English
Русский
Suomi
Deutsch
16.11.2010 - 30.11.2010  
Эксперт по телекоммуникационной отрасли
16.11.2010 - 30.11.2010


Как NFC изменит нашу повседневную жизнь



Одним из путей развития современной потребительской электроники является ее многофункциональность. NFC (Near Field Communication) можно назвать первым шагом в достижении этой цели. NFC не просто модная технологии, но это на самом деле технология, которая делает жизнь людей легче: легче платить за товары и услуги, проще использовать общественный транспорт, проще обмениваться данными между устройствами.

Near Field Communication является новой технологией, которая основана на принципах ближней беспроводной связи. Она работает в доступном везде диапазоне 13,56 МГц, позволяет обмениваться данными на расстоянии до 20 см и допускает передачу данных на трех скоростях: 106 кбит/с, 212 кбит/с и 424 кбит/с. Передаваемые данные могут шифроваться (тройной DES-алгоритм), что позволяет реализовывать платежные проекты. Как и другие разновидности RFID, NFC предусматривает активный и пассивный режим работы устройств при передаче информации. Активные устройства могут делать запросы, заряжаться. Пассивные могут только обозначать свое присутствие, ответить на запрос активного элемента и подходят для вещей, не требующих зарядки. Например – карточка для проезда в общественном транспорте. В мобильный телефон встраивается специальный высокочастотный радиочип. На расстоянии нескольких сантиметров он взаимодействует с терминалом и позволяет за десятые доли секунды списать средства с мобильного счета абонента.

Эта технология имеет ряд преимуществ. Она проста в применении для конечного потребителя, не требует сложного программного обеспечения или дорогостоящих устройств. Совершить покупку, получить доступ к системам транспортировки, получение информации «на лету» будет намного проще. Операторам не нужны специальные лицензии для применения данной технологии. С помощью устройств, применяющих данную технологию, можно значительно упростить себе жизнь, организовать ее более гибко и с минимальными затратами времени. Подключение устройств становится простым и быстрым. Например, настроить Office для дома можно мгновенно, расположив компьютер, клавиатуру, дисплей и мышь близко друг к другу. Нет проблем с настройкой сети или соединения. Нужно просто держать устройства близко друг к другу и связи устанавливается автоматически. С таких NFC-устройств, как мобильные телефоны, можно покупать билеты, получать их на мобильном устройстве, проходить через турникеты на вокзалах и в аэропортах. Можно проверять свой баланс или обновлять билеты удаленно. Это быстрый способ получения информации (например, расписание автобусов) путем контакта NFC-телефона со специальным маркером для чтения информации. Если NFC-телефоны станут широко распространенными, можно будет играть, обмениваться информацией, получать или отправлять деньги простым соприкосновением телефонов. Любопытное видео, которое называется «День в Массачусетском технологическом институте с Near Field Communication» находится в Интернете по адресу: http://vimeo.com/2028724.
В любом случае, потребитель услуг ничего не теряет. От него требуется только наличие NFC-чипа в мобильном устройстве, некоторой суммы денег на счету и минимальных умственных усилий на начальном этапе пользования данной технологией. Взамен же он получает возможность более полноценного существования в том информативном потоке, который в настоящее время окружает всех нас.

Для производителей данная технология также привлекательна. Она позволяет сократить время на проведение денежных операций, позволяет упростить процесс торговли такими услугами как билеты, мелкая розничная торговля. Размещая стенды с NFC-наклейками, производитель услуг может доносить информацию и рекламу до большего числа потребителей и делать ее более адресной. Кроме того, NFC позволяет предприятиям не только общаться с клиентами, а также собрать ценные данные исследования рынка в отношении тех клиентов, их местоположение, интересы и демографии. Имеет она и свои минусы. Например, у нее низкая скорость передачи данных. Поэтому эксперты считают, что с ее помощью затруднительно передавать изображения. Кроме того, производители потребительских товаров должны перестроить маркетинговую и рекламную организацию бизнеса, сместить акцент с сокращения затрат в цепочке поставок на то, чтобы найти новые способы маркетинга и связи с клиентами, гарантировать клиентам безопасность финансовых операций. Это требует дополнительных затрат, на которые не все производители готовы идти в настоящее время.

