Город готов отказаться от трудовых мигрантов?
Дата: 18.07.2008
Город готов отказаться от трудовых мигрантов?
«Мигранты, помните, "гастарбайтер"
отличается от трудового мигранта
отсутствием необходимых документов».
с сайта Комитета миграционного контроля Санкт-Петербурга
В конце июня 2008 года ВЦИОМ опубликовал результаты всероссийского исследования, посвященного межнациональной напряженности при взаимодействии коренного населения с иностранными мигрантами. 67% жителей Москвы и Санкт-Петербурга (при том что в среднем по России эта группа составляет 55%) считают основной мерой пресечения конфликтов на этой почве – ограничение притока в Россию иностранной неквалифицированной рабочей силы, а также ужесточение порядка их въезда и регистрации. Получается, что к нам приезжает слишком много чернорабочих, система их допуска в страну чересчур доступна, регистрацию получить ничего не стоит и, наконец, именно эти трудовые мигранты являются основным катализатором конфликтов на почве межнациональной розни. Так ли это? Предлагаю посмотреть на ситуацию в миграционной отрасли на примере самого близкого для нас субъекта федерации – Санкт-Петербурга.
В прошлом году в наш город приехало чуть более 300 тысяч иностранных граждан. Среди этих 300 тысяч, по данным Государственного Комитета по статистике, мигрантами считаются только 48 тысяч человек (79,8% которых составляют люди работоспособного возраста), 6,8 тысяч – беженцы и вынужденные переселенцы.
По данным статистики, только 85 тысяч человек приехало в 2007 году с целью трудовой деятельности, но разрешения на трудовую деятельность в нашем городе получило 210 тысяч иностранцев. Получается, только 40% трудовых мигрантов официально зарегистрировались по месту работы. И это лишь 40% от официально получивших разрешения на работу.
Из 210 тысяч фактически приехавших в город трудовых мигрантов 199 тысяч составляли граждане СНГ. Основная масса трудовых мигрантов, приезжающих в Санкт-Петербург, приходится на представителей Узбекистана, Таджикистана и Украины.
Конечно, эта статистика неполная, в ней не отражена разница между квалифицированными и неквалифицированными работниками, нет градации между различными направлениями трудовой деятельности, а также она представляет данные лишь по легальной миграции.
Потоки нелегальной миграции в Санкт-Петербурге в прошлом году оценивались экспертами на уровне 100-250 тысяч, то есть в разы больше официально прибывших в город мигрантов, хотя точных данных никто дать не решается. Штрафы за привлечение к трудовой деятельности нелегальных иностранных работников петербургскими работодателями с января 2007 года перевалили за 350 млн. рублей – неплохая статья доходов в бюджете города.
Квалификация приезжающих в город работников определяется потребностями предприятий, так как именно они высылают свои заявки государственным органам, которые в свою очередь и утверждают квоты на въезд трудовых мигрантов. Большая часть заявок на разрешения для использования труда иностранных наемных работников приходится на неквалифицированные кадры, 34% – заявки на квалифицированных рабочих, около 2% – на инженерно-технические кадры. 37% разрешений отдается в строительные компании и организации, 25,8% – сфере услуг, 11,8% – обрабатывающей промышленности, 9,13% – транспорту и связи. Аналогичные официальному рынку труда основными поставщиками рабочих мест для нелегальных мигрантов являются строительство, торговля, транспорт и общественное питание.
Насколько эти объемы трудовых мигрантов из-за рубежа, устремляющиеся ежегодно в Санкт-Петербург, действительно, чрезмерны? Сколько в действительности нужно городу? Для этого нужно посмотреть на потребности города в трудовых кадрах.
Российским, в частности, петербургским, компаниям выгодно нанимать иностранных работников. В строительной отрасли, например, разница между оплатой труда российских и иностранных граждан составляет от 30 до 50%. А затраты на оплату рабочей силы в себестоимости строительства составляют около 10%, получается неплохая экономия.
