English
Русский
Suomi
Deutsch
01.02.2014 - 15.02.2014  
Эксперт по строительной отрасли
01.02.2014 - 15.02.2014

Нормативное регулирование

По сведениям газеты «Известия», Минрегион России подготовил законопроект, прописывающий механизмы восстановления системы экологического надзора в строительстве. Как пояснили источники газеты в ведомстве, разработка закона находится в ведении Минстроя.
Функции по организации и проведению контрольных мероприятий предлагается делегировать Госстройнадзору. Расширение полномочий ведомства даст право его сотрудникам без предварительного уведомления проводить проверки застройщиков. Согласно тексту законопроекта, к зоне ответственности Госстройнадзора отнесены помимо прочего стройки на континентальном шельфе и на охраняемых природных территориях, федеральные трассы, метро и ряд других объектов.
Законопроектом также предлагается внести поправки в КоАП РФ об ответственности за невыполнение распоряжений проверяющих органов. Для юрлиц нарушения чреваты штрафом до 500 тыс. рублей с приостановкой деятельности на срок до 90 суток. Также изменения могут коснуться Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды». Экологический надзор предлагается осуществлять в рамках строительного надзора, а Пункт 1 ст. 37 изложить в следующем виде: «Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований в области охраны окружающей среды, в том числе, содержащихся в технических регламентах».
В настоящее время Госстройнадзор следит в основном за соблюдением технических регламентов. По сложившейся практике экологическим надзором в нынешнем виде занимается только прокуратура, которая проводит проверки по обращениям граждан. Таким образом, поправки предлагают отдельно выделить функции по экологическому контролю.
Аргументы Минрегиона позволяют говорить об уместности создания нового административного барьера для застройщиков. С другой стороны, в отраслевых изданиях отмечается, что экологический надзор может дублировать функции закона 2006 года о внесении изменений в Градкодекс (№232-ФЗ), который ввел единый надзор при строительстве. Сделано это было как раз для сокращения количества проверок и проводящих их служб. Новое разделение этих функций, возможно, не станет хорошей новостью для сообщества застройщиков. В частности в интервью порталу «Саморегулирование», директор Департамента нормативного обеспечения и развития саморегулирования НОСТРОЙ Леонид Бандорин уже заявил, что организация будет выступать против поправок.
Впрочем, на этот счет есть разные мнения и, в частности, у экологов есть много претензий к системе надзора, сложившейся после 2006 года после упразднения квалифицированных служб. Опрошенные СМИ представители Гринписа считают, что со своими задачами она не справляется.

Статистика отрасли

Федеральная служба государственной статистики опубликовала подборку расчетов динамики российского ВВП по итогам 2013 года. Рост валового внутреннего продукта за указанный период составил 1,3%. Невыдающиеся показатели, по данным Росстата, обусловлены замедлением прироста так или иначе во всех значимых секторах, включая финансовую деятельность, где зафиксирован рост на 12% (на 7,6% меньше, чем в 2012 г.). Показательным является также снижение на 1,6% в секторе «производство и распределение электроэнергии, газа и воды», где отражена, главным образом, работа «Газпрома». Год назад в этом секторе наблюдался символический рост на 0,2%.
Цифры, зафиксированные по итогам года, обеспечены в первую очередь снижением темпов роста в обрабатывающей промышленности, энергетике и неожиданным сжатием в секторе строительства.
После 2,5%-прироста в 2012 году, по итогам 2013 года строительство выросло только на 2,4%. В секторе операций с недвижимостью (продажа, аренда и прочие услуги) темпы роста снизились с 6,4% до 1,6%. Чистые налоги на продукты в ВВП выросли на 1,2% против 3,4% роста в 2012 году.
Прогноз динамики ВВП на 2014 год составляет 1,4%, что незначительно выше неудовлетворительных показателей по итогам 2013 года.

