English
Русский
Suomi
Deutsch
01.05.2014 - 15.05.2014  
Эксперт по отрасли систем безопасности
01.05.2014 - 15.05.2014

Рынок навигационных устройств

Важные события разворачивались в начале месяца вокруг работы систем ГЛОНАСС и GPS на территории России.
Напомним, в 2012 г. Россия направила запрос о строительстве станций ГЛОНАСС на территории США. Планировалось разместить там восемь станций, однако переговоры успеха не достигли. Более того, в конце 2013 г. Б. Обама подписал закон, согласно которому станции ГЛОНАСС могут быть построены на территории США лишь при условии, что министр обороны и глава разведывательного управления убедят конгресс, что станции не будут подрывать военную безопасность США, а также не ослабят позиции GPS на коммерческом рынке. Таким образом, строительство станций ГЛОНАСС в США стало фактически невозможным. В ноябре 2013 г. Д. Рогозин поручил провести инвентаризацию инфраструктуры ГЛОНАСС, а также собрать сведения об аналогичных навигационных системах, работающих на территории РФ: «Как работает американская навигационная система GPS на территории РФ, на основании каких международных решений, кем было принято решение о ввозе этой американской аппаратуры на нашу территорию, где она размещается, сколько таких станций, кто поддерживает их техническую пригодность». И вот, в начале мая 2014 г. Д. Рогозин сообщил о приостановке работы всех станций GPS (по словам вице-премьера, их 11; по данным СМИ – до 22), работающих на территории России, с 1 июня 2014 г. Если до 31 мая не будут найдены решения, позволяющие «восстановить пропорциональное сотрудничество» между Россией и США, то с 1 сентября 2014 г. работа станций будет окончательно прекращена.
Связь навигационных устройств со спутниками GPS сохранится. Официальные издания сообщают, что отключение станций с 1 июня «не скажется на качестве получаемого российскими пользователями сигнала». В среднем СМИ оценивают возможную погрешность позиционирования после отключения российских станций GPS от 3 м до 1 км. Лица, использующие GPS для высокоточного профессионального позиционирования, продолжают серьезно опасаться ухудшения точности определения координат. С учетом недавнего 11-часового сбоя практически на всех аппаратах орбитальной группировки ГЛОНАСС (29 спутников) появились шутки и среди рядовых пользователей навигационных устройств. «В связи с приостановкой работы наземных станций GPS и техническими ограничениями системы ГЛОНАСС Роскомсвязь напоминает: «Мох растет с северной стороны дерева», – гласят социальные сети (члены поисковых отрядов советуют не ориентироваться по природным признакам – мох может расти по всему стволу дерева). Как писали некоторые СМИ, тот сбой в ГЛОНАСС не имел серьезных последствий, так как большинство используемых в России навигационных устройств – двухсистемные приемники «Глонасс/GPS».
Инициативу Д. Рогозина поддержала компания «МСС ГЛОНАСС» («Мобильные спутниковые системы»), предложив с 15 по 30 мая «бесплатно» (по данным пользователей, со скидкой в 50%) заменить оборудование GPS на ГЛОНАСС.