Возникает вопрос: как новая технология будет принята потребителями, которые уже завалены множеством технологических инноваций? Есть ли у NFC будущее в качестве устойчивого венчурного бизнеса?
Многие эксперты считают, что NFC – технология будущего. Она находится в стадии обкатки и только в отдельных случаях уже нашла свое применение в коммерческом использовании. Большинство лидеров ИТ-рынка признают, что у нее есть безусловный потенциал и практическое применение. Nokia, Sony и Royal Philips Electronics в 2004 году в целях содействия развитию технологии ближнего беспроводного подключения основали NFC Forum (www.nfc-forum.org). Сейчас Forum включает в себя более 140 лидеров индустрии, таких как Samsung, Motorola, Microsoft и т.д. Кроме того, среди участников Форума представители глобальных платежных систем, операторы мобильной связи, производители мобильных телефонов. За последние шесть лет разработаны единые стандарты распространения мобильных телефонов с NFC-чипами.

Nokia выпустила первую коммерческую версию NFC-телефон в 2007 году. В 2008 году Forum учредил ежегодный глобальный конкурс на награждение лучших идей для применения NFC. Например, в прошлом году победителем данного конкурса с призом в 5,000 Euro стала программа, которая помогает следить за здоровьем пациентов в районах с низким уровнем жизни. Каждый пациент получает браслет со считывающей картой (RFID-тегом) на нем. Теги сканируется либо каждый раз, когда пациент посещает организацию здравоохранения, участвующую в проекте, либо информация о состоянии здоровья пациента непосредственно поступает через средства связи лечащему врачу. В итоге, клинические и лабораторные данные, связанные с этим пациентом, собираются и размещаются на защищенном сервере в режиме реального времени. Теги NFC часто содержит такую информацию, как номер телефона или адрес. Второе место победителя в конкурсе NFC Forum-2009 получили разработчики сенсорного диска для людей, которым трудно звонить по телефону. Пользователь может нажать на фотографию человека, которого он хочет вызвать. Встроенный в фото NFC-тег передает собственный номер телефона автоматически. Такой принцип использовала в своем новом телефоне компания Sagem, вышедшем на рынок в конце ноября этого года. Cosy Phone умеет совершать звонки или определять получателя SMS простым поднесением к мобильнику запрограммированной карточки.

В настоящее время, NFC технология проходит различные испытания по всему миру. Более 100 пилотных проектов ее применения уже были предприняты во многих странах. Одной из крупнейших серий экспериментов, который использует телефоны для считывания информацию из отмеченных мест, является SmartTouch. Это проект, финансируемый в рамках европейской программы исследований ITEA, был реализован в 2006 - 2008 годах. В городе Оулу (Финлиндия) и в других городах во всех общественных местах были установлены более 1500 «infotags». Для другого проекта, «infotags» были установлены в школах. Будучи в состоянии добавить дополнительную информацию к любому объекту, применение тегов привело к некоторым интересным приложениям, которые выходят далеко за пределы рекламных щитов. Компания Objecs, например, продает «таблетки» NFC для надгробий. При соприкосновении с телефоном, оснащенным NFC-чипом, «таблетка» предоставляет дополнительную информацию о погибших.

