English
Русский
Suomi
Deutsch
 
Эксперт по транспортной отрасли
Большой порт Санкт-Петербург в структуре российских портов Балтийского региона
Дата: 10.02.2012

Большой порт Санкт-Петербург в структуре российских портов Балтийского региона

Мы продолжаем цикл статей, посвященный анализу российских морских портов Балтийского региона.

Большой порт Санкт-Петербург по грузообороту занимает второе место среди российских портов на Балтике после порта Приморск. В 2011 году грузооборот порта составил 59,989 млн. тонн, этот результат превышает прошлогодний грузооборот на 3,3%. Но еще более важно то, что в 2011 году грузооборот порта сравнялся (точнее даже немного превысил - на 132 тыс. тонн) с грузооборотом 2008 года – последнего предкризисного года, когда грузооборот порта рос (см. Диаграмму 1). Таким образом, грузооборот порта восстановился до своего докризисного уровня.

Диаграмма 1


По сведениям Администрации Большого порта Санкт-Петербург

Структура порта по стивидорным компаниям имеет ярко выраженных лидеров, 4 крупнейших стивидора переваливают почти 70% всего грузооборота:

  • ЗАО «Первый Контейнерный Терминал», входящий в группу «Национальная Контейнерная Компания» - перевалка контейнеров;
  • ОАО «Петролеспорт» и ООО «Моби Дик», входящие в группу Global Ports, - перевалка контейнеров, паромных и генеральных грузов;
  • ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» - перевалка нефтепродуктов;
  • Группа компаний ОАО «Морской порт Санкт-Петербург» - перевалка генеральных грузов, контейнеров и грузов на паромах.
  • Грузооборот Большого порта Санкт-Петербург в 2011 году мог бы быть еще выше, но сказались последствия суровой зимы. В феврале-марте из-за сильных морозов в Финском создалась тяжелая ледовая обстановка, которая негативным образом сказалась на работе портов. Сильнее всего пострадал Большой порт Санкт-Петербург, который в силу географического положения (наиболее удаленный от устья залива) и наличия длинного фарватера в порт, больше других портов зависел от ледовой обстановки. Грузооборот порта Усть-Луга, например, находящегося значительно ближе к устью Финского залива, намного меньше пострадал от погодных условий. Северо-Западный филиал ФГУП «Росморпорт» располагал в Финском заливе 12 ледоколами (5 линейными и 7 портовыми). Несмотря на помощь пришедшего из Мурманска арендованного у ФГУП «Атомфлот» атомного ледокола «Вайгач», и ледокола «Капитан Драницын», который возвращался из Антарктического рейса в порт приписки Мурманск, но по решению руководства «Росморпорта» пришел в Финский залив, ситуация была очень тяжелой. В наиболее сложные периоды февраля-марта очередь на заход в порт превышала 100 судов, в отдельные дни увеличиваясь до 150, по времени задержка судов составляла до 2-3 недель. В итоге грузооборот в феврале-марте снизился почти до значений 2009-2010 годов (этот провал хорошо виден на Диаграмме 2). Всего из-за сложной ледовой обстановки зимой 2011 года грузооборот Большого порта Санкт-Петербург потерял 2,0 – 3,0 млн. тонн.

    Диаграмма 2


    По сведениям Администрации Большого порта Санкт-Петербург

    В последующие месяцы 2011 года грузооборот порта превышал или был на уровне грузооборота соответствующих месяцев 2008 и 2010 года, т.е. грузооборот порта рос. Но в конце лета - начале осени темпы роста контейнерных грузов снизились из-за ожидания новой волны экономического кризиса. В начале осени началось и снижение грузооборота нефтепродуктов. Причиной этого стало начало закрытия трубопровода из Киришей на Петербургский нефтяной терминал. По трубопроводу, который связывал ПНТ с Киришским нефтеперерабатывающим заводом, в порт ежегодно транспортировалось около 2,5 млн. тонн мазута. Полностью трубопровод, принадлежащий АК «Транснефть» был закрыт 1 ноября, таким образом, терминал лишился примерно 20% переваливаемых нефтепродуктов. По официальной версии «Транснефти» трубопровод закрывается из-за неудовлетворительного технического состояния, но очевидно, что в приобретении дополнительного груза заинтересованы как Приморск, так и Усть-Луга, в которых у «Транснефти» есть свои терминалы.
    В итоге из-за сложной ледовой обстановки, нестабильности мировой экономики и закрытия трубопровода грузооборот порта потерял в 2011 году 3,5 - 4,0 млн. тонн потенциальных грузов.

