English
Русский
Suomi
Deutsch
01.09.2011 - 15.09.2011  
Эксперт по телекоммуникационной отрасли
01.09.2011 - 15.09.2011




Очередной телекоммуникационный спутник стал космическим мусором





Космическая отрасль, еще двадцать лет назад бывшая гордостью российской науки и промышленности, сейчас находится в глубоком упадке. Причин тому много и все они очевидны даже неспециалисту в данной области. Август для космической отрасли выдался особенно неудачным. Сразу два спутника были потеряны в космосе. А вместе с ними потеряны огромные деньги и надежды. Серия неудач при запусках однозначно говорит о глубоком кризисе, который переживает отечественная ракетно-космическая отрасль.

Потеря в космосе телекоммуникационного российского спутника «Экспресс-АМ4»
Ϻ августа официальные СМИ сообщили, что запущенный с космодрома Байконур спутник «Экспресс-АМ4» не вышел на орбиту. Спутник в космос доставила ракета-носитель «Протон-М» с разгонным блоком «Бриз-М». «Протон» является основным средством выведения полезной нагрузки на высокие орбиты и отлетные траектории в рамках Федеральной космической программы, в интересах Министерства обороны, а также в коммерческой деятельности.

Основные характеристики спутника «Экспресс-АМ4»
«Экспресс-АМ4» был создан в Государственном космическом научно-производственном центре имени Хруничева (ГКНПЦ имени Хруничева) при участии европейской компании EADS Astrium. Разработкой приборов системы управления занимался Научно-исследовательский институт прикладной механики имени Кузнецова. Аппарат имеет двенадцать антенн. «Экспресс-АМ4» был первым российским телекоммуникационным спутником, относящимся к классу тяжелых, а также первым космическим аппаратом, созданным за рубежом. Космический аппарат имеет 30 транспондеров C-диапазона, 28 — Ku-диапазона, два — Ka-диапазона и три — L-диапазона. «Экспресс-АМ4» должен был покрывать практически всю территорию России, включая удаленные района Дальнего Востока, а также страны СНГ и Центральной Европы.

Ниже приведены основные характеристики спутника, взятые с официального сайта.

Технические характеристики

Транспондеры


Кроме того, управляемые антенны должны были использоваться для услуг связи с любой точки в пределах видимости «Экспресс-АМ4». Как передают СМИ, присутствовавший при запуске глава Минкомсвязи Игорь Щеголев назвал спутник «выдающимся по своим параметрам телекоммуникационным спутником не только для России, но и для всего мира».

Спутник был предназначен для предоставления пакета мультисервисных услуг (цифровое телерадиовещание, телефония, видеоконференцсвязь, передача данных, доступ к интернету) для создания сетей связи на основе технологий VSAT. Он запускался в рамках реализации ФЦП «Развитие цифрового телерадиовещания в РФ на 2009-2015 годы», разработанной Минкомсвязи в конце 2008 года. В рамках ФЦП запланировано создание еще четырех аппаратов: «Экспресс-АМ5», «Экспресс-АМ6», «Экспресс-АМ7», «Экспресс-АМ8». Кроме того, с его помощью должно было начаться тестирование широкополосного спутникового интернета в перспективном Ка-диапазоне.

Спутник планировали использовать многие крупные операторы связи и организации.

Значение потери спутника для реализации Федеральной программы перехода на цифровое телевидение
Одним из крупных заказчиков емкости «Экспресс-АМ4» было ФГУП «Российская телевизионная и радиовещательная сеть» (РТРС), которое до 2015 г. должно перевести телевидение и радио в стране на цифровое вещание. После сообщения о потере спутника пресс-служба РТРС сообщила, что из-за аварии переход на «цифру» может сорваться в 19 регионах. В числе этих регионов в РТРС назвали республики Бурятия, Тыва, Хакасия, Башкортостан, Коми, Татарстан, а также Алтайский, Забайкальский и Красноярский края. Кроме того, сроки запуска цифрового ТВ могут быть сорваны в Иркутской, Волгоградской, Оренбургской, Кемеровской, Новосибирской, Саратовской, Свердловской, Томской, Челябинской областях и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре.

Позднее поступило другое сообщение: вместо спутника для передачи телесигнала будут использовать сеть «Ростелекома» и других операторов наземной связи. Минкомсвязи опубликовала подобное заявление. В Минкомсвязи заявили, что потеря спутника не скажется на сроках реализации программы цифровизации ТВ. В ведомстве сообщили, что в случае невозможности использования космического аппарата «Экспресс-АМ4» для доставки цифрового телевизионного сигнала до пунктов вещания ФГУП РТРС предполагается более активно задействовать наземные линии связи ОАО «Ростелеком». Перечень субъектов РФ, для которых будет использоваться доставка сигнала по наземным линиям связи, будет уточнен в ближайшее время. Часть функций «Экспресс-АМ4» в случае невозможности его использования планируют перенести на малый спутник «Экспресс-МД2», который ГПКС собирается запустить в декабре 2011 г.