Некоторые работодатели отмечают также большую ответственность и исполнительность иностранных работников, впрочем, обобщать этот критерий как универсальное правило все же не стоит. Во всяком случае, мне знакомы и другие примеры.
Вернемся к потребностям города в иностранной рабочей силе. Их можно определить несколькими способами.
Во-первых, по уровню безработицы. Работы много, нужны люди. Санкт-Петербург входит в тройку субъектов Российской федерации с минимальным уровнем безработицы. В настоящее время уровень безработицы составляет лишь 2,1%.
Во-вторых, потребности города можно установить на основе квот, которые региональные власти определяют для трудовых мигрантов каждый год. Данные квоты, в свою очередь, рассчитываются исходя из данных, которые представляют предприятия. Квоты существуют на разрешения на работу, а также на приглашения на въезд для иностранных граждан. Разница между ними показывает количество мигрантов, приезжающих из стран, в которых существует визовый режим.
Компания должна за год представить отчет о своих потребностях. В современных быстро меняющихся условиях слаженный механизм трудно себе представить. Во-первых, расчеты могут оказаться неверными, может понадобиться больше сотрудников на уже спланированные проекты, во-вторых, возникают некие форсмажорные обстоятельства, которые требуют срочных кадровых вливаний, в-третьих, развиваясь, компания может выйти на совершенно новые масштабы и направления своей деятельности, что также потребует новых иностранных работников. Кроме того, не все компании могут принять работников заочно, без собеседования. Даже после того, как квота «выбрана», остается потребность в трудовых ресурсах. В итоге – дополнительные запросы на квоты.
В 2008 году Федеральная миграционная служба утвердила норму в 130 тысяч (в прошлом году – 210 тысяч) разрешений на использование иностранной рабочей силы в Санкт-Петербурге, а Правительство определило квоту на приглашения иностранцев с целью трудовой деятельности в размере 17,5 тысяч (в прошлом году – 16,4 тысяч) человек. На сегодняшний день квоты на некоторые виды профессий, например, повара, водителя, продавца и подсобного рабочего, в городе уже «выбраны» – на середину июня количество выданных разрешений составило 110 тысяч.
Комитет по труду и занятости населения правительства составил заявку уже на дополнительную квоту на нынешний год – в 105 тысяч разрешений на работу. Это составляет 80% от выданных изначально разрешений. Получается, что нынешняя практика выдачи квот не соответствует потребностям города в целом и компаний в частности. В соответствии с постановлением Правительства РФ №783, квота может корректироваться раз в полгода. Федеральные власти приступили к пересмотру данного положения и рассматривают возможность внесения дополнительных квот 3 раза в год – в апреле, июне и октябре.
В случае утверждения федеральными властями общая квота на использование труда иностранных граждан в Санкт-Петербурге в 2008 году составит 235 тысяч (130 + 105), что будет лишь на 25 тысяч больше, чем в прошлом году. На 2009 год определена квота в чуть более чем 250 тысяч разрешений. Можно спрогнозировать заранее, что квота будет «выбрана» полностью и потребуются дополнительные корректировки.
Причин снижения квоты в нынешнем году (изначальная квота оказалась на 80 тысяч ниже прошлогодней) называется несколько: неспособность обеспечить инфраструктуру для проживания иностранцев в городе, низкая квалификация приезжающих, снижение квот как мера профилактики по всей стране – в прошлом году далеко не все иностранные мигранты официально оформились на местах своей работы.
В прошлом году, действительно, были значительно упрощены системы регистрации иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации. Но процесс законодательных изменений носил разновекторный характер.
Ϸ января 2007 года вступил в силу Федеральный закон №109 «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (принят 18 июля 2006 года). Он значительно упростил систему регистрации иностранных граждан по месту пребывания и месту жительства. Если быть точным, он полностью упразднил сам институт регистрации, заменив его системой учета, то есть вместо разрешительного характера была введена система уведомительного характера.
