Рынок пожарных сигнализаций: цена или качество?
Дата: 17.04.2012
Рынок пожарных сигнализаций: цена или качество?
Финансово-экономический кризис не прошел незамеченным для отрасли систем безопасности.
До кризиса объем этого рынка увеличивался в мире в среднем на 10% в год.
Российский рынок рос еще более быстрыми темпами: по оценкам экспертов, его ежегодный прирост составлял 10%-35% в зависимости от сектора. По данным РБК, почти треть от этого рынка занимали охранные и пожарные сигнализации.
Пожарная сигнализация – это комплекс технических средств для обнаружения возгорания и оповещения о месте его возникновения. Она включает в себя пожарные извещатели (датчики); приемные приборы, которые принимают и передают информацию; линии связи, соединяющие все компоненты системы; источники питания и другие устройства. В настоящее время существует три типа пожарных сигнализаций:
Неадресные системы появились раньше других и обладают наиболее простым устройством. Каждый извещатель здесь не имеет своего индивидуального номера (адреса), по которому приемный прибор может распознать его. Идентификация идет лишь по номеру шлейфа (электрической цепи), в который подключен извещатель. Другими словами, в большом здании со множеством помещений, скорее всего, место возникновения пожара можно будет определить лишь с точностью до этажа или крыла. Однако у неадресных систем есть существенное достоинство – привлекательная цена.
В адресных системах, как следует из названия, каждый извещатель обладает собственным номером. Место возникновения пожара определяется не только с точностью до помещения, а даже с точностью до нескольких метров, что значительно расширяет возможности защиты крупных объектов. Адресные опросные сигнализации отличаются от неопросных организацией периодического «общения» приемно-контрольного прибора и извещателей, передающих ему информацию о своей работоспособности, о состоянии источников питания и т.д.
Адресно-аналоговые системы – самые современные, они служат для раннего обнаружения пожара. Обладая всеми преимуществами адресных систем, они существенно отличаются от них. В адресно-аналоговых пожарных сигнализациях приемный прибор (а не извещатель) принимает решение о возникновении пожара. Извещатели передают ему информацию о состоянии параметров окружающей среды, а он, в свою очередь, проводит комплексный анализ всей поступившей информации. Благодаря этому в таких системах существует режим предупреждения, когда система сообщает о повышении какого-либо параметра/параметров не до критического значения, но до величины, требующей внимания и проверки помещения. Такая функция может, к примеру, позволить избежать ненужных эвакуаций или предотвратить пожар на самой ранней стадии.
У адресно-аналоговых систем существуют и другие преимущества:
Недостаток адресно-аналоговых систем – высокая стоимость.
Преимущества адресно-аналоговых систем позволяют им на протяжении почти 10 лет удерживать 70%-долю мирового рынка пожарных сигнализаций. В России же спрос на них хоть и увеличивается, но составляет лишь 20% от всего числа подобных устройств.
Для существования такой огромной разницы между долями адресно-аналоговых и других систем в общем объеме рынка пожарных сигнализаций в России и мире могут быть несколько причин:
По всей видимости, причина кроется не в недостатке предложения, а в недостатке спроса на адресно-аналоговые системы.
Структура спроса
Среди отраслей крупнейшим потребителем пожарных сигнализаций является строительный сегмент. Во многом благодаря его восстановлению оживает и рынок пожарных сигнализаций (который, по оценкам ООО «Систем Сенсор Файр Детекторс», упал в период кризиса на 50%).
Также крупными потребителями выступают ТЭК и телекоммуникационные компании, для которых безопасность на первом месте. Они приобретают наиболее качественное оборудование, так как в случае пожара могут понести огромные материальные потери.
Тем не менее, по оценкам дилеров и монтажных организаций, большинство рядовых потребителей предпочитает наиболее дешевое оборудование. Это связано с тем, что в России пожарные сигнализации часто устанавливают не из-за понимания необходимости защиты, а из-за ужесточения санкций за нарушение правил пожарной безопасности. Установка пожарной сигнализации воспринимается при этом как досадная неизбежность.
Перспективы
Ожидается, что в скором времени рынок пожарных сигнализаций достигнет объемов 2008 года и продолжит дальнейший рост. Однако произойдет ли в России перераспределение долей неадресных, адресных и адресно-аналоговых систем в русле мировой тенденции?
Во-первых, это будет зависеть от отношения российских компаний к пожарной безопасности, от того, начнут ли они больше беспокоиться о качестве и возможностях оборудования. Во-вторых, процессу может поспособствовать соответствующее законодательство, которое на данный момент содержит немало недочетов (как уже говорилось, понятия «адресно-аналоговая пожарная сигнализация» не существует в российских нормативах).
В любом случае, график роста (пусть и медленного) доли адресно-аналоговых систем на российском рынке дает некоторые надежды на перемены.
Отправить сообщение