English
Русский
Suomi
Deutsch
16.05.2010 - 31.05.2010  
Эксперт по транспортной отрасли
16.05.2010 - 31.05.2010

Авиационные перевозки

Рынок чартерных перевозок

На российском рынке авиаперевозок разразился грандиозный скандал. Начало ему положил глава Росавиации А. Нерадько в ходе заседания специальной комиссии Росавиации по допуску перевозчиков к выполнению международных воздушных перевозок пассажиров, состоявшемся 13 мая, жестко пообещавший навести порядок на рынке чартерных перевозок. Отметив, что разрешения на чартеры долгое время выдавались без учета интересов назначенных авиакомпаний, А.Нерадько заявил, что «прогнозирует перераспределение российского чартерного рынка в пользу назначенных авиакомпаний, выполняющих регулярные рейсы».
Чартерные авиакомпании со своей судьбой мириться не стали и решили вступить в борьбу. 18 мая стало известно, что шесть авиаперевозчиков (Sky Express, «ВИМ-Авиа», «Таймыр», «Атлант-Союз», «Трансаэро» и «Оренбургские авиалинии») отправили на имя министра транспорта И. Левитина письмо, в котором призвали отменить действие приказа №92 о необходимости согласования чартерных рейсов с назначенным перевозчиком. В письме говорится, что отсутствие четких и прозрачных критериев, используемых Росавиацией при выдаче разрешений на выполнение чартерных программ, негативно сказывается на деятельности перевозчиков и туроператоров, а также ставит под угрозу перевозку российских пассажиров на наиболее востребованных направлениях. Также в письме отмечается, что действующее правовое регулирование международных чартерных полетов не соответствует существующему уровню развития данного сегмента рынка авиационных перевозок в условиях глобальной либерализации международного воздушного транспорта.
Приказ №92 был выпущен Росавиацией в 2008 году, однако долгое время он не применялся на массовых туристических направлениях повышенного спроса. Однако перед летней навигацией 2010 года авиационное ведомство выступило с инициативой ввести по всем без исключения туристическим направлениям практику согласования чартерных программ с назначенными перевозчиками. Из-за этого до сих пор не решено, какие авиакомпании будут осуществлять чартерные рейсы из российских городов в Ларнаку (Кипр), Ираклион, Салоники (Греция), Бургас, Варну (Болгария), Монастир (Тунис), Санью (Китай), Амман, Акабу (Иордания), Гоа (Индия).
В тот же день «Аэрофлот» отправил по тому же адресу собственное открытое письмо, в котором дал понять, что претензии коллег порождены его отказом допустить их чартеры на два направления: Москва-Ларнака (Кипр) и Москва-Ираклион (Греция). В письме в частности говорится, что «Аэрофлот» имеет статус назначенного перевозчика на обоих маршрутах и готов сам полностью удовлетворить спрос на этих направлениях. Привлечение чартерных компаний нанесет перевозчику экономический ущерб, и перевозчик готов сам полностью удовлетворить спрос на этих направлениях. Кроме того, «Аэрофлот» обращает внимание на то, что авиакомпания в соответствии с приказом №92 также не имеет возможности выполнения чартерных рейсов в Салоники, Варну, Монастир и другие города из-за отсутствия согласования соответствующих назначенных перевозчиков.
Минтранс публично не отреагировал ни на одно из двух обращений, а конфликт на следующий день из сферы дискуссий переместился в плоскость практических действий в результате которых пострадали пассажиры. 19 мая из-за несогласованности с «назначенным» на этом маршруте перевозчиком авиакомпанией «Аэрофлот» не состоялся рейс Sky Express из московского аэропорта Внуково в Ларнаку. Компания была вынуждена передать 130 пассажиров «Аэрофлоту». Обратным рейсом он доставил клиентов Sky Express, которые в этот день должны были вернуться с курортного острова в Россию. В своем заявлении «Аэрофлот» подчеркнул, что понес в результате непредвиденные расходы и неудобства. Перевозка пассажиров из одного московского аэропорта (Внуково) в другой (Шереметьево) задержала вылет лайнера «Аэрофлота», а тех, кто ожидал его в Ларнаке, пришлось покормить. Ответственность за происшедшее авторы заявления возложили на компанию Sky Express, которая была в курсе, что ее чартеры в Ларнаку согласованы с «Аэрофлотом» только до 16 мая. Аналогичная участь постигла и рейсы, запланированные Sky Express на 21 и 23 мая из аэропорта Внуково – они заменены соответствующими рейсами «Аэрофлота» из Шереметьево.
В свое оправдание Sky Express утверждает, что в марте компания направила в «Аэрофлот» запрос на согласование рейсов по маршруту Москва - Ларнака. Ответа от назначенного перевозчика не последовало. На фоне молчания «Аэрофлота» Росавиация выдавала разрешения чартерному перевозчику продавать билеты на Кипр на рейсы с вылетом до 25 мая, однако накануне вылета первого рейса - 18 мая - «Аэрофлот» неожиданно объявил об отказе согласовать рейсы в Ларнаку, из-за чего разрешения Росавиации потеряли актуальность.
