English
Русский
Suomi
Deutsch
01.06.2013 - 15.06.2013  
Эксперт по строительной отрасли
01.06.2013 - 15.06.2013

Ипотечное кредитование

Ключевые игроки российского ипотечного рынка – АИЖК и ВТБ24 – скорректировали тарифы по своим кредитным продуктам в сторону снижения. По информации БН.ру, рублевые кредиты на вторичном рынке по итогам мая подешевели на 0,42%, а на первичном – на 0,05%. Цена кредитов в валюте увеличилась на 1%.
ВТБ24 снизил ставки по кредитам с минимальным первоначальным взносом (до 10%), теперь они составляют от 12,35% годовых. Наряду с этим, ставка кредита на срок до семи лет с первоначальным взносом от 50% выросла до 12,95% годовых. Максимальная ставка АИЖК снизилась с 14,55% до 12,35%. В среднем ставки Агентства снизились на 1%. Минимальная ставка АИЖК составляет 9,2%, однако на нее можно рассчитывать только при кредите на срок до 1 года и при первоначальном взносе от 50%.
В отчете Агентства отмечается, что снижение стало результатом сокращения общей задолженности более чем на 20 млрд. руб.


Ранее в марте также на 1% ипотечные ставки снизил и основной оператор рынка – Сбербанк (в настоящее время занимает до половины рынка).
Снижение ставок едва ли говорит о появлении тренда. Банки, подобравшись вплотную к допустимому пределу в 13%, пытаются искусственно снизить напряжение. С одной стороны они испытывают давление в связи с озвученным обещанием Президента и правительства обеспечить граждан доступными кредитами, а с другой стороны высока вероятность падения спроса на ипотеку, роста задолженности и дефицита ликвидных средств. Тот же Сбербанк еще в конце прошлого года ставки только повышал.
Такая динамика была лейтмотивом прогнозов конца 2012 года – сменяющие друг друга периоды роста и снижения ставок при сохранении потолка в 12,8-12,9%. Если не брать в расчет специальные льготные предложения по ипотеке (т.н. «социальная» ипотека), то предпосылок для заметного снижения ставок в настоящее время нет. При этом расти им тоже некуда. Это уже сейчас заставляет задуматься о том, какова будет ситуация в сегменте в следующем году. Благосостояние населения растет медленнее ставок, что чревато замедлением роста рынка вплоть до полной остановки.



Дорожное строительство

Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев подписал Постановление №470 от 3 июня 2013 года «Об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий и о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства».
Согласно пояснительной записке, данное постановление устанавливает возможность включения в утвержденную проектную документацию не предусмотренных ранее современных технологий и управленческих решений. Документ также снимает необходимость проведения повторной экспертизы и подтверждения достоверности ранее принятой сметной стоимости строительства. Ранее внесение в проект любых, даже минимальных, изменений в обязательном порядке требовало прохождения повторной госэкспертизы, что сказывалось на сроках строительства. Введение новой меры должно привлечь к конкурсам на строительство автодорог иностранные компании, работающие по современным стандартам.
Как мы писали ранее, в конце прошлого года Владимир Путин заявил, что на дорожное строительство в России до 2020 года будет потрачено 500 млрд. руб. и поручил Минтрансу привлекать к аукционам больше зарубежных компаний. С этой целью Минтранс, Минэкономразвития и Минрегион совместно начали оптимизацию Федерального закона №94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд». В частности Правительством было принято Постановление №377 «О выделении в отдельный этап строительства комплекса работ по подготовке территории для строительства автомобильных дорог». Документ, разработанный Минтрансом, снимает с подрядчиков обязательства по подготовке участков для будущих трасс: изъятию участков и оформлению прав на них, перенос коммуникаций, расчистка и т. д. Строительство будет начинаться на уже подготовленных участках, а подготовительные работы, по-видимому, будут выделены Минрегионом в отдельный тендер. Такая мера должна способствовать повышению привлекательности аукционов для иностранных компаний.

