English
Русский
Suomi
Deutsch
01.06.2014 - 15.06.2014  
Эксперт по строительной отрасли
01.06.2014 - 15.06.2014

Новости компаний

Сделка по объединению цементных активов Holcim и Lafarge ожидаемо привлекла внимание антимонопольных органов ЕС. Процесс проверки обещает быть долгим, учитывая масштаба сделки. Кроме этого, Еврокомиссия в настоящее время проводит проверку приобретения компанией Holcim цементных заводов Cemex в Германии и объединения активов Holcim и Cemex в Испании.
Наряду с этим, как пишет Forbes, еще не завершено начатое в декабре 2010 года расследование Еврокомиссии по факту возможного ценового сговора между восемью производителями цемента, в числе которых Holcim и Lafarge. Если компании будут признаны виновными, им грозят штрафы до 10% от годовой выручки.
Процесс одобрения сделки по слиянию может затянуться до двух лет. Компаниям придется продать часть производственных активов на сумму до $5,5 млрд., которые обеспечивают годовой доход до $6,8 млрд. Однако продажа будет невозможна, пока регуляторы не одобрят слияние. Покупателей могут отпугнуть текущие расследования, с которыми связан риск высоких штрафов. Потенциальные инвесторы также будут вести себя осторожно, поскольку штрафы могут грозить и им.
Руководство компаний в свою очередь заявляет, что намерено достичь взаимопонимания с антимонопольными органами уже летом 2014 года и завершить слияние до конца 1-го полугодия 2015 года.
Напомним, в начале апреля было опубликовано сообщение о намерении Holcim и Lafarge произвести процедуру слияния. В официальном сообщении Holcim отмечается, что слияние будет произведено «на равных основаниях».
В связи с финансовым кризисом в Европе спрос на строительные материалы падает, в свете чего сделка выглядит закономерным шагом. Эксперты подсчитали, что в результате слияния на рынке появится компания с капитализацией более 50 млрд долларов, которая будет представлена в 90 странах мира и займет почти 60% рынка Германии, Канады и Марокко и 30% рынка США.
Образование LafargeHolcim также сможет заметно изменить расстановку сил на российском цементном рынке. Продукция Holcim занимает порядка 5,5% рынка, тогда как доля Lafarge составляет 4-5%. Появление нового игрока на цементном рынке России с долей в 10-12% автоматически выдвинет его на второе место после безусловного лидера последних лет – холдинга «Евроцемент груп» (33%), сместив «Новоросцемент» (около 10%) и ХК «Сибирский цемент» (6-7%). Причем «Евроцемент груп» через Eurocement Holding AG владеет 10,11% Holcim.

Долевое строительство

В начале июня в отраслевых СМИ снова активно обсуждалась тема возможной отмены практики привлечения средств граждан для возведения жилья, известного как договоры долевого участия. Почвой для дискуссии стали заявления замминистра строительства и ЖКХ Александра Плутника, сделанные в ходе мероприятий ПМЭФ-2014. Отвечая на вопросы, чиновник рассказал о том, что в ведомстве идет активная работа над новыми способами привлечения средств граждан в строительство, которые могут быть введены уже в 2018 году.
Чуть позже в ответ на возникший резонанс уже лично глава Минстроя Михаил Мень в интервью «Российской газете» уточнил, что речь идет скорее о том, чтобы сделать схему «долевки» более прозрачной и цивилизованной, нежели вовсе ее упразднить. Добиться этого, по мнению министра, можно благодаря посредничеству банков в отношениях между дольщиком и застройщиком. При таком посредничестве банки могут принимать средства дольщиков на специальный счет и далее с него расплачиваться с застройщиком.
Опрошенные СМИ эксперты в один голос заявили, что такое посредничество, безусловно, повысит цены на квартиры. Разве что прогнозы роста цен варьируются в диапазоне 5-20%. Как пишет РБК, в среднем разница в цене на жилплощадь в новостройках на стадии котлована до окончания стройки составляет 15–25% и более. При подобной корректировке застройщиками также будут учитываться проценты за обслуживание привлеченных кредитов.
Никто не спорит с утверждением, что для дольщиков схема сделки станет существенно надежней, однако, взамен они лишатся возможности приобретать жилье на ранних стадиях строительства, пользуясь более выгодными условиями.
По долевым схемам работает множество небольших девелоперских фирм, которые могут не устоять в результате перемены правил игры на рынке. Уход таких операторов с рынка может сократить количество вводимых объектов, что также скажется на ценах.
С одной стороны, это строительный рынок станет менее рисковым для частных инвесторов. С другой, сократится число граждан, которым доступно приобретение собственного жилья. Значение положительного эффекта также нельзя недооценивать – если банки все же возьмутся осуществлять такое посредничество, то мошеннические схемы при долевых сделках должны уйти в прошлое.
В Министерстве строительства пока не определены принципы действия новых механизмов, однако именно финансирование строительства банками, по всей видимости, должно будет заменить финансирование за счет средств дольщиков.