Также 18 июля 2006 года были приняты многочисленные поправки к федеральному закону №115 «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (принят 25 июля 2002 года), которые упростили регистрацию иностранного гражданина работодателем.
Иную окраску имели законодательные акты, принятые в ноябре 2006 года, вероятно в свете событий в Кондопоге в августе-сентябре 2006 года. 5 ноября был издан Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс РФ об административных правонарушениях (в части усиления ответственности за нарушение порядка привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства)», который значительно повысил штрафы за неуведомление миграционных и налоговых органов о привлечении к трудовой деятельности в РФ иностранного гражданина или лица без гражданства. По новым правилам, физическое лицо, представившее в ФМС ложные сведения о себе, может заплатить до 5 тыс. рублей, принимающее его физическое лицо – до 4 тыс. рублей, а юридическое лицо, взявшее на работу нелегального мигранта, – до 800 тыс. рублей. Деятельность компаний, предоставляющих рабочие места нелегалам, может быть приостановлена на три месяца.
Ϸ ноября 2006 года вышло Постановление Правительства РФ №683 «Об установлении на 2007 год допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории РФ», согласно которому с апреля 2007 года вводится полный запрет на привлечение иностранных граждан в розничную торговлю в палатках, на рынках и вне магазинов. В магазинах иностранцам запрещено торговать алкогольной продукцией и фармацевтическими товарами. В 2008 году в список запрещенных сфер деятельности было добавлено положение и о спортивной индустрии. С 1 апреля доля иностранцев, привлекаемых на работу в спортивную отрасль, сократилась до 25%.
Чего больше: либерализации или ужесточения миграционного законодательства? Если брать исключительно количественный фактор – то ужесточения (штрафы, рынки, квоты). Но фактически речь идет не об ужесточении, а об упорядочивании. Мы заявляем о своих потребностях, к нам приезжает необходимое количество работников, которые упрощенным образом регистрируются/встают на учет и которые просто соблюдают все законодательные нормы, таким образом штрафы для них никакой роли не играют.
Расценки на оформление иностранного гражданина в Санкт-Петербурге следующие. Стоимость разрешения на работу составляет нынче 4000 рублей. Плюс 1000 рублей – государственная пошлина за получение разрешения на работу, 2500 рублей – медицинское освидетельствование и 700 рублей – нотариат. Итого – 8200. Временная регистрация на год стоит 3500 рублей. Разрешение на работу с временной регистрацией на 1 год стоит 11 000 рублей. Дорого? Недешево, это точно. Но оно того стоит. В России зарплата выше, чем в большинстве стран-поставщиков основных трудовых мигрантов, а в Санкт-Петербурге тем более. Наш город входит в тройку лидеров по уровню средней заработной платы по России.
В среднем в отношении иностранцев совершается 0,8% всех зарегистрированных в городе преступлений. В прошлом году их было совершено 831, за первые четыре месяца 2008 года их количество достигло уже 220. Впрочем, городские власти оптимистично смотрят на современное состояние в данной области, так как количество преступлений в отношении иностранных граждан снижается. Видимо, действия властей по наведению порядка в данной области все же возымели плоды, и весьма крупные.
В то же время количество преступлений, совершаемых иностранными гражданами, увеличивается. По этому показателю Санкт-Петербург и Ленинградская область занимают второе место по России после столичного региона. В 2007 году количество преступлений, совершенных иностранцами в Санкт-Петербурге, составило одну тысячу. С чем это связано?
Большая часть совершенных преступлений приходится на представителей Узбекистана, Азербайджана и Украины. Получается, рост преступлений, совершенных иностранцами, находится в непосредственной зависимости от основных поставщиков ресурсов на трудовой рынок мигрантов. Заместитель председателя комитета по внешним связям городского правительства Сергей Марков также связывает преступления иностранцев и миграцию.