Страхование недвижимости

Правительство подготовило проект закона о страховании недвижимого имущества, сообщает «Коммерсант». Документ регламентирует мероприятия по оказанию помощи гражданам, чье жилье было утрачено в результате стихийных бедствий. Стоимость и условия страхования будут определяться на уровне каждого региона.
Ранее мы писали о том, что в начале ноября у первого вице-премьера Игоря Шувалова состоялось совещание, на котором Минфин представил модель страхования от последствий ЧС. В ходе совещания выяснилось, что в позициях главы правительства Дмитрия Медведева и Министерства есть существенное расхождение. Премьер-министр настаивал на обязательном страховании, при котором расходы несли бы и страховщики, и государство. Минфин же предлагал оставить добровольное страхование, упразднив систему предоставления жилья пострадавшим. Другими словами, собственниками нового жилья смогут стать только участвующие в государственной программе.
Вероятно, аргументы Минфина оказались весомее, так как окончательный проект закона ближе именно к версии ведомства. В случае если гражданин лишается единственного жилья в чрезвычайной ситуации, государство предоставляет ему жилье по соцнайму, но без возможности продажи или приватизации. Если жилье застраховано, выплата возмещения будет произведена страховой компанией. Если страховая сумма установлена ниже размера, необходимого для строительства или покупки нового жилья, то выплата убытков будет софинансироваться из федерального и регионального бюджетов.
Вероятно, не последнюю роль сыграло то что, что концепция страховых выплат по Минфину несет меньшую нагрузку для бюджета. Как пишет «Коммерсант», министерство столкнулось с рядом нюансов, в частности, с отсутствием единого порядка расчета стоимости жилья, наличием ветхого жилфонда в зонах риска возникновения ЧС, невозможностью отследить соблюдение всеми гражданами обязанности покупать страховку и т.п.
С одной стороны добровольное страхование снизит экономический эффект от реформы. С другой – бюджет не будет нести расходы на строительство жилья, которое будет передано в собственность пострадавшим от стихии.
Стимулирование инвестиций

Руководство Ленинградской области продолжает привлекать в регион девелоперов. Так, вице-губернатор области Георгий Богачев рассказал о новой программе выкупа социальных и инфраструктурных объектов за счет бюджета. Суть программы в том, что застройщикам, заплатившим в местную казну больше налогов, будет предлагаться более выгодная цена выкупа. Таким образом, областные власти не просто пошли по пути разовых «бонусов» для стройкомпаний, но призывают последних к долгосрочному сотрудничеству с перспективой размещения центров прибыли на территории региона.
Условия могут быть привлекательны для многопрофильных строительных компаний, хотя ожидать их масштабного ухода в Ленобласть преждевременно. Пока для этого нет объективных (прежде всего, экономических) предпосылок. Детально о работе нового механизма тоже пока ничего не известно, поэтому стоит дождаться более развернутых комментариев и расчетов.
С другой стороны, реакция в СМИ на инициативу областных властей более позитивная, чем на решение их петербургских коллег о создании «дорожных карт», в которых будут прописаны объемы социального строительства в рамках комплексного развития территорий. На 50% эти проекты будут финансироваться из городского бюджета. Оставшиеся средства – за счет генподрядчиков. Застройщики, не реализующее проекты КОТ, имеют возможность внести энную сумму в бюджет города в качестве пожертвования (по данным «Коммерсанта», за каждое место в школе нужно заплатить по 1,2 млн рублей, а за место в детском саду – чуть более 1 млн).
Сообщается, что до 2020 г. городские власти намерены привлечь средств застройщиков на 53 млрд руб. Другими словами, найдено оригинальное решение по схеме софинансирования социального строительства, а двухлетний спор бизнеса и властей по поводу социально обременения разрешился в пользу последних.
Дорожные карты ожидаемо подписали, в частности, ЛСР и Главстрой СПб. Менее крупным стройкомпаниям может не хватить ресурсов для «пожертвований» и конкуренции на рынке и, возможно, будет впору задуматься о перспективе проектов в области.