Судостроение высоких технологий
Дата: 24.05.2012
Судостроение высоких технологий
Южная Корея считается одной из наиболее технологически развитых судостроительных держав мира. Резка металла с помощью WiMax, подводная сварка, сборка из готовых больших конструкций весом до 10000 т, сборка судна, длина которого превышает размеры дока, – уровень инновационного развития впечатляет. Но среди авторов научных работ в области повышения ходовых качеств судов, энергосберегающих технологий и прочих направлений проектирования в судостроении практически не встречаются корейские имена. Казалось бы, парадокс?
Судостроение было выбрано в качестве одного из стратегических направлений национальной экономики Южной Кореи в послевоенное время. Компаниям, отобранным для прорывного развития отрасли, предоставлялись налоговые льготы, пониженные процентные ставки по займам и щедрая государственная финансовая поддержка, в том числе на безвозвратной основе.
До начала планового усиленного развития корейского судостроения оно было практически не развито. Поэтому уже в первом пятилетнем плане по развитию отрасли значился обмен опытом с иностранными специалистами. Корейские инженеры проходили стажировку за рубежом, а иностранные специалисты, как инженеры, так и управляющие, приглашались в Корею для оказания «технических консультаций».
В 70-х годах Корея начала открыто импортировать судостроительные оборудование и технологии из-за рубежа, в основном из Японии и Европы.
Для выполнения первого контракта от Gulf Corporation в 1970 году Korea Shipbuilding Corporation (KSC), предшественница Hanjin Heavy Industries, заключила соглашение с немецкой HDW (теперь принадлежит ThyssenKrupp). HDW занималась проектированием, поставкой оборудования, а также выполняла функции надзора на производстве. Для строительства первого для компании VLCC в 1971 году KSC заключила соглашение о технической помощи с британскими Appledore Shipbuilders и Scott Lithgow.
Технологии изготовления двигателей были «заимствованы» Южной Кореей у Германии и Швейцарии, системы автоматизированного проектирования – у Финляндии, Швеции, Норвегии и Испании, технологии проектирования газовоза и мембранная технология герметичности – у Франции.
С тех пор инновационные центры по развитию технологий появились при каждой крупной корпорации. Hyundai и Daewoo открыли исследовательские центры в 1982 году, Samsung – в 1984 году. Еще в 1968 году в Корее был открыт государственный Научно-исследовательский институт судостроения и океанографии.
Учитывая невероятные финансовые затраты и мощную государственную поддержку на развитие собственных технологий судостроения, корейские центры разработали собственные технологии резки металла, сварки стали и сборки судна. Последнее является наиболее высоким достижением научной мысли корейских исследователей – Корея делает ставку на крупногабаритные суда. Стратегическая задача – делать их крупнее и быстрее, чем это делает сосед – Китай.
Корейские компании очень трепетно относятся к своим технологиям и предпринимают серьезные меры по обеспечению их недоступности для своих конкурентов.
В комментарии для Financial Times в прошлом году топ-менеджеры крупнейшего в мире судостроительного холдинга Hyundai Heavy Industries раскрыли секрет своего успеха: преимущество корейских компаний перед китайскими (а значит, и перед всеми остальными в мире) заключается в технологиях менеджмента (!). Корейские компании могут грамотно организовать профессиональные кадры, точно просчитать затраты и жизненный цикл проекта.
Лазерная гибридная сварка и сварка трением с перемешиванием, применяемые в Европе, пока не получили на корейских заводах широкого распространения. Полностью автоматизированная сварка применяется лишь на крупнейших заводах. Собственные технологии окраски в Корее – на зачаточном уровне. Системы навигации и автоматизированного управления импортируются. Системы навигации, в частности, из России.
И напоследок пару цифр. Свой собственный двигатель гранд корейского судостроения Hyundai Heavy Industries разрабатывал 28 лет, на что потратил $30 млн. Корейский круизный лайнер другой судостроительный гигант Samsung Heavy Industries разрабатывал 13 лет.
Отправить сообщение