляется ПО Symantec, уменьшилась на мировом рынке с 7,6% (в начале 2009 года) до 5,5% (в начале 2010 года).
В 2011 году выручка Symantec в данном сегменте составила $2,41 млрд., что, согласно данным Bloomberg, лишь на 1,3% больше, чем в 2010 году. Для сравнения, в 2008 году прирост выручки составил 21%. Операционная прибыль в данном сегменте снизилась на 8,1% до $977 млн. Эксперты же указывают, что в случае выделения хранения данных в отдельный бизнес, его можно было бы выгодно продать таким гигантам, как IBM или Oracle. Эксперты из Topeka Capital Markets полагают, что за предприятие, «являющееся тормозом общего роста», можно выручить не менее $7 млрд. Сценарий разделения Symantec имеет ненулевую вероятность с учетом того факта, что новый генеральный директор не высказывался о программном обеспечении для хранения данных как об одном из серьезных направлений дальнейшего развития компании. В таком случае покупка акций сейчас окажется весьма прибыльным вложением.
Новый глава заявил о продолжении развития компании в сегменте недорогих антивирусных средств, где присутствие Symantec недостаточно, а также на рынке мобильных антивирусов. Первые шаги для этого уже сделаны – весной компания купила производителя корпоративного программного обеспечения для защиты мобильных устройств Nukona, Inc. Решения Nukona направлены на обеспечение безопасности корпоративных данных от несанкционированного доступа без введения ограничений на использование мобильных телефонов сотрудниками. В начале марта Symantec сделала еще одно приобретение – компания Odyssey Software, разрабатывающая ПО для управления политиками безопасности корпоративных мобильных устройств, вошла в состав корпорации. Решение Symantec заняться этим сегментом программного обеспечения выглядит тем более оправданным, что аналитики Canalys прогнозируют объем мирового рынка мобильных антивирусов на уровне $3 млрд. в 2015 году со средним ростом в 2011-2015 гг. на 44,2% в год. Тем не менее, Symantec ожидает на этом пути серьезная конкуренция.
Кроме того, вендоры находятся в предвкушении назначенного на осень выхода Windows 8, которая, в случае успеха, обеспечит новую волну спроса на антивирусные решения.
Несмотря на то, что многое будет зависеть от решений нового генерального директора, в целом Symantec имеет хорошие перспективы. Акции компании торгуются на данный момент существенно ниже максимальной цены, и многие аналитики считает текущую стоимость компании ниже реальной. Покупать акции в августе советовали аналитические компании Standpoint Research и RBC Capital Mkts. Также за покупку акций высказалось более половины аналитиков, опрошенных Thomson Reuters; чуть меньше количество полагает, что акции нужно держать. При реализации оптимистичного сценария развития компании акции будут торговаться в коридоре $22-28.
Отправить сообщение