Однако рост преступлений за последние годы составил 40%, а количество зарегистрированных иностранцев выросло в 4 раза. По словам же начальника отдела миграционного контроля УФМС России по Санкт-Петербургу и Ленобласти Елены Заботиной, рост оказался еще больше – 8 раз. Выходит, количество преступлений, совершенных мигрантами, как раз снизилось за последнее время и очень существенно. Но здесь стоит учитывать еще один фактор – нелегальные мигранты. Вывести точное соотношение между увеличением количества трудовых мигрантов в Санкт-Петербурге и количеством преступлений не получится – после вступивших с силу в январе прошлого года законодательных актов значительное число нелегальных мигрантов решило стать легальными. Таким образом, можно только предполагать о реальной динамике преступлений со стороны и в отношении мигрантов, а бороться с преступностью нужно уже на нынешнем этапе.
Санкт-Петербург очень многонациональный город, к нам приезжает как много трудовых мигрантов из-за рубежа, так и иностранных туристов. В то же время город очень молодой по социальному составу. Большое количество иностранцев и молодежи – получается взрывоопасная смесь.
По словам директора Московского бюро по правам человека Александра Брода, в Санкт-Петербурге за этот год на почве расовой нетерпимости погибло 16 человек и 19 пострадало. По этому критерию Санкт-Петербург занимает второе место по России, после московского региона (Москвы и Московской области). В прошлом году в Санкт-Петербурге было совершено 19 преступлений на почве межнациональной розни.
90% преступлений на почве национальной неприязни совершаются людьми 14-18 лет. По словам руководителя следственного управления Следственного комитета при городской прокуратуре Андрея Лавренко, главная причина втягивания подростков в экстремистские и националистические группировки – «доступность информации националистического толка», в основном через интернет.
Стоит только сделать одну оговорку – это не причина, а условие, то есть фактор благоприятствующий совершению этих преступлений, но отнюдь не приводящий к ним. То же самое относится и к преступлениям иностранцев и к опросу ВЦИОМ, приведенному в начале статьи. Большое количество иностранных мигрантов, трудящихся нелегально, не могут сами по себе быть причиной конфликтов. Это условие. Причина же кроется в другом – нужно искать истоки ксенофобии.
Правильно было бы, конечно, назвать раздел «предупреждение ксенофобии», а не борьба с ней, так как борьба подразумевает уже наличие проблемы, а предупреждение – подготовительные мероприятия для ее предотвращения. В профилактике ксенофобии и есть решение проблем. Налицо разночтения в терминологии. Однако это не только расхождение в терминах, предупреждение ксенофобии – это пока идеальное состояние общественных отношений, к которому город только стремится, но не достиг его.
Непосредственные истоки ксенфобии находятся в головах тех, кто ксенофобские настроения испытывает и их проецирует на иностранных трудовых мигрантов. В качестве причин ксенофобии выступают следующие факторы: неорганизованность досуга молодежи, нехватка воспитательного процесса в школах и дошкольных учреждениях, агрессия и злоба, которая накапливается в социально неблагополучных семьях и затем выплескивается на иностранцев, а также уверенность в том, что кто-то должен отвечать за неблагополучное социальное положение, и этим кем-то становятся иностранцы.
А условиями ксенофобских настроений являются уже большие потоки иностранцев, которые не знают языка и общественных норм, преступления, ими совершаемые, наркоторговля, которая ассоциируется с отдельными этническими группами. Какое-то время назад говорили, что ксенофобские настроения происходят из-за того, что мигранты забирают рабочие места у коренных жителей. Но для Санкт-Петербурга с минимальным уровнем безработицы и большим спросом на рабочую силу, данное положение никак не может работать.
Эффективные программы по предупреждению ксенофобии должны быть направлены как на коренных жителей, так и иностранцев, чтобы воздействовать как на непосредственные истоки расовой ненависти, так и на факторы, ей способствующие.