    Если рассматривать структуру грузооборота порта и грузооборот по видам грузов в 2008-2011 годах (см. Диаграммы 3 и 4), то можно заметить несколько интересных моментов. Контейнеры, доля которых составляет почти 38% всех грузов в порту, после провала в кризисном 2009 году показали стремительный рост и превысили в 2011 году грузооборот 2008 года на 20,9%.

    Диаграмма 3


    По сведениям Администрации Большого порта Санкт-Петербург

    Нефтепродукты, являющиеся в настоящее время вторым по величине грузом в структуре грузооборота порта, в 2008-2010 годах показывали рост, несмотря на кризис, но в 2011 году рост прекратился (как уже было отмечено из-за закрытия трубопровода).

    Диаграмма 4


    По сведениям Администрации Большого порта Санкт-Петербург

    Генеральные грузы, после кризиса в 2010-2011 годах показывали рост, но еще не достигли уровня 2008 года. Это связано с уменьшением перевалки лесных грузов и рефрижераторных грузов при росте остальных грузов, составляющих номенклатуру генеральных. Уменьшение рефрижераторных грузов связано с их контейнеризацией. Снижение навалочных и насыпных грузов связано с отказом стивидорных компаний от ряда «грязных грузов» - руды, угля и кокса. Особенно показателен пример ОАО «Морской порт Санкт-Петербург», который перепрофилировал ряд своих территорий под обработку контейнеров и грузов на паромах.

    Развитие Большого порта Санкт-Петербург связано с расширением существующих контейнерных терминалов и возможного перепрофилирования некоторых существующих мощностей под контейнерные терминалы. Большой порт Санкт-Петербург является лидером, причем с большим отрывом, по перевалке контейнерных грузов среди российских морских портов. В 2011 году в порту было обработано 2,365 млн. TEU (эквивалент 20 футового контейнера), причем половина – 1,174 млн. TEU было перегружено на Первом Контейнерном терминале, крупнейшем контейнерном терминале России. В ближайшие годы объем перевалки контейнеров будет зависеть от экономической ситуации в России и в мире, контейнеры, как в значительной степени импортный груз, чрезвычайно зависимы от состояния отечественной и мировой экономики. Контейнерными терминалами в Большом порту Санкт-Петербург владеют «Национальная Контейнерная Компания» и группа Globbal Ports, крупнейшие участники контейнерного бизнеса в РФ. Начинает воплощать планы по значительному увеличению контейнерооборота на своих причалах и группа компаний ОАО «Морской порт Санкт-Петербург».

    Таким образом, видна тенденция к дальнейшей контейнеризации грузов, уменьшению или даже прекращению перевалки некоторых видов «грязных» грузов. С вступление в строй новых мощностей по перевалки нефтепродуктов в Приморске и особенно в Усть-Луге будет продолжаться тенденция к перераспределению нефтепродуктов в эти порты с Петербургского нефтяного терминала. На другие виды грузов в Санкт-Петербурге развитие терминалов в Усть-Луге окажет меньшее влияние. Логистика тех же контейнеров в Санкт-Петербурге значительно лучше – и НКК и Globbal Ports имеют в своей структуре так называемые «сухие порты» - сухопутные контейнерные терминалы в Шушарах и Янино, предназначенных для ускорения и удобства обработки контейнеров в порту. Развивать свой новый контейнерный терминал в Усть-Луге (проектная мощность терминала до 4 млн.TEU) НКК будет вероятно постепенно, так как Первый Контейнерный Терминал в Санкт-Петербурге еще не достиг своей максимальной мощности.

    Время от времени возникающие планы перевода порта из Санкт-Петербурга в Усть-Лугу, Бронку и другие места еще долгие годы останутся планами, как и из-за неготовности указанных портов, так и из-за значительных средств, вложенных в развитие Большого порта Санкт-Петербург в последние годы.

    Отправить сообщение

    *Email

    Имя

    *Сообщение

    *Пожалуйста, введите код с картинки