Закон как индикатор общественных перемен
Дата: 03.06.2009
Закон как индикатор общественных перемен
На прошлой неделе в Комитете по законодательству Законодательного собрания был рассмотрен проект закона «О правительстве Санкт-Петербурга», внесенный В.И. Матвиенко 8 мая. Вердикт был вынесен, закономерно, положительный: Комитет рекомендовал Собранию принять законопроект за основу. Однако зачем понадобилось принимать новый вариант закона, если поправки в старый вариант закона «О правительстве Санкт-Петербурга» планомерно вносились со дня принятия его 30 марта 2003 года? Сравнительный анализ двух документов показывает, что причина кроется не только в антикризисной политике: с 2003 года существенно изменилась как региональная политическая, так и национальная и международная ситуация, что потребовало и существенных корректировок закона. Итак, в чем отличие нового документа от «старого»?
1. В законопроекте появляется большое количество ссылок на иностранные некоммерческие, коммерческие и правительственные структуры. В частности, подчеркивается, что вице-губернаторы не могут
- иметь иностранное гражданство либо вид на жительство за границей;
- принимать почетные знаки отличия иностранных государств без разрешения Президента РФ;
- выезжать в служебные командировки за границу за счет физических и юридических лиц;
- входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов иностранных НКО.
- повторно вносить кандидатуру вице-губернатора, решение об отказе которой уже было принято Законодательным собранием;
- изменять сферы деятельности вице-губернаторов (которые должны быть указаны в предложении о назначении).
4. В новом документе также отражены элементы кампании по борьбе с коррупцией и лоббизмом в пользу открытости:
- ежегодная подача декларации о доходах и имуществе, принадлежащим на правах собственности членам Правительства, их супругам и несовершеннолетним детям;
- запрет на предпринимательскую и иную оплачиваемую деятельность, кроме творческой (в которой особо выделены два вида деятельности: преподавательская и научная), причем снова вступает в действие пункт 1 – творческая деятельность не может финансироваться исключительно за счет иностранных средств;
- запрет на получение любых форм «благодарностей», материального характера или в виде услуг, от физических и юридических лиц за осуществляемую служебную деятельность;
- запрет на осуществление функции поверенного или представителя по делам третьих лиц в органах государственной власти (читай – лоббиста).
Прочие изменения в тексте документа являются лишь небольшими поправками в формулировках, перестановками слов во фразах и другими «косметическими» улучшениями.
Таким образом, изменения за последние шесть лет в региональной и федеральной политической жизни (на основании сравнительного анализа двух документов) выразились в следующих явлениях:
1. Существенное усиление негативизма по отношению к иностранным элементам: организациям, компаниям и государственным структурам. Практически это вылилось в скандал в руководстве ТНК-BP и прочие действия по отношению к иностранным компаниям в нефтегазовом секторе, закрытие филиалов Британского совета, ужесточение законодательства по отношению к иностранным некоммерческим организациям, распространение информации о возможной активизации иностранных организаций на выборах в муниципальные образования, риторику об усилении независимости внешней политики РФ.
2. Нововведения, отраженные в пункте 2 представленного списка, по желанию анализирующего можно трактовать довольно вариативно, вот лишь несколько примеров:
- усиление властной вертикали,
- повышение мобильности и оперативности региональной политической жизни на фоне кризисных явлений мировой экономики,
- усиление исполнительной по отношению к законодательной ветви власти.
3. В пункте 3 отдается дань сентябрьским событиям 2004 года в Беслане, 9 сентября 2001 в Нью-Йорке и прочим террористическим актам последних лет. И хотя терроризм уже не является главной темой повестки дня, а в апреле в Чеченской республике был снят режим контртеррористической операции (КТО), в той же Чечне в некоторых районах возобновлялся режим КТО, намедни режим КТО был объявлен в некоторых деревнях Ингушетии.
4. Кампанию по представлению ежегодной отчетности о собственных доходах и имуществе открыли в нынешнем году Президент Д.А. Медведев и Премьер-министр В.В. Путин, за ними последовали отдельные губернаторы и прочие государственные служащие. Со следующего года публичное представление деклараций станет обязательным (указы Президента от 18.05.2009).
А кампания по борьбе с коррупцией широко развернулась в нынешнем году в Санкт-Петербурге. В октябре прошлого года был принят закон «О дополнительных мерах по противодействию коррупции в Санкт-Петербурге», и весной нынешнего года уже были введены обозначенные дополнительные меры в действие. Из наиболее ярких – «горячая» телефонная линия и активная общественная пропаганда.
Итого: борьба с внешними и внутренними врагами, открытость и подотчетность политиков и выбор одной из трех альтернатив: усиление вертикали власти, повышение эффективности региональной политики в связи с финансовым кризисом или возвышение исполнительной над законодательной властью.
Отправить сообщение