Интерес к данной технологии проявляют представители различных областей бизнеса. Очевидно, что самым простым и распространенным устройством для применения данной технологии является мобильный телефон. Поэтому, чтобы успеть за развивающимся рынком, многие производители телефонов начали включать NFC-чипы в свои аппараты. Среди них Samsung, LG, RIM, Motorola и т.д. Nokia планирует встраивать чипы NFC во все смартфоны 2011-го модельного года. Большой отклик в прессе вызвало интервью генерального директора Google Эрика Шмидта 15 ноября 2010 г. на саммите Web 2.0, в котором он объявил о запуске в продажу нового телефона компании Nexus S. Это будет первое устройство Android, аппаратное и программное обеспечение которого будет поддерживать NFC-технологию. Шмидт заявил, что такая платежная система в мобильный аппаратах будет безопаснее, чем кредитная карта, так как обеспечиваемая аутентификация будет более высокоуровневая, защищенная зашифрованным паролем. NFC будет использоваться не только в торговле, но и появится возможность загружать с датчиков, установленных в городе, информацию. Причем загрузка будет происходить мгновенно прямо на гуглофон при его прикосновении к тем местам, которые указаны на Google Places. Обсуждается внедрение NFC-чипа в iPhone5. Сообщалось, что помимо осуществления платежей NFC будет использоваться для других целей. Так, при установке связи между iPhone и Mac посредством NFC в компьютер будут загружаться приложения, настройки и данные, благодаря чему пользователь может работать с этим компьютером точно так же, как со своим собственным. Когда NFC-связь утрачивается, Mac удаляет все данные и возвращается в исходное состояние.

По данным исследовательской компании Frost & Sullivan, одна треть всех мобильных телефонов в ближайшие пять лет будут оборудованы NFC-чипами. Существуют и другие варианты пользования данной технологией. Например, можно наклеивать на телефон специальный стикер с NFC-чипом. Недавно компании FirstData и Tyfon предложили еще более универсальный вариант. Они сделали обычную microSD-карту Tyfon SideTap с функциональностью NFC-чипа, которая будет стоить примерно столько же, сколько и обычная microSD. Соответственно потенциальными пользователями технологии сразу становятся все владельцы телефонов с соответствующим разъемом.

Беспроводные технологии связи развиваются и в России. В конце ноября этого года все три оператора «большой тройки» запустили сервисы, использующие мобильный телефон с NFC-чипом. Провайдеры мобильной связи при этом являются посредниками и получают комиссию за проведение транспортных платежей. Форма использования чипа у операторов несколько различна. Также немного различаются условия оплаты, способы применения. Стоимость поездки будет списываться с мобильного счета.
МТС сообщила о тестировании проекта по проходу с помощью телефона, оснащенного специальным NFC-чипом, в московское метро. NFC-чип подключается к SIM-карте мобильного телефона, а антенна для улучшения связи со сканером подключается с помощью гибкого шлейфа и размещается между аккумулятором и съемной задней крышкой телефона.
«Мегафон» протестировал аналогичный проект в Петербурге в сотрудничестве с с ГУП «Санкт-Петербургский Метрополитен». В данном случае NFC-чип - это прямоугольная наклейка, которую можно разместить в кошельке или на батарейном отсеке смартфона.
«Вымпелком» участвует в проекте, инициированном Инфокоммуникационным союзом. Приложив к считывающему устройству телефон Nokia с NFC-чипом, можно будет проходить на рейсы «Аэроэкспресса». В этом случае, чтобы воспользоваться новым сервисом, участникам «пилотного проекта» потребуется мобильный телефон с NFC-функциональностью. В телефон пользователя загружается приложение AeroexpressMobile, с помощью которого у специального стенда формируется запрос на приобретение билета.

Несмотря на все преимущества и перспективы NFC, на пути к массовому принятию технологии ей придется столкнуться с рядом проблем. По мнению Сэнди Шена, руководителя по исследовательским работам в компании Gatner, для начала необходимо заполнить рынок моделями с ее поддержкой. Затем нужно убедить ритейлеров, чтобы те установили считыватели. Также непонятно, как будут относиться к таким платежам банки и операторы сотовой связи, да и в каком соотношении будут распределяться доходы от таких платежей. Конкретно в России внедрение данной технологии сдерживается недостаточно развитым законодательством, которое никак не регулирует этот вид деятельности.