16.09.2010 - 30.09.2010
Авиационные перевозки
«Аэрофлот» стал первой российской компанией, о проблемах переработки экипажей воздушных судов которой заговорили открыто. В РФ для пилотов гражданской авиации максимальный налет должен составлять не более 800 часов в год. Как оказалось в «Аэрофлоте» это правило не соблюдается. В нынешнем году положение стало настолько критическим, что возникла угроза, что действующие экипажи авиакомпании отлетают разрешенный максимум задолго до конца года. Причем в предновогодний период «Аэрофлот» не сможет оперативно заменить своих летчиков экипажами других авиакомпаний, поскольку в пик зимних перевозок они тоже будут заняты.
В конце августа пилоты авиакомпании направили письмо главе «Аэрофлота» В. Савельеву. В прошлом году 160 пилотов «Аэрофлота» уже писали обращение тогдашнему руководителю В. Окулову и министру транспорта И. Левитину, которое ничем не закончилось.
В новом письме речь шла о нехватке в «Аэрофлоте» летчиков на самом многочисленном типе самолетов - А320. Из-за этого, по мнению самих летчиков, они уже до декабря «вылетают» свою годовую норму, и тогда авиакомпании со второй декады декабря придется остановить значительную часть лайнеров А320, составляющих треть флота авиакомпании. Экипажи и инструкторы лайнеров А330 и А320 в письме утверждают, что положение о максимальном налете 800 часов в год в течение последних полутора лет не выполняется. Налет вплотную приблизился к показателю 1100 часов. Задолженность по отпускам в летном отряде А320 составляет по 40 дней на человека и продолжает увеличиваться, а у 12 командиров экипажей она составляет более 100 дней. Экипажи работают на пределе психофизиологических возможностей, что повышает вероятность возникновения авиационных происшествий. Причиной переработок, утверждают авторы обращения, является нехватка летного состава, которая в последнее время растет. Пилоты покидают летный отряд, в июне, по данным летчиков, ушли шесть пилотов, в сентябре-ноябре уйдут еще 15 командиров, переучившихся на А330. С учетом ввода самолетов SuperJet нехватка первых пилотов в авиакомпании составит 104 человека. Со своей стороны, руководство «Аэрофлота», занятое оптимизацией численности персонала, называет нынешний предел летного времени несправедливым. Нормы российского законодательства сохранились с советских времен, когда эксплуатировалась совершенно другая техника, говорил в начале лета в Госдуме заместитель гендиректора «Аэрофлота» А. Калмыков.
В связи с многочисленными жалобами пилотов на переработку и их отказом работать в новогодние праздники транспортная прокуратура 15 сентября начала повторную за последние два месяца проверку авиакомпании «Аэрофлот». Напомним, что в июле 2010 года генеральная прокуратура уже поручала транспортной прокуратуре провести проверки исполнения законодательства об авиационной безопасности и безопасности полетов в авиакомпании ОАО «Аэрофлот - Российские авиалинии» и ее дочерних предприятиях. Тогда проверка выявила многочисленные нарушения. По ее итогам было внесено несколько представлений об устранении нарушений закона, а решением суда руководство компании оштрафовано. Особенно много вопросов у прокуратуры вызвало сокращение персонала компании, проведенное в конце 2009 года, когда было уволено около двух тысяч человек, причем многие - с нарушением закона Сократив количество экипажей в полтора-два раза, «Аэрофлот» получает колоссальную экономию, отмечают эксперты. Зарплаты экипажей в операционных расходах авиакомпаний составляют 5-7%.
По мнению транспортной прокуратуры в последнее время руководство большинства авиакомпаний стало умышленно нарушать трудовое законодательство, причем делают это сознательно, с целью получения максимальных прибылей. Поэтому основное внимание в ходе повторной проверки было сосредоточено на соблюдении «Аэрофлотом» трудового законодательства - в первую очередь режима труда и отдыха летного состава. «Мы можем смело утверждать, что сегодня пилоты работают не как летчики пассажирских воздушных судов, а как водители-дальнобойщики», - заявил московский прокурор по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте Е. Поспелов. По данным прокуратуры, фактический налет часов пилотов значительно превышает установленные законом нормы: тот показатель в «Аэрофлоте» сейчас составляет 970 часов в год. В 2010 году Московская прокуратура по надзору за исполнением законов на воздушном и водном транспорте уже семь раз обращалась в суд с исками о защите прав сотрудников авиакомпании. И все решения вынесены не в пользу «Аэрофлота».
В разгар прокурорской проверки «Аэрофлота» на предмет соблюдения трудового законодательства министерство транспорта увеличило предельный уровень полетного времени для летного состава. Проект соответствующего приказа был в середине сентября опубликован на сайте министерства.
