English
Русский
Suomi
Deutsch
16.05.2014 - 31.05.2014  
Эксперт по транспортной отрасли
16.05.2014 - 31.05.2014

В начале года Министерство подвело итоги реализации программы за прошлый год. Заявлено, что в 2013 году объем пассажирских авиаперевозок вырос на 14% к уровню 2012 года и составил почти 85 млн пассажиров, из которых половина перевезена на внутренних рейсах.
В 2013 году было реализовано 5 программ государственной поддержки региональных авиаперевозок, в том числе перевозки пассажиров с Дальнего Востока в европейскую часть страны и в обратном направлении (в 2013 году направлено 3.6 млрд руб.); перевозки из Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении (543.88 млн руб.); перевозки в Приволжском федеральном округе (750 млн руб.); перевозки на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов (900 млн руб.); региональные воздушные перевозки на территории РФ и формирование региональной маршрутной сети (программа заработала в III квартале 2013 года, объем финансирования - 1.035 млрд руб.). Совокупный бюджет программ составил порядка 7.5 млрд руб. Это позволило перевезти более 1.14 млн пассажиров и открыть более 80 новых маршрутов.
В 2014 г. планируется расширить программу, включив в перечень субсидируемых маршруты, обеспечивающие сообщение Иркутска с курортными городами юга России и Санкт Петербургом. Также в 2014 - 2016 гг. будут реализованы программы поддержки региональных перевозок в Приволжском федеральном округе и в целом по Российской Федерации. В этом году планировалось реализовать пять программ субсидирования: Программа субсидирования перевозок в целях обеспечения доступности воздушных перевозок пассажиров из г. Калининграда в европейскую часть страны и в обратном направлении. Программа запущена в 2011 г. и в настоящий момент распространяется на граждан РФ без возрастных ограничений. Субсидируемые маршруты перевозки – Калининград – Москва – Калининград и Калининград – Санкт-Петербург – Калининград. Период действия программы – с 15 мая по 15 октября. В 2013 г. перевезено 194 403 пассажира. Объем финансирования - 543,88 млн. рублей.
Программа субсидирования перевозок воздушным транспортом в Приволжском федеральном округе. Программа реализуется с 1 апреля 2013 г. Результатом проекта стало двукратное увеличение количества перевезенных в ПФО пассажиров. За 9 месяцев по 74 маршрутам было перевезено более 90 тыс. человек. При этом за весь 2012 г. в регионе перевезено 41 тыс. пассажиров. Объем финансирования - 750 млн. руб. (450 млн. рублей – федеральный бюджет и 300 млн. рублей – бюджеты субъектов РФ)
Программа субсидирования перевозок воздушным транспортом на территории Северо-Западного, Сибирского, Уральского и Дальневосточного федеральных округов. Программа реализуется с апреля 2013 г. Полеты осуществлялись по 28 маршрутам, перевезено более 150 тыс. пассажиров, объем финансирования программы - 900 млн. рублей.
Программа субсидирования региональных воздушных перевозок на территории Российской Федерации и формирования региональной маршрутной сети. Программа заработала в третьем квартале 2013 г. Полеты осуществлялись по 69 маршрутам, в том числе 54 новым направлениям. Всего за 5 месяцев было перевезено более 187 тыс. человек, объем финансирования - 1 млрд. 35 млн. рублей.
В рамках указанных программ в 2014 г. предполагается перевезти более 1,5 млн. пассажиров и открыть около 100 новых маршрутов.
В мае после выступления заместителя министра транспорта Валерия Окулова на международном форуме «Транспорт Сибири» пресса опубликовала сообщения, что программа субсидирования выполняется недостаточно хорошо. Министерство транспорта РФ не удовлетворено реализацией программы по субсидированию региональных перевозок в 2014 году и включит авиакомпании-нарушители в «черный список», сообщил Окулов. «Первоначальная кампания заключения договоров (по постановлению правительства на субсидирование региональных перевозок № 1242) в нас вселяла очень высокий оптимизм: 3,58 млрд руб. финансирование, а заявок получили больше, чем на 20 млрд руб. Насколько востребован проект, оказывается! Но реализация этого не показала: авиакомпании заявились, контракты назаключали, а летать не начали», - заявил он.
Он отметил, что Минтранс РФ рассчитывал на поддержку авиакомпаний в развитии региональной авиации, однако столкнулся с «консервативным» подходом перевозчиков, которые наращивали загрузку самолетов, а не частоту полетов или маршрутную сеть.
В свою очередь замглавы Федерального агентства воздушного транспорта (Росавиация) Олег Клим отметил, что Минтранс «сгущает краски» в оценке ситуации. «Из 28 компаний, которые подали заявки на рассмотрение, отказались только две. С ними разорваны договорные отношения. Так что это не такое массовое бегство», - сказал Клим, не сообщив названия авиакомпаний. В целом он оценил реализацию постановления правительства РФ № 1242 как «вполне успешную».
Эксперты считают, что субсидирование перевозок – не единственная возможность поддержки отечественного авиатранспорта. Аналитик компании «Infomost» Борис Рыбак считает, что «на фоне общего экономического спада повышение подвижности населения станет одним из условий оживления ситуации на рынке. Но помимо субсидий у правительства есть и другие способы стимулирования перевозок, например, отмена НДС и пошлин на иностранные самолеты или снижение фискальной нагрузки на авиакомпании». В то же время премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил концепцию развития пригородных пассажирских перевозок железнодорожным транспортом. «Один из основных тезисов концепции – закрепление за субъектами Федерации обязанности по организации пригородного сообщения на территории региона посредством размещения государственного заказа на осуществление пригородных пассажирских перевозок. Заказ формируется с учетом положений региональных комплексных планов транспортного обслуживания населения (включая возможный отказ от пригородного железнодорожного сообщения)», - рассказали в кабмине.
Регионы будут размещать госзаказ на пригородные пассажирские перевозки. При этом местные власти вправе вовсе отказаться от размещения такого заказа, если сочтут плотность пассажиропотока недостаточной и докажут наличие альтернативных способов сообщения. Тогда электрички ходить не будут. Исключение составляют Москва и некоторые промышленные центры. К обязанностям субъектов федерации также будет относиться регулирование цен на проезд. Но они должны будут возмещать железнодорожным компаниям потери в доходах за счет средств регионального бюджета. Концепция заработает после того, как будет принят закон «Об организации регулярного пассажирского сообщения».
По информации прессы, с начала года в РЖД уже отменили более 200 электричек в 12 самых неплатежеспособных в этом плане регионов России, и на этом, как сообщают в ведомстве, останавливаться не намерены. Около 150 электричек исчезнут до конца года - это коснётся Липецкой, Калининградской, Новгород­ской, Воронежской и Ростов­ской областей, Ставропольского края и Чечни. «Электрички сокращают по инициативе региональных властей там, где пассажиропоток наиболее низкий», - рассказал журналиствм» Илья Черняев, пресс-секретарь Цент­ральной пригородной пассажирской компании. – «У регионов просто нет денег на компенсацию убытков от пригородных перевозок. По их оценкам, пригородных железнодорожных маршрутов нецелесообразно много в сравнении с доходами, которые приносит продажа билетов».