Инфраструктурные проекты

В начале июня стало известно, что РЖД может взять на себя ответственность за строительство моста через Керченский пролив. У компании имеется опыт строительства и содержания объектов, подобных запланированному.
Проект строительства моста через Керченский пролив был актуализирован в связи с вхождением Крыма в состав РФ в марте 2014 года. Была создана дочерняя структура компании «Российские автомобильные дороги», которая должна была выступить заказчиком при строительных работах. В конце марта стало известно, что правительство рассматривает варианты как автомобильного и железнодорожного моста, так и тоннеля под проливом, а также строительство обоих объектов.
Ярким примером является построенная к Олимпийским играм совмещенная трасса от Адлера до горнолыжного курорта «Альпика сервис». В данный момент, однако, автодорога является убыточной для РЖД, вследствие чего компания выразила заинтересованность в передаче ее на баланс государства.
Представители РЖД заявили о готовности монополии включиться в строительство моста через Керченский пролив, бюджет которого может быть сопоставим с сочинской совмещенной трассой. Стоимость строительства можно будет назвать, когда будет готово технико-экономическое обоснование проекта. По предварительным данным, бюджет строительства составит от 110 до 200 млрд руб. без затрат на подъездные дороги.
Минтранс на основании расчетов «Автодора» уже заложил сумму в 200 млрд руб. в проект ФЦП по развитию Крыма. На подготовительные работы заложено около 1 млрд руб.
Инвестиции

Как пишут РИА Новости, в ходе московского форума «Атомэкспо-2014» замминистра экономического развития Николай Подгузов рассказал о намерении правительства выделить 100 млрд руб. из средств Фонда национального благосостояния на финансирование строительства АЭС «Ханхикиви-1». Напомним, в декабре прошлого года финская Fennovoima и дочка «Росатома» ЗАО «Русатом Оверсиз» заключили контракт на строительство новой АЭС в Финляндии.
ФНБ представляет собой часть средств федерального бюджета, подлежащих отдельному учёту и управлению для софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан России и покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда. Помимо этого, создана программа, по которой до 40% средств Фонда могут быть вложены в различные проекты на возвратной основе.
Данная сделка является первым примером финансирования зарубежного проекта из средств ФНБ. Несколько удивляет то, что столь крупное вложение в российско-финский проект происходит на фоне не самой спокойном международной обстановки. Это не в последнюю очередь касается отношений России и ЕС, хотя обе стороны выражают уверенность в том, что политическая конъюнктура не повлияет на процесс строительства АЭС, так как все участники заинтересованы в реализации проекта.
Обращает внимание и то, что вопрос финансирования с российской стороны был прояснен относительно недавно – правительственное постановление, по которому средства ФНБ могут направляться на проекты Росатома было, подписано только 10 июня. Согласно документу, Росатом может рассчитывать на 10% средств ФНБ, но не более 290 миллиардов рублей.