«Аэрофлот» неоднократно предлагал минтрансу увеличить полетное время для пилотов с 800 до 900 часов за год, аргументируя это необходимостью привести российские правила в соответствие с мировыми стандартами, поскольку сегодня и российские, и зарубежные перевозчики эксплуатируют одинаковую современную технику. Проект приказа, предусматривающий увеличение предельного уровня полетного времени для экипажей воздушных судов гражданской авиации, содержит новый пункт, отдельно регулирующий продолжительность полетов летного состава самолетов с двумя членами экипажа. Речь идет об иностранных и современных российских самолетах, в том числе Airbus 320, составляющим основу парка «Аэрофлота».
Согласно документу для экипажей воздушных судов с двумя членами летного экипажа, с письменного согласия членов летного экипажа, продолжительность полетного времени может быть увеличена до 90 часов за 28 последовательных дней и до 900 часов за 365 последовательных дней, без увеличения норм полетного времени. На данный момент максимально допустимая продолжительность полетного времени при выполнении полетов на всех типах воздушных судов не может превышать 80 часов в месяц и 800 часов в год. Заместитель министра транспорта В. Окулов утверждает, что приказ будет зарегистрирован в Минюсте в начале октября.
Отметим, что в Европе существующая норма налета составляет 90 ч в месяц и 1 тыс. часов в год. Ограничение летного времени в России — одно из самых жестких в мире, из-за этого Международная ассоциация воздушного транспорта даже выступала против российских норм. Представители ассоциации придерживаются позиции, что никто не доказывал, что нельзя работать больше 80 ч и что переработки могут привести к нарушению авиационной безопасности.
Увеличение часов рабочего времени сейчас тенденция всей отрасли. Правда, пилоты, как правило, получают соответственно за переработки. По оценкам экспертов ежемесячная зарплата пилота отечественной авиакомпании может составлять $10 тыс., и это не предел. Зарплаты пилотов в России одни из самых высоких в мире.
Впрочем, не только желание авиакомпаний сэкономить является главной причиной переработок. В России существует дефицит пилотов. Двести специалистов в год, которых выпускает ульяновское училище, - это на порядок меньше того, что нужно российским авиаперевозчикам. Чтобы решить проблему, надо начать больше готовить специалистов. Соответствующие решения должны принять Минтранс и Росавиация, контролирующие профильные учебные школы. Но подготовить инструкторов и обеспечить им достойные зарплаты, а не просто покупать тренажеры - задача не одного года. Уменьшить остроту проблемы можно было бы уже сегодня, сняв запрет на трудоустройство в отечественных авиакомпаниях зарубежных пилотов. Сейчас по закону делать этого нельзя.
Споры с персоналом и профсоюзами знакомы многим крупным авиакомпаниям мира, и они нередко заканчиваются забастовками. Последняя крупная забастовка произошла в мае-июне этого года, когда экипажи британской авиакомпании British Airways объявили пятидневную забастовку, которая нанесла перевозчику серьезный финансовый ущерб. В России забастовок летных экипажей не было.
С компанией «Аэрофлот» связано и самое громкое в новой российской истории дело о компенсациях за профессиональные заболевания.
В конце августа стало известно, что Пресненский суд столицы принял к рассмотрению 98 исков бывших пилотов «Аэрофлота», уволенных в связи с частичной потерей слуха из-за несовершенства самолетов «Ан» и «Ту». Они требуют у перевозчика возмещения разницы между прежней зарплатой и государственным пособием по нетрудоспособности за три года. Сумма иска пилотов не сообщается.
Двумя годами ранее Савеловский суд Москвы постановил взыскать с авиакомпании в пользу 56 пилотов более 27 млн. руб., а также установить для них ежемесячную компенсацию в 500 тыс. руб. Причина та же - тугоухость.
Около сотни человек, одновременно добивающихся компенсации за профзаболевания от бывшего работодателя, - факт беспрецедентный для России, где с трудом можно найти адвоката, специализирующегося на ведении таких процессов.
Нарушения, связанные с превышением летного времени, выявленные у пилотов в компании «Аэрофлот», при недостаточно серьезном к ним отношении могут стать системными для всей отрасли, что несомненно повлияет на безопасность полетов.
Пассажирские автотранспортные перевозки
В Администрации Санкт-Петербурга определили две новые точки в городе, откуда планируется развивать международные перевозки. До 2015 года Финляндский вокзал будет превращен в хаб, который свяжет в единый транспортный узел международные, междугородные, внутригородские железнодорожные, автобусные и водные перевозки. Еще одним новым транспортным узлом может стать станция метро «Парнас» - там будет создан международный и междугородный автовокзал.