С 2006 года в городе реализуется Программа гармонизации межэтнических и межкультурных отношений, профилактики проявлений ксенофобии, укрепления толерантности в Санкт-Петербурге на 2006 - 2010 годы, которая получила краткое наименование «Толерантность». Только в 2007 году в рамках Программы было реализовано мероприятий на сумму в 54 млн. рублей. Бюджет на этот год составляет 78 млн. рублей, на следующий – 79,5 млн. и на 2010 – 81,5 млн. рублей.
Оценки программы крайне неоднозначные: высказывается мнение, что большая часть средств расходуется нецелевым образом и идет на стандартные культурные мероприятия, коих в городе и так организуется большое количество, что ориентирована она не на те группы населения, на которые следовало бы ее направить, при этом имеются в виду иностранные мигранты, и, конечно, положительные, что в рамках программы осуществлено более 3000 мероприятий и они имеют чрезвычайно положительный эффект на состояние толерантной среды в городе.
Оценивать результативность программы еще рано – она начала действовать только в конце 2006 года, а для искоренения ксенофобии нужно фактически изменение мировозррения, что потребует длительной работы. А эффективность программы можно проследить лишь по одному критерию – значительное сокращение числа конфликтов на почве межнациональной розни.
В Правительстве Санкт-Петербурга разработываются и другие инициативы. Под эгидой КУГИ уже несколько лет работает Санкт-Петербургский Дом национальностей. При ГУ «Контакт», подведомственном Комитету по молодежной политике, работают два отдела, по изучению молодежной субкультуры и по неформальным молодежным организациям. В настоящее время в Правительстве разрабатывается несколько идей интеграции иностранных мигрантов в обществе: создание центра социально-культурной адаптации мигрантов, центра по трудоустройству мигрантов и общежития.
Существует также третий способ оценки потребности города в трудовых ресурсах – обратиться в кадровые службы. Комитет по занятости населения называет наиболее востребованными кадрами профессии подсобного рабочего и водителя автомобиля, уборщика производственных и служебных помещений и грузчика. Городские учреждения оценивают кадровые потребности нашего города на уровне 800 тысяч мест. Кем же их заполнить, если мы не хотим видеть иностранных неквалифицированных мигрантов?
Вариант а. Мигрантами из России, из соседних регионов
Между Ленинградской областью и Санкт-Петербургом давно существует «маятниковая» миграция. Для жителей города это, в основном, цели отдыха, для жителей области – трудовая деятельность. Привлечение трудовых ресурсов из области входит в официальную миграционную политику властей, работники из России имеют преимущество при приеме на работу перед иностранными кадрами. В последнее время расширяются масштабы привлекаемых трудовых ресурсов и из других регионов России.
С конца 2007 года Комитет по по занятости населения осуществляет проект «Работа в Петербурге», который ориентирован именно на жителей российских регионов. Восстанавливается информационная система по возможностям трудоустройства в городе.
В рамках проекта Комитет провел уже несколько выездных ярмарок вакансий в центральные регионы России. Причем, по словам Председателя Комитета Павла Панкратова, трудовые кадры, привлекаемые подобными ярмарками в Центральной России, существенно отличаются от наиболее активных посетителей в Санкт-Петербурге. В Центральной России большинство заинтересованных лиц составляют мужчины, в возрасте 20-35 лет, что крайне привлекательно для работодателей.
Проблема, которая встает перед прибывающими мигрантами из других регионов России – нехватка жилья. Необходимо создать рынок дешевого арендного жилья, построить общежития, в которых могли бы поселиться семьи мигрантов. К сожалению, единства мнений в этом вопросе у власть предержащих нет: одни выступают за создание неких обособленных городков для мигрантов (читай – гетто), другие – за проявление социальной ответственности работодателей по строительству жилья для собственных работников, третьи утверждают, что общежитий при производстве – уйма, а если и этого недостаточно, то современный уровень зарплаты позволяет работникам снимать жилье самостоятельно. Простите, тогда уж придется удерживать свои месячные расходы ну в очень узких рамках. А хочется жить по-человечески.