В целом дела на рынке навигационных устройств идут не блестяще. Замедление темпов роста рынка обсуждалось на недавно завершившемся VIII Международном навигационном форуме и выставке «Навитех». Среди основных причин замедления роста назывались снижение темпов роста всей экономики и близкое к среднемировым показателям проникновение систем мониторинга и управления транспортом на рынке государственных и коммерческих заказчиков (15%). Также обсуждались возможные новые пути для развития рынка. В частности, новым «толчком для развития рынка» могут стать крупные государственные проекты (к примеру, «ЭРА-ГЛОНАСС» и ее аналоги в Белоруссии и Казахстане), создающие возможность внедрения десятков миллионов новых навигационных устройств; новые услуги на базе навигационных устройств (мониторинг местонахождения детей и домашних животных, обеспечение безопасности и т.д.); создание узкоспециализированных продуктов (комплексные системы для конкретных заказчиков, например, аэропортов); развитие рынка страховой телематики и др. По оценкам исполнительного директора Ассоциации «ГЛОНАСС/ГНСС-Форум» В. Климова, к концу 2014 г. проникновение навигационно-информационных услуг на российском рынке составит порядка 10% от общего объема телематических услуг. Объем рынка составит 1,2 млрд рублей.
Отметим, что кризисные явления испытывают на себе крупные игроки навигационного рынка. Недавно о поиске новых рынков объявлял НИС ГЛОНАСС (выручка компании составила 1,3 млрд рублей в 2013 г. против 2,8 млрд рублей годом ранее). В начале мая «Русские навигационные технологии» («РНТ»), занимающиеся производством систем мониторинга GPS/«Глонасс» и систем управления транспортом «Автотрекер», подали заявление о банкротстве (чистый убыток компании в 2013 г. составил 478 млн руб.). В качестве причин текущего положения компании называют замедление роста рынка (в том числе ввиду сокращения количества госзаказов) и рост спроса на комплексные решения взамен классических. Впрочем, компания планирует перестроить бизнес, сообщение о банкротстве сделано для защиты от кредиторов.


Неспокойно на навигационном рынке Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Крупнейшим игроком на рынке спутниковой навигации и транспортной телематики Санкт-Петербурга и Ленинградской области является региональный партнер ОАО «Навигационно-информационные системы» – ООО «ГЛОНАСС Северо-Запад». Генеральным директором компании СМИ называют Артема Матяша, «родственника» бывшего вице-губернатора Ленинградской области по строительству, дорожному хозяйству, энергетическому комплексу и ЖКХ Н. И. Пасяды. Компания занимается установкой и обслуживанием установленного навигационного оборудования.
В связи с появлением приказа Минтранса от 26.01.2012 № 20 стала обязательной установка устройств «ГЛОНАСС» или «ГЛОНАСС/GPS» на транспортные средства категории M, предназначенные для коммерческой перевозки пассажиров, и категории N, используемые для перевозки опасных грузов. Информация от этих устройств должна поступать в территориальные управления Ространснадзора. Как сообщает «Деловой Петербург», изначально Северо-Западное управление Госавтонадзора (структура Ространснадзора) рекомендовало перевозчикам именно ООО «ГЛОНАСС Северо-Запад» в качестве посредника по передаче данных в Ространснадзор. СМИ сообщали о проблемах с передачей сигнала в Ространснадзор у перевозчиков, использовавших оборудование других поставщиков. Позднее (после обращений в прокуратуру и распространения информации в прессе осенью 2013 г.) список рекомендованных операторов был расширен до 10 компаний.
Передача части полномочий Ространснадзора ООО «ГЛОНАСС Северо-Запад», согласно СМИ, вызвала недовольство отдельных перевозчиков. Издания пишут о конфликте между ведомством и петербургским ООО «Малое предприятие «АРС» (глава – Александр Аристов). В начале мая СМИ сообщают об удовлетворении Верховным судом РФ иска ООО «Малое предприятие «АРС» о признании приказа Минтранса № 20 недействительным. Суд посчитал, что федеральный закон «О навигационной деятельности» наделил правом устанавливать требования к оборудованию автомобилей устройствами спутниковой навигации Правительство РФ, которое не имело права передавать свои полномочия Минтрансу. Издаваемые министерством приказы могут иметь только рекомендательный характер. Разумеется, заявление СМИ об «освобождении автобусов от ГЛОНАСС» может послужить лишь громким заголовком: уже ведется работа над аналогичным постановлением правительства, заменяющим приказ Минтранса. Тем не менее, участники петербургского транспортного и навигационного рынка восприняли решение Верховного суда с большим воодушевлением, а местный суд признал незаконным ранее полученный отказ в выдаче свидетельства об оснащении спутниковой навигацией транспортных средств «Малого предприятия «АРС».


