English
Русский
Suomi
Deutsch
01.04.2012 - 15.04.2012  
Эксперт по строительной отрасли
01.04.2012 - 15.04.2012

Отраслевые институты

Правительство рассматривает возможность реформирования Министерства регионального развития. Один из наиболее вероятных вариантов - создание на его базе нового министерства или агентства по строительству и ЖКХ с передачей остальных функций Минэкономразвития. Строительство и ЖКХ не были основными областями деятельности Минрегиона: в текущем аппарате министерства почти нет профессиональных строителей. Бывшие руководители Госстроя Ефим Басин, Анвар Шамузафаров и другие ушли в сферу СРО. В связи с этим обсуждается вопрос о придании функций министерства одному из территориальных органов регулирования строительного комплекса. В Санкт-Петербурге новая структура получит также функции надзора за СРО и негосударственной экспертизой. Местные строители создание в городе такого органа, скорее всего, такое воспримут положительно, так как им больше не ездить в Москву для решения ряда вопросов.

Градостроительная политика

Шаги Георгия Полтавченко по ограничению застройки исторического центра вызвали сопротивление девелоперов. Гильдия управляющих и девелоперов намерена лоббировать собственные поправки к закону «О границах зон охраны объектов культурного наследия на территории Петербурга». В конце марта компании, входящие в ГУД, направили в правительство города свои замечания к проекту. В своем обращении «разумными нововведениями» девелоперы назвали уточнение требований к мансардному строительству и локальным изменениям фасада, а также создание экспертного органа для комплексного отслеживания и решения градостроительных споров в центральных районах Петербурга. Вместе с тем, по мнению девелоперов, недостатков у проекта больше, чем достоинств. ГУД составила перечень из восьми пунктов. Главное, по мнению девелоперов, предусмотреть при корректировке режимов охраны переходный период для реализуемых проектов. Также нарекания вызвал план перехода к критерию 70%-износа исторических зданий при решении вопроса о демонтаже. Из проекта закона не вполне ясно, кто и по каким критериям будет определять степень износа. Важно отметить, что новой редакцией закона об охранных зонах недовольны и градозащитники. Они уже написали открытое письмо губернатору, в котором назвали проект закона сырым и непродуманным. Губернатора попросили не переписывать закон целиком, а ограничиться только устранением недостатков, на которые ранее указывала прокуратура.

Жилое строительство

На заседании правительства глава Комитета по градостроительству и архитектуре Юлия Киселева предложила запретить строить малогабаритные квартиры в интересах потенциальных покупателей. По словам чиновницы, к этой категории относятся квартиры общей площадью меньше 47 - 50 кв. м. Юлия Киселева отметила, что при общем увеличении квадратных метров по городу в целом, квартиры, как правило, строятся малометражные, что не позволяет говорить об улучшении жилищных условий из расчета количества кв. м на человека. Кроме того, председатель КГА также обосновала свою позицию цифрами, заложенными в Петербурга развития города до 2015 года, согласно которому на каждого петербуржца должно приходиться не менее 25 кв. м жилплощади. Примечательно, что с Юлией Киселевой отчасти согласился и куратор строительного блока в правительстве, вице-губернатор Игорь Метельский. Он отметил, что поддерживает идею законодательного закрепления критериев того, что можно считать комфортным жильем. Эта позиция не нашла поддержки в стройкомитете. Председатель комитета Вячеслав Семененко, заявил, что не поддержит законопроект даже если даже если КГА подготовит его самостоятельно. По мнению экспертов, подобный запрет поставит крест на большинстве однокомнатных квартир метражом от 40 до 46 кв. м и на квартирах-студиях, особенно популярных среди молодежи и пенсионеров. К тому же неизбежно вырастет минимальная цена жилья в городе. Малогабаритные квартиры всегда были востребованы именно из-за дешевизны: граждане раскупают их еще в ходе нулевого цикла строительства. Это самый востребованный формат. Строительное сообщество встретило предложение Юлии Киселевой с недоумением. Впрочем, волнения на рынке предложение вызвало – на подготовку и принятие законопроекта уйдет не один год. Участники рынка уверены, что, если бы государство сделало доступной для граждан ипотеку, вопрос о малогабаритном жилье не стоял бы так остро. Сразу два чиновника за последнее время сделали громкие заявления относительно сфер, в которых они не являются специалистами. Заявление Юлии Киселевой - второе за последнее время, касающееся строительного рынка. С первым недавно выступила вице-губернатор Ольга Казанская, предложив ввести мораторий на долевое строительство. От руководителей такого уровня заявления выглядят странными. С другой стороны не исключено, что строительный блок в ближайшее время ждут серьезные перемены.