Как уже было указано выше, стоимость временной регистрации для иностранных граждан в Санкт-Петербурге на один год составляет 3500 рублей. В то же время для российских граждан она составляет 8500 рублей. Мы провозглашаем, что создаем для мигрантов из других регионов России приоритетные возможности, где тогда логика?
Вариант б. Собственными силами
Под собственными силами в данном случае подразумеватся трудовые кадры города, то есть необходимо стимулировать то экономически активное население Петербурга, которое в настоящий момент не работает. В эту группу попадают люди, которые по каким-то причинам покинули прошлое место работы и ищут новое, не работающие по состоянию здоровья или те, которые хотят начать работать впервые, то есть студенты.
Больных мы трогать не будем, а вот с двумя другими группами службам занятости стоит поработать интенсивнее. Стоит опять вернуться к инициативе Комитета занятости населения по возрождению информационной системы по трудоустройству, а также разрабатывать школы и программы повышения квалификации и перепрофилирования на особенно востребованные в данное время профессии. Для собственных высококвалифицированных кадров не нужно разрабатывать никаких программ обустройства жилья и интеграции в общество. Все проще.
Что касается трудойстройства студентов, в Комитете занятости населения убеждены, что квалифицированные специалисты найдут себе работу без проблем. Но в подавляющем большинстве вакансий указывается условие опыта работы. Откуда же у свежеиспеченного специалиста может быть опыт работы, если он только получил свои заветные корочки? В случае же совмещения учебы и работы начинающим специалистом, только редкий работодатель готов учитывать большую нагрузку молодого человека и подстраивать рабочий график под учебный. А студенты – наиболее легко обучаемые, творческие и активные трудовые кадры.
Вариант в. Квалифицированными мигрантами
В приведенном в начале статьи опросе ВЦИОМ опрашиваемые называли причиной конфликтов на почве межнациональной розни большой приток неквалифицированных мигрантов, но это отнюдь не распространяется на квалифицированных работников из-за рубежа.
Впрочем, квалификацию как определенный набор навыков и умений определяет, как говорилось выше, работодатель, указывая в заявке на необходимое ему количество трудовых кадров из-за рубежа необходимые качества будущего работника.
Не менее важна и так называемая социальная квалификация мигранта. То есть его знание общества, культуры, законов. Как уже указывалось выше, такой центр по адаптации в Санкт-Петербурге уже создается. Не менее значимой была бы организация подобного центра и при посольствах России в странах-поставщиках основных трудовых ресурсов из-за рубежа.
Нужно давать определенные поощрительные бонусы уже проработавшим в городе законопослушным работникам. Власти и работодатели беспокоятся, что опыт и знания, а также заработанные финансовые средства перетекают в то государство, откуда мигрант родом. Значит, нужно поощрять опытных мигрантов и предлагать им более привилегированные условия труда и жилья.
Исключительно важно развивать широкие программы по обучению мигрантов русскому языку, причем осуществляться они должны еще на подготовительном этапе отбытия в Россию. Часто непонимание на бытовом уровне становится причиной кровавых конфликтов. Другой аспект – язык как проводник мировоззрения отдельного общества, в нашем случае русский язык российского общества с петербургским оттенком.
Альтернатив трудовых кадров много – нам выбирать.
Интересно замечание на сайте Комитета миграционного контроля, приведенное в качестве эпитета в начале статьи. Так что, петербуржцы, не называйте иностранных работников «гастарбайтерами» зазря, иначе вы их обвиняете в нарушении закона. А получать вознаграждение за свой труд имеет право каждый, кто его не нарушает.
Отправить сообщение