Информационная безопасность

Неожиданное заявление в интервью The Wall Street Journal сделал старший вице-президент по информационной безопасности Symantec – мирового лидера по производству антивирусных продуктов. По мнению Брайена Дай, традиционные антивирусы «уже мертвы». Антивирусы могут защитить лишь от 45% кибер-атак. Компания «больше не рассматривает антивирус, как основной источник доходов» (хотя и не уходит с рынка антивирусов, общий объем которого оценивается в $70 млрд) и планирует внедрять новые подходы к защите данных. В частности, Symantec планирует создать собственную группу быстрого реагирования на IT-инциденты и ориентироваться на интеллектуальную защиту (в том числе блокировку потенциальных угроз), нежели на типовые «коробочные» антивирусы.
Отметим, что компания недавно уволила уже второго генерального директора за последние два года, вновь за «неудовлетворительные финансовые результаты». Как сообщают СМИ, Е. Касперский («Лаборатория Касперского») в апреле сообщал, что «слухи о кончине антивирусов сильно преувеличены». Также, по мнению эксперта по компьютерной безопасности издания PC Magazine Ф. Рашида, старший вице-президент Symantec «делает из мухи слона».


RFID

Как сообщают «Ведомости», в скором времени может появиться «первое российское производство» RFID-меток, предназначенных для защиты товаров от краж. Соответствующую заявку на строительство производства в особой экономической зоне «Дубна» подало ООО «Ростэг» (100% собственник, по данным СМИ, Константин Маркарян). Сообщается, что инвестиции в проект составят 250 млн рублей (из них 190 млн вложит К. Маркарян и 60 млн – китайская компания OnTime), а производство будет запущено до конца 2014 г. Компания будет выпускать радиочастотные и акустомагнитные метки и датчики.
ООО «Ростэг» оценивает объем российского рынка меток для защиты от краж в 200 млн евро. По данным компании, на текущий момент рынок полностью представлен китайскими товарами, однако компания планирует занять половину рынка. В связи с этим предполагается выпускать продукцию ООО «Ростэг» на 25–30% дешевле китайских аналогов. «Ведомости» со ссылкой на участников отрасли оценивают новость сдержанно: «Конкурировать с китайскими товарами достаточно сложно».


Видеонаблюдение

Производителей и поставщиков видеорегистраторов ожидают новые заказы. Как сообщает официальный сайт МЧС, глава МЧС России В. Пучков «принял решение» оснастить все автомобили противопожарной службы видеорегистраторами для фиксации нарушений правил дорожного движения. Видеозаписи вместе с протоколами по фактам нарушений будут передаваться в ГИБДД и публиковаться (на усмотрение МЧС) на сайте ведомства. Поводом для решения стала авария в г. Благовещенске (Амурская область), причиной которой стало то, что пожарный автомобиль со включенными световыми и звуковыми сигналами не получил полагавшийся ему приоритет при проезде перекрестка.
Напомним, что недавно был предложен законопроект об обязательном оснащении видеорегистраторами всех автомобилей российских экстренных служб. На данный момент документ зарегистрирован и направлен председателю Госдумы.


Оценки и прогнозы

  • ГК «Цезарь Сателлит» представила прогноз относительно развития рынка охранных систем. По мнению компании, в частности, продолжится интеграция охранных решений в системы типа «Умный дом», вырастет интерес пользователей к мультифункциональным системам и к управлению системами безопасности через мобильные приложения. Компания со ссылкой на Директ ИНФО приводит данные об объеме российского рынка систем «Умный дом»: 65 млн евро в 2013 г. с ростом в 30%, 176 млн евро к 2017 г.
  • IHS прогнозирует объем мирового рынка СКУД в $3,5 млрд в 2014 г. с годовым ростом в 7,6%. Компания, в частности, отмечает рост спроса на СКУД на рынке охраны жилища и рост популярности беспроводных электронных замков.