22 сентября на заседании Российского союза туриндустрии председатель комитета по транспортно-транзитной политике Н. Асаул заявил, что правительство Санкт-Петербурга планирует превратить Финляндский вокзал в транспортно-пересадочный узел, который объединит междугородные, международные и внутригородские железнодорожные, автобусные и водные перевозки. Для города представляется интересным перенять опыт европейских городов по использованию инфраструктуры железнодорожных вокзалов для организации остановок междугородних и международных автобусов.
Реализацию планов реконструкции вокзала и прилегающей территории подстегнул запуск скоростного поезда «Аллегро», который с 12 декабря начнет курсировать между Финляндией и Россией. Состав, развивающий скорость до 220 километров в час, будет преодолевать расстояние от Санкт-Петербурга до Хельсинки за три с половиной часа вместо нынешних пяти с половиной часов. Городские планы по созданию хаба соответствуют планам РЖД, которые собираются к 2015 году превратить все крупные вокзалы в стране в транспортно-пересадочные комплексы. По видению РЖД, 70 процентов каждого проекта будут оплачивать контрагенты (ими выступают правительства субъектов), 30 процентов — сама компания. По предварительным подсчетам, средняя окупаемость таких проектов составит 8 лет.
Планами предусматривается несколько этапов перехода Финляндского вокзала к транспортно-пересадочному узлу. Работа предстоит весьма непростая, поскольку реконструкцию придется выполнять в условиях сложившейся застройки. Becar Realty Group, которая с прошлого года занимается реконструкцией Финляндского вокзала, обещает к 1 ноября завершить основные работы по подготовке высокоскоростного движения. К этому времени будет доделана платформа для скоростного движения, пункт пограничного пропуска, завершены косметические работы и ремонт зала. В первом квартале 2011 года начнутся работы по расширению площади Финляндского вокзала. Третья очередь модернизации предполагает масштабную перестройку всего вокзального комплекса, включая перенос железнодорожных платформ и путей, преобразование близлежащих территорий и полосы отвода железной дороги, а также строительство крупного многофункционального комплекса площадью до 350 тысяч квадратных метров. Помимо создания торговых и вокзальных помещений, в состав нового комплекса планируется включить автобусный вокзал, а также автомобильный паркинг, который может быть использован отправляющимися в поездку пассажирами для хранения автомобилей.
Помимо планов по превращению Финляндского вокзала в хаб для развития международных перевозок в северном направлении город собирается построить автобусный вокзал рядом со станцией метро «Парнас». Планируется, что с вокзала будут отправляться машины в северные пригороды Петербурга (Агалатово, Новоселки, Сосново, Лесное, Токсово и др.), в города, расположенные севернее Петербурга, и в Финляндию. По расчетам КТТП и комитета по транспорту, ориентировочное суточное отправление пассажиров по международным и междугородным маршрутам составит 2,7 тыс. человек, по пригородным и городским маршрутам - 6,7 тыс. человек. По международным и междугородным маршрутам ежесуточно будет курсировать 60 автобусов, по пригородным и городским маршрутам - 544.
Сейчас ООО «Сидней» проводит изыскательские работы, чтобы определить возможность создания комплекса зданий, включающего междугородный и международный автобусный вокзал, блок многоуровневых перехватывающих парковок, общественно-деловой комплекс с офисными помещениями, гостиницей, конгресс-центром и спортивным комплексом с подземными гаражами. Сроки создания вокзала не уточняются. Стоимость проекта на участке площадью порядка 8 га в районе промзоны «Парнас», по оценке аналитиков, составит около 300 млн. долларов. По оценке А. Никифорова, заместителя председателя комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области, строительство самого дешевого автовокзала, представляющего собой только здание из самых легких материалов площадью 1,5-2 тыс. кв. м, с проходимостью 10 тыс. пассажиров в сутки, стоит 100 млн. рублей.
Пока не решен вопрос, где будет расположен автобусный вокзал. Рассматриваются два варианта: справа или слева от метро. Для последнего варианта нужно создавать новые дорожные подходы, зато там есть несколько незанятых гектаров земли, где свободно можно построить не только автобусный комплекс, но и многофункциональный комплекс. Автобусные перроны город обещает построить за свой счет, а вот автобусные направления, как заявляют в КТТП, будут зависеть от пожеланий перевозчиков.
В Ассоциации перевозчиков пассажиров, приветствуют планы правительства и полагают, что автобусных перевозчиков должны заинтересовать уже сложившиеся и годами отработанные маршруты. По России это Выборг, Луга, Новгород, Череповец. Из международных направлений петербургских перевозчиков привлекут города Финляндии, Таллинн, Рига, Киев, Минск, Варшава. В Ассоциации не сомневаются, что и хаб на Финляндском вокзале, и автовокзал на «Парнасе» будут востребованы петербуржцами и гостями города.