Инфраструктурные проекты

Правительство Санкт-Петербурга окончательно отказывается от строительства Орловского тоннеля. Официальное заявление будет сделано в ближайшее время. 22 апреля глава Комитета по инвестициям и стратегическим проектам Алексей Чичканов заявил, что уже зарезервированные на тоннель 15 млрд. рублей из Инвестиционного возможно будут направлены под проекты транспортного обхода центра или метро. Напомним, строительство Орловского тоннеля было приостановлено осенью прошлого года. Правительство города новый губернатор Георгием Полтавченко сочли его слишком дорогим, так как стоимость проекта возросла с 76 млрд. до 115 млрд рублей. В октябре 2011 года Невская концессионная компания (НКК), структура депутата Госдумы Виталия Южилина, объявила, что удешевит строительство на 15-20 млрд. рублей. Окончательно власти города должны были принять решение еще в конце ноября 2011 года, затем сроки сдвинулись до конца 2012 года. Стоит также отметить, что решение об отказе от проекта действительно было трудоемким. Еще за неделю до его обнародования тот же Алексей Чичканов выступил с предложением спасти проект Орловского тоннеля, попросив у федерального правительства дополнительные 15 млрд. руб., которые позволят сделать вложения из городской казны подъемными. Таким образом, по плану Чичканова, городу пришлось бы выделить на проект 15 млрд руб., инвестиции федерального бюджета составили бы 30 млрд руб., а концессионера (Невская концессионная компания) - 24 млрд руб. Общая стоимость строительства тоннеля, по словам Алексея Чичканова, составляет 69 млрд руб. А с учетом расходов города на эксплуатацию трассы в течение 30 лет - 115 млрд руб. Концессионное соглашение о проектировании, строительстве, финансировании и эксплуатации Орловского тоннеля, который обеспечил бы круглосуточное движение транспорта между двумя берегами Невы даже в период навигации, правительство Петербурга и ООО «Невская концессионная компания» подписали в середине прошлого года. Проект должен был финансироваться равными долями - по 33,3% инвестором, городским бюджетом и инвестфондом РФ.

Рынок недвижимости

По оценкам Министерства регионального развития РЫ, рыночная стоимость квадратного метра жилья в Северной столице во II квартале составит 50,8 тыс. рублей. На первый квартал текущего года нормативная цена была установлена в размере 48 550 руб. Рост, составивший 4,6%, стал самым значительным увеличением стоимости петербургских квартир за последние годы. Для Ленобласти цена жилых помещений определена в 37,2 тыс. руб. за метр (против 36,2 в первом квартале). Нормативная цена используется для расчета социальных выплат отдельным категориям граждан (военнослужащим, полицейским, льготным категориям) на приобретение жилых помещений за счет средств федерального бюджета.

Дорожное строительство

По информации комитета по развитию транспортной инфраструктуры, в текущем году комитет готовит размещение государственного заказа по диагностике и оценке транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог. В Комитет уже начали поступать предложения от российских компаний по получению таких данных с использованием современных технологий в сфере радиолокации и лазерного сканирования. По мнению специалистов и участников рынка, в дорожной отрасли Петербурга существует и ряд трудноразрешимых проблем. В частности, имеет место крайне сложная ситуация в области контроля качества поставляемых в город дорожно-строительных материалов вследствие отсутствия лабораторного центра. С 2011 года, после того, как город отказался от услуг ГП «Павловский дорожный учебно-инженерный центр», дорожные материалы поступают в Петербург практически без контроля качества. Другой важной проблемой является крайне быстрый износ полотна основных магистралей, что связано с резким ростом автопарка и объема грузоперевозок. Действующие государственные стандарты по эксплуатации дорожного полотна не меняются последние 46 лет и не могут обеспечить надлежащее качество и долговечность дорожного покрытия. Осложняет ситуацию в предстоящем сезоне ожидаемая нехватка узкого круга исходных материалов при производстве асфальтобетонных смесей из-за остановки производства Ухтинского НПЗ на реконструкцию.