Есть и вторая причина отмены электричек. «Пути не справляются с возросшим грузопотоком, а также с увеличением количества пассажиров, следующих по дальним направлениям, поэтому приходится сокращать количество пригородных маршрутов», - заявила в прессе Виктория Герами, завкафедрой управления логистикой и инфраструктурой ВШЭ.
На больщих пространствах российской Федерации железнодоорожное сообщение всегда было и остается основным средством пермещения людей. Судя по сообщениям прессы, изменений к лучшему пока не видно: электрички отменяются, субсидии не работают. «Останавливать пригородное сообщение нельзя», — говорит Д.Медведев. - «Эта тема действительно касается большого количества людей. Без электричек пока жизнь в большинстве наших регионов невозможна», — сказал премьер. Действительно, для некоторых заброшенных деревень отмена электрички может иметь, действительно, катастрофические последствия. Пока железнодорожное начальство планирует будущие рейсы, бывшие пассажиры электричек остаются без единственной связи с внешним миром: http://www.novayagazeta.ru/society/62774.html

К слову об общественном транспорте: проезд в петербургских маршрутках подорожал на один рубль с 17 мая. Теперь средняя цена составляет 36 рублей. Однако изменения тарифов коснулись не всех маршруток города. Стоимость проезда повысили крупнейшие перевозчики – «Питеравто» (включая «дочку» «Вест-Сервис») и «Третий парк». Примечательно, что в декабре 2013 года Комитет по тарифам утверждал, что стоимость проезда в общественном транспорте в 2014 году меняться не будет - уже утвержден тариф на весь наземный транспорт, в том числе и коммерческий. Тем не менее, перевозчики действовали вполне законным путем. В конце 2013 года комитет по тарифам выпустил распоряжение, в котором была заложена возможность увеличить стоимость до 36 рублей в течение 2014 года. В настоящее время эта возможность и была реализована.