English
Русский
Suomi
Deutsch
01.07.2014 - 15.07.2014  
Эксперт по финансовой отрасли
01.07.2014 - 15.07.2014

15 июля в бразильской Форталезе прошел Шестой саммит стран БРИКС, который многие эксперты сравнили с Бреттон-Вудской конференцией, проводя параллели между тяжелым послевоенным состоянием государств и современным посткризисным состоянием экономик на фоне нестабильной геополитической ситуации и доминирования Запада. Бреттон-Вудская конференция прошла тоже в июле, только 70 лет назад.
В Форталезской декларации, принятой по итогам встречи, государства БРИКС отметили, что на смену механизмам международных институтов, которые теряют легитимность и эффективность, в последнее время приходят скоропалительные и временные решения узкой группы государств. Страны БРИКС способны реформировать существующие институты в целях инклюзивного роста мировой экономики.
Высокие участники подписали соглашения о создании банка развития и резервного фонда. Помимо политических целей участники саммита говорили о недостатке ресурсов Всемирного банка для удовлетворения инфраструктурных потребностей развивающихся стран. В 2012 году ученые оценили ежегодную нехватку инвестиций в развивающихся странах в $1 млрд.
Провозглашенная цель создания Банка – финансирование инфраструктурных проектов и проектов устойчивого развития как в странах БРИКС, так и в других развивающихся странах.
По задумке, новые финансовые структуры должны составить конкуренцию ЕБРР и МВФ (министр финансов Антон Силуанов назвал фонд БРИКС «мини-МВФ»). Президент Всемирного банка Джим Ён Ким поспешил заявить, что у группы Всемирного банка есть лишь один соперник – это бедность. А все финансовые институты, деятельность которых ведет к ее ликвидации, он может только приветствовать.
Штаб-квартира организации будет располагаться в Шанхае, первый региональный офис – в Йоханнесбурге. Первым председателем правления будет представитель России, совета директоров – представитель Бразилии. Взносы в капитал банка его участниками будут осуществляться в течение 7 лет.
Провозглашенная цель создания резервного фонда (пула условных валютных резервов) – финансовая поддержка путем оперативного предоставления ликвидности одному из участников.
Пул носит название «условного», так как до принятия участникам решения об удовлетворения заявки на получение помощи одной из сторон, долларовые резервы будут находиться на балансах центральных банков.
Хотя общий размер фонда совпадает с капитализацией банка – 100 млрд долларов, распределение вкладов участников существенно отличается: Китай предоставит 41 млрд долларов, ЮАР – 5 млрд долларов, три остальных участника – 18 млрд долларов. При этом получить из фонда Китай сможет максимум 20,5 млрд долларов, ЮАР – 10 млрд, три остальных участника – по 18 млрд долларов, однако лишь после обращения к МВФ. Без участия МВФ участники смогут получить поддержку лишь на 30% их собственного вклада.
Как ожидается, первый заем Новый Банк Развития сможет выдать в 2016 году, пул условных валютных резервов может заработать уже в 2015 году.
Также на саммите были подписаны Меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве между экспортными кредитными агентствами стран БРИКС и Соглашение о сотрудничестве в области инноваций между национальными банками развития. На будущее для разработки совместных программ сотрудничества в области финансов участники зарезервировали сферы страхования, перестрахования и тему уклонения от уплаты налогов.
Индийские эксперты отмечают сразу несколько побед/заслуг своих лидеров за столом переговоров. Во-первых, равное распределение долей подписного капитала банка развития между участниками, призванное предотвратить доминирование одной из сторон. Подписной капитал утвержден в размере 50 млрд долларов, уставный – 100 млрд рублей. Во-вторых, первым президентом финансовой организации будет представитель Индии. Наконец, название банка было предложено индийским премьер-министром – Новый Банк Развития (New Development Bank, НБР). Вместе с тем, некоторые индийские аналитики опасаются финансового доминирования Китая, в случае если он выдаст кредит Бразилии и ЮАР на размер их взносов в новую финансовую организацию.
Им оппонируют эксперты из других стран, отмечающие, что инвестиции в два новых финансовых проекта БРИКС в масштабах Китая – суммы незначительные, а значит, к доминированию в рамках данных институциональных механизмов азиатская держава стремиться не будет. Однако модель БРИКС может быть полезна Китаю в нескольких отношениях: в политическом плане – для формирования сплоченной позиции стран в рамках прочих международных институтов (в частности, в «Большой двадцатке»), в финансовом – как реакция на затягивание реформы МВФ, а также в экономическом – для продолжения реализации своей политики экономической экспансии в развивающихся странах под «зонтиком» НБР.
Бывший представитель США в Азиатском банке развития Кертис Чин, отвечая критикам новой кредитной организации, суммировал свое отношение к ней следующим образом: «Новый Банк Развития – это символ того, что мир меняется. Изменение может быть тяжелым и привести к негативным последствиям, но я надеюсь, что новые институты могут привести и к позитивным изменениям. И в этом нет причин для опасений. Это означает лишь то, к этим изменениям мы должны быть готовы.»