Государственные и федеральные целевые программы / ФЦП «Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы»
minsvyaz.ru

Основные разработчики Программы
Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации, федеральное государственное унитарное предприятие «Российская телевизионная и радиовещательная сеть», федеральное государственное унитарное предприятие «Космическая связь»

Цели Программы
развитие информационного пространства Российской Федерации; обеспечение населения многоканальным вещанием с гарантированным предоставлением общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов заданного качества; повышение эффективности функционирования телерадиовещания

Задачи Программы
модернизация инфраструктуры государственных сетей телерадиовещания; перевод государственных сетей телерадиовещания на цифровые технологии; обеспечение потребностей распределения телерадиоканалов спутниковым ресурсом; обеспечение возможности повсеместного регионального цифрового вещания; развитие сетей радиовещания; развитие новых видов телевизионного вещания, включая телевидение высокой четкости, мобильное и с элементами интерактивности.

Важнейшие целевые индикаторы и показатели Программы
численность населения Российской Федерации, не охваченного телевещанием, на конечном этапе реализации Программы должна быть меньше тысячи человек; доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, — 100 процентов; площадь территории субъектов Российской Федерации, охваченных наземным цифровым вещанием общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и радиоканалов, — 17103 тыс. кв. километров; доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема 20 телеканалов свободного доступа, — 100%; доля населения Российской Федерации, имеющего возможность приема эфирных цифровых телеканалов, — 98,8%; количество субъектов Российской Федерации, охваченных цифровым телевещанием, — 83 единицы; доля населения Российской Федерации, не охваченного региональным телевещанием, — 1,2%; доля населения Российской Федерации, охваченного радиовещанием заданного качества, — 100%; доля населения Российской Федерации, охваченного телерадиооповещением о чрезвычайных ситуациях, — 100%

Срок и этапы реализации Программы
2009 — 2015 годы: первый этап — 2009 год; второй этап — 2010 — 2015 годы

Объем и источники финансирования Программы
всего по Программе предусматривается 122445 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе: за счет средств федерального бюджета — 76366 млн. рублей (в ценах соответствующих лет), из них: капитальные вложения — 41575 млн. рублей; прочие нужды — 34791 млн. рублей; за счет средств внебюджетных источников — 46079 млн. рублей, из них: капитальные вложения — 32128 млн. рублей; прочие нужды — 13951 млн. рублей.

Заявление Роскосмоса о причинах аварии
Через десять дней после аварии межведомственная комиссия Роскосмоса завершила работу по расследованию утраты спутника связи «Экспресс-АМ4» и объявила, что причиной потери космического аппарата стала проблема в работе разгонного блока «Бриз-М». Государственное предприятие «Космическая связь» (ГПКС) официально признало потерю спутника «Экспресс-АМ4». Одновременно в соответствии с указаниями главы Федерального космического агентства ведется административное расследование вины должностных лиц Роскосмоса, ГКНПЦ им. М.В.Хруничева, ФГУП МОКБ «Марс» и ЦНИИМАШ.

Дальнейшие планы Роскосмоса
В итоге, виноватых нашли. Ими оказались разработчики программного обеспечения запуска. И процесс освоения космоса двинулся дальше. Был снят запрет на запуск ракет-носителей «Протон-М» с разгонными блоками «Бриз-М», наложенный сразу после неудачи с «Экспрессом». Немного сдвинулись сроки следующих запусков. Руководство Роскосмоса сообщило о переносе на более поздний срок посадки транспортных пилотируемых кораблей «Союз ТМА-21» и «Союз ТМА-22», запланированные на 8 и 22 сентября 2011 г. соответственно, а также продолжение обслуживания Международной космической станции (МКС). Спутники связи «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» отправятся на орбиту в 2012-2013 гг., заявил глава красноярского ИСС им. М.Ф.Решетнева - Николай Тестоедов.

Спутники «Экспресс-АМ5» и «Экспресс-АМ6» разработаны и строятся в ОАО «Информационные спутниковые системы» им. академика М.Ф.Решетнева» на базе платформы «Экспресс-2000» по заказу оператора спутниковой связи ФГУП «Космическая связь» для обеспечения населения России доступным многопрограммным цифровым теле- и радиовещанием. «Экспресс-АМ5» будет работать на геостационарной орбите в позиции 140 гр. в.д. и иметь м транспондера (30 C-диапазона, 40 Ku-диапазона, 12 Ka-диапазона и 2 L-диапазона), а «Экспресс-АМ6» - в позиции Н гр. в.д. и иметь 72 транспондера (14 C-диапазона, 44 Ku-диапазона, 12 Ka-диапазона и 2 L-диапазона).

