English
Русский
Suomi
Deutsch
01.10.2014 - 15.10.2014  
Эксперт по строительной отрасли
01.10.2014 - 15.10.2014

Нормативное регулирование

На официальном сайте Министерства строительства было опубликовано заявление главы ведомства Михаила Меня, сделанное в ходе выступления на одном из мероприятий III Московского международного форума инновационного развития «Открытые инновации».
По словам чиновника, ФАУ «Главгосэкспертиза» обяжут допускать к согласованию проектно-сметную документацию, предусматривающую применение инновационных материалов при строительстве.
По словам Михаила Меня, в Минстрое уже разработаны изменения в Распоряжение правительства РФ от 21.06.2010 № 1047-р «О перечне национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений». Речь идет об актуализации существующих сводов правил, СНиПов и перечня современных технологий, применяемых в строительстве, однако важнее то, что изменения коснутся работы органов Госэкспертизы, которые должны перестать тормозить согласование проектов по формальным поводам.
Дискуссия о том, что существующая нормативно-правовая база часто является барьером, препятствующим внедрению в строительную отрасль современных решений и материалов, ведется в профессиональном сообществе уже давно. Главгосэкспертиза и ее филиалы, действуя в соответствии с нормативными документами, как и любой бюрократический институт, в положение девелоперов входить не обязаны.
Контрольные органы привыкли просто вычеркивать из проектов материалы, технологии и решения, на которые нет соответствующих СНиПов. Это является следствием правовой коллизии, возникшей после принятия Федерального закона «О техническом регулировании». В законе отсутствуют упоминания СНиПов как таковых. Статья 46 гласит, что обязательному применению подлежат ранее утвержденные требования, направленные на обеспечение безопасности. В свою очередь, остальные нормы сохранили силу в качестве рекомендаций. Обновление нормативной базы завершилось в 2012 году под руководством Минрегиона, утвердившего 24 СНиПа, (7 – обязательных и 17 – добровольных).
Однако не нужды пояснять, что национальные стандарты, независимо от их количества, не могут вместить все современные виды работ, материалы, технологии и способствуют только консервации отрасли. Существуют также стандарты организаций, правовой статус которых закреплен в законе «О техническом регулировании» и приравнен к национальным стандартам, однако, по утверждениям экспертов и участников рынка, Главгосэкспертиза их преимущественно игнорирует. В частности, руководство «Автодора» часто высказывает недовольство отказами Главгосэкспертизы согласовывать использование современных композиционных материалов и невозможностью повторно применять решения, уже прошедшие экспертизу.
Чуть больше года назад российское правительство приняло постановление, допускающее привлечение иностранных компаний к участию в конкурсах и аукционах на дорожное и жилое строительство. В контексте вступления России в ВТО инициатива Минстроя, вероятно, направлена на обеспечение реализации данного постановления и будет только способствовать привлечению на российский рынок современных технологий и зарубежного опыта. Иначе сложно представить, кто из иностранных подрядчиков станет вкладываться в инновации на фоне нормативных разночтений.

Саморегулирование в строительстве

В большом интервью «Газете.ру» Министр строительства и ХЖХ Михаил Мень фактически высказался за возвращение системы лицензирования в строительной сфере, признав многолетний эксперимент по введению саморегулирования в строительной сфере неудачным. Глава Минстроя подчеркнул, что законодательная работа в сфере совершенствования механизма СРО не имеет смысла в отсутствие прописанной финансовой ответственности, которую организации несут за своих членов.
Несколько дней спустя Михаил Мень уточнил, что НОСТРОЙ как ключевому регулятору системы СРО отводится 1-1,5 года на улучшение ситуации и решение ключевых проблем отрасли, после чего будет приниматься окончательное решение о введении лицензирования, что, по сути, и определит судьбу саморегулирования в строительстве. При этом, министр еще раз подчеркнул, что является сторонником возврата к государственному лицензированию.
Нельзя сказать, что такая позиция руководства Минстроя является неожиданностой. Введение летом государственного лицензирования в сфере ЖКХ (Федеральный закон от 21 июля 2014 г. № 255-ФЗ) после бурной, но безрезультатной дискуссии в отраслевых кругах, четко указало на намерение Минстроя зачистить свою сферу ответственности от негативных эффектов широкой свободы, предоставленной управляющим компаниям.
Тем не менее, жесткость тона высказываний Михаила Меня едва ли можно было предугадать. Буквально за две недели до упомянутого интервью, выступая на конференции «Саморегулирование в строительном комплексе», заместитель главы Минстроя Леонид Ставицкий говорил об усилении контроля за деятельностью строительных СРО (об этом мы писали в прошлом обзоре) в части движения средств компенсационных фондов и информационной открытости. Более радикальных планов ведомства Ставицкий не озвучивал, хотя упомянул случаи размещения компфондов на счетах банков, лицензии которых были в дальнейшем отозваны. Вероятно, серия таких инцидентов стала окончательным поводом для ультимативных заявлений, поскольку Михаил Мень эти «совпадения» также упомянул в интервью.
Велика вероятность, что радикальной реформе управления строительной отраслью дан зеленый свет на высоком уровне, а срок, отпущенный НОСТРОЙ, нужен как переходный период для восстановления системы лицензирования, подготовки кадров и т.д. Для становления системы СРО даже в нынешнем несовершенном виде была проделана колоссальная работа, однако заявления чиновника уровня министра едва ли делаются на пустом месте. Безусловно, это является сигналом для НОСТРОЙ и всей системы СРО в строительстве.

Земельный вопрос

Портал «Бюллетень недвижимости» сообщил о скорой безвозмездной передаче в собственность Петербурга земельных участков, принадлежащих девелоперам. Речь идет об участках в районе Пискаревского проспекта, в разное время приобретенных ООО «БигБокс» (3605 кв. метров на Пискаревском проспекте), ООО «ЛСР.
Недвижимость-СЗ» (9 га там же) и ЗАО «ЮИТ Санкт-Петербург» (3,5 га в районе Суздальского шоссе). Такое решение было принято по итогам переговоров представителей компаний с вице-губернатором Маратом Оганесяном. Свободные участки будут использованы под строительство объектов дорожной сети, расширение и развитие существующих магистралей.
Строительство инфраструктурных объектов часто требует решения имущественных и правовых вопросов, но далеко не всегда этот процесс проходит гладко. В этой связи, безвозмездная передача участков на сумму порядка 130 млн. долларов (так в пресс-службе Оганесяна оценивают экономию для городского бюджета) является любопытным прецедентом. В опубликованном сообщении Смольного утверждается, что девелоперы сами заинтересованы в передаче, поскольку транспортное строительство увеличит доступность, а, следовательно, и стоимость квадратных метров в возводимых неподалеку объектах. Такая форма взаимоотношений выгодна обеим сторонам, поскольку в будущем девелоперы, вероятно, смогут рассчитывать на некие преференции со стороны города. Можно предположить, что такие договоренности имели место по итогам обсуждения.
Если ЛСР известна давно налаженным диалогом с городскими властями, то ЮИТ и «БигБокс» в этой компании новички. Вместе с тем, документация по кварталу «Новоорловский», амбициозному проекту ЮИТ, в настоящий момент находится на согласовании Комитете по градостроительству и архитектуре.
По данным СМИ, в настоящее время также ведутся переговоры о передаче городу 44 га компании «ЛенСпецСМУ» (входит в группу «Эталон»), и вероятность решения, устраивающего всех, на общем фоне велика.