Страхование ответственности в строительстве

По сообщению информагентства «Прайм» пять российских союзов страховых организаций выступили с инициативой создания единой саморегулируемой организации на страховом рынке. Соответствующие заявление было сделано на съезде членов Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и. о. президента данной организации и по совместительству заместителем гендиректора компании «ВТБ Страхование» Михаилом Моториным.
Помимо ВСС общее заявление подписали также Российский Союз Автостраховщиков (РСА), Национальный союз страховщиков ответственности (НССО), Межрегиональный Союз Медицинских Страховщиков (МСМС), Национальный союз агростраховщиков (НСА). Копии заявления были разосланы в Минфин, Банк России и Госдуму. Исходя из общей позиции участников будущей СРО, создание подобной организации назрело. Интеграция пяти союзов в единую организацию займет порядка двух лет.
Важно и то, что в вышеназванном письме затрагивается вопрос о широте функций будущей страховой СРО. Из текста письма следует, что, по мнению страховых операторов, СРО должна разрабатывать и утверждать единые стандарты работы в разных сегментах рынка, включая стандарты работы с потребителями. Перечень таких стандартов, видимо, будет определен в дальнейшем.
Напомним, в начале мая ЦБ РФ был подготовлен новый проект закона о СРО на финансовом рынке. Принятие данного закона планируется в связи с созданием на базе Центробанка единого мегарегулятора финансовой отрасли.
Новый Законопроект, как и базовый закон о СРО устанавливает общие рамки саморегулирования на финансовых рынках, однако есть и различия. В частности, СРО могут быть делегированы полномочия по аттестации и сертификации нынешних и будущих членов. Сейчас у отраслевых союзов таких полномочий нет.
Законопроект также допускает создание СРО в том или ином сегменте в случае, если ее члены предоставляют 30% от общего числа участников. В настоящее время этому критерию соответствует ВСС, в состав которой, по данным «Российской газеты» входит 150 из примерно 450 организаций действующих на российском рынке. Таким образом, будущая СРО формально соответствует этому критерию, более того, в теории ВСC может создать отраслевой союз своими силами и задавать правила игры на рынке в одиночку. Этого, впрочем, вряд ли допустит ФАС, которая, если верить той же «Российской газете», уже нескольких лет следит за объединениями страховщиков. Надзорное ведомство видит в отрасли проблемы с конкуренцией, выражающиеся в стремлении закрыть рынок для новых игроков. Антимонопольщики хотят, создания союзов и ассоциаций согласовывалось с ними.
Однако, как следует из текущей версии законопроекта о СРО, такой рычаг влияния ФАС не получит. В такой ситуации важно, чтобы надзор за деятельностью и реформированием СРО не стал прерогативой самих СРО. Мнения экспертов, которые приводит «Финмаркет» отмечают еще несколько важных моментов, прежде всего, отсутствие в законопроекте пунктов о солидарной ответственности СРО за качество предоставляемых услуг и деятельность отдельных членов СРО.
Последний момент очень важен. В связи со скорым внесением изменений в ст. 60 Градостроительного кодекса РФ механизм страхования в строительной сфере существенно преобразится – на смену субсидиарной ответственности придет консолидированная. Таким образом, строительная отрасль в России будет обращена к мировому опыту, где примеры страхования ответственности членов СРО встречаются довольно редко. Солидарная ответственность для страховых операторов в строительстве – простой способ для неблагонадежных стройкомпаний уходить от материальной ответственности в случае задержки сроков ввода, либо применения серых схем. Опять же, в западной практике страховщики занимаются только строительно-монтажными рисками. Расплата с кредиторами при «завале» проекта по вине застройщика должно быть заботой последнего.
Для строительных СРО введение консолидированной ответственности, конечно, не самая приятная новость. В ряде случаев нововведение возлагает обязательства на фактического виновника причиненного ущерба, а на третье лицо – собственника, застройщика, или заказчика. В некоторых случаях (например, при полном обрушении строящихся конструкций) компенсационный фонд СРО может быстро обнулиться. Однако такие ситуации крайне редки, а наиболее частыми примерами страховых случаев являются как раз нарушения технологий, проектные несоответствия и задержка сроков сдачи объекта. Тут уже все претензии стройкомпании могут адресовать только себе.
С другой стороны, если российские СРО претендуют на статус, в некотором роде, регулятора отношений на рынке, то они же должны нести за это ответственность. При популярной схеме «откат + выгодная перепродажа» подряда в рамках выигранного гостендера за то, что в результате будет построено, также будет отвечать застройщик. Это особенно актуально для дорожной отрасли. Стройкомпании будут больше мотивированы к выбору ответственного подрядчика. СРО при этом оставляют за собой право разработать механизм воздействия на членов организации, чтобы очистить рынок от неблагонадежных компаний.