Спутник «Экспресс-АМ4» нашли на нерасчетной орбите. Но поздно
Но спутник «Экспресс-АМ4» все-таки нашли. Правда, это не сильно повлияло на его дальнейшую судьбу. Нашли его два раза.

Сначала 24 августа американская система слежения за космическими объектами (NORAD) и российская система контроля космического пространства (СККП) нашли спутник «Экспресс-АМ4» на нерасчетной орбите.

ϵ сентября газета «Ведомости» сообщила, что наземным службам удалось установить параметры орбиты и наладить двухстороннюю связь с российским спутником связи «Экспресс-АМ4». Телеметрия с борта спутника показала, что он полностью исправен, его орбита и ориентация стабильна, все системы работают нормально — более того, он штатно вошел в безопасный режим, для чего частично развернул солнечные батареи. Но «запасов топлива на спутнике едва хватит на коррекцию орбиты до геостационарной, и не останется для последующих коррекций», сообщил производитель аппарата европейская Astrium Satellites. В итоге, спутник все равно использовать не удастся. ГПКС обратилось в «Ингосстрах», страховавшей запуск, за выплатой страхового возмещения в размере 7,5 млрд руб. Стоимость спутника составляет $150-200 млн. ФГУП «Космическая связь», которое является заказчиком и владельцем спутника, после одобрения со стороны страховщиков, планирует перевести аппарат на орбиту захоронения.

Космический мусор угрожает спутниковой навигации
Постоянные аварии спутников причиняют ущерб развитию всего мирового сообщества. «Экспресс-АМ4» не только не сможет использоваться по назначению, но и может представлять угрозу для ряда спутниковых группировок. Речь идет о навигационных системах GPS и ГЛОНАСС, а также о системах мобильной спутниковой связи Globalstar и Iridium. В будущем может возникнуть угроза и для Международной космической станции (МКС). На рисунке ниже можно видеть, что Земля окружена плотным облаком различных летательных аппаратов, число которых постоянно увеличивается.

Мало кто задумывается над проблемой с другой точки зрения, но в настоящее время существует угроза полетам в космос в глобальном смысле. Еще в 1978 году, консультант НАСА предсказал то, что потом получило название «синдром Кесслера». Он прогнозировал, что количество космического мусора увеличится настолько, что это сделает невозможным полеты в космос и использование спутников. В настоящее время человечество приблизилось к предсказанному этапу развития.

Количество космического мусора на околоземной орбите превысило критическую точку. Доклад с такими жесткими выводами подготовил недавно Национальный исследовательский совет, являющийся исполнительным органом Национальной академии наук США. По подсчетам специалистов, в настоящее время в околоземном пространстве болтается 22 тыс. искусственных обломков, движение которых можно отслеживать с Земли. Имеют очень большие скорости и представляют опасность для действующих спутников и МКС. В данный момент, низкая околоземная орбита, заполнена более 9700 осколками и 1500 старыми ракетными остовами, которые отслеживаются станциями наблюдений.

Потери космических аппаратов стали обычным явлением
К сожалению, потери космических аппаратов в космосе становятся обычным явлением. 24 августа грузовой корабль «Прогресс М-12М» также не был выведен на заданную орбиту из-за сбоя в работе двигателей. Ракета-носитель упала. Обломки ракеты были обнаружены в Чойском районе Республики Алтай. Специалисты отмечают, что за девять месяцев до космоса не долетели также три спутника ГЛОНАСС-М, а также «Гео-ИК2». Во всех случаях для объяснения аварий были названы единичные технические неполадки. По оценкам экспертов, всего за девять месяцев потери из-за аварий спутников у России составили более 16 млрд. По подсчетам журналистов издания «Коммерсантъ» за последние 15 лет произошло 13 серьезных аварий с космическими аппаратами. Среди самых важных потерь для спутниковой связи можно назвать следующие. С 2006 года были потеряны три спутника связи - «Экспресс-АМ11», «Экспресс-АМ2», «Экспресс-АМ1», «Меридиан-2», «Экспресс-АМ1». Нанесен урон и международным проектам: не выведены на орбиту европейский спутник CryoSat, японский спутник связи JCSat 11, американский спутник связи AMC 14 и т.д.

Эксперты считают происшедшее серьезным ударом по космической и телекоммуникационной отрасли.