На следующий день после случившегося Российский союз туриндустрии опубликовал свое заявление, в котором квалифицировал действия «Аэрофлота» как «рейдерский захват пассажиров». В нем со ссылками на текст злополучного приказа №92 утверждается, что «Росавиация» имела право, если бы захотела, разрешить чартеры других авиакомпаний в Ларнаку и без согласия «Аэрофлота». Кроме того, в вину крупнейшей российской авиакомпании был поставлен тот факт, что «Аэрофлот» выставил Sky Express счет за перевозку, прибавив к тарифу последней примерно по 50 евро на каждого пассажира.
Свою озабоченность происходящим на чартерном рынке выразила Ассоциация туроператоров России (АТОР). АТОР направляла письмо в Ростуризм с просьбой принять меры, а также в ФАС и вице-премьеру Сергею Иванову - с просьбой обратить внимание на тот факт, что реализация приказа N92, особенно в разгар сезона, может привести к неразберихе на рынке чартерных перевозок, к монополизации и повышению цен на авиабилеты.
Руководитель Федерального агентства по туризму и президент Ассоциации туроператоров России А. Ярочкин заявил, что полностью поддерживает решение Росавиации, поскольку в интересах самих пассажиров летать только с надежными перевозчиками.
20 мая в спор «Аэрофлота» и чартерных перевозчиков вмешалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). В целом ФАС поддержала назначенных перевозчиков в их конфликте с другими авиакомпаниями по согласованию чартерных программ на популярные курорты, т.к. приказ Министерства транспорта N92 увязывается с требованиями двусторонних соглашений о воздушном сообщении с участием РФ, являющихся основой правового регулирования международных воздушных перевозок. Эти требования, в частности, устанавливают обязательство авиационных властей в отношении чартерных полетов неназначенных авиапредприятий по маршрутам, эксплуатируемым назначенными авиапредприятиями, принимать во внимание интересы назначенных авиапредприятий таким образом, чтобы не нанести ущерба их интересам на указанных маршрутах.
Вместе с тем ведомство посчитало приказ №92 ограничивающим конкуренцию на авиационном рынке и указало на необходимость снижения ограничений по числу назначаемых перевозчиков и «исключение согласований объемов и тарифов перевозок между назначенными авиаперевозчиками».
24 мая в Федеральном агентстве воздушного транспорта состоялось заседание комиссии по допуску перевозчиков к выполнению международных перевозок.
Среди ряда вопросов комиссия рассматривала заявки авиакомпаний на чартерные полеты в пункты назначения в Греции, Болгарии, Кипре, Тунисе, Индии и Китае, где в соответствии с межправительственными соглашениями о воздушном сообщении имеется регулярное воздушное сообщение, которое осуществляется назначенными от имени РФ авиаперевозчиками. Поскольку чартерные перевозчики согласований не получили, заявки авиакомпаний на чартерные перевозки не удовлетворены.
Росавиация уверена, что назначенные перевозчики располагают достаточной ресурсной базой и на популярных туристических направлениях могут самостоятельно удовлетворить спрос на пассажирские авиаперевозки, без привлечения дополнительных чартерных рейсов. Одновременно отмечено, что стремление небольших чартерных авиакомпаний к осуществлению ярко выраженных сезонных перевозок не подкрепляется достаточным парком воздушных судов, соответствующим ресурсным и финансовым обеспечением, что является причиной многочисленных задержек и даже отмен рейсов. Поэтому самыми надежными и эффективными являются регулярные перевозчики, которые при необходимости могут предоставить дополнительные рейсы.
Отдельно на заседании был рассмотрен вопрос о выдаче «Трансаэро» разовых разрешений на выполнение рейсов по маршруту Москва - Ларнака - Москва. В целях соблюдения прав и законных интересов пассажиров, отправляющихся к местам отдыха по заранее оплаченным билетам, авакомпании выданы разовые разрешения на выполнение этих рейсов.
25 мая авиакомпания «Трансаэро» сообщила, что, являясь крупнейшим назначенным и имеющим допуск регулярным перевозчиком от Российской Федерации на маршруте Москва – Ираклион, согласовала чартерные программы полетов из Москвы в Ираклион авиакомпаниям Sky Express и «Атлант-Союз» на весь летний период 2010 года.
Эксперты отмечают, что возникла неоднозначная ситуация между регулярными и чартерными перевозчиками, которая разрешится только после того, как правила игры станут понятными и очевидными. Идея Росавиации поддержать регулярных перевозчиков понятна, но ее разговоры о большей безопасности регулярных рейсов безосновательны. Авакатастрофы, как правило, происходят на регулярных трассах, а нынешние чартерные компании по организации бизнеса ничуть не уступают регулярным. Кроме того, все действия транспортных властей, направленные на усиление монополизма, приведут к росту цен на чартерные перевозки раза в два, и ровно настолько же может упасть туропоток.

Речные перевозки

В Санкт-Петербурге стартовали долгожданные первые «водные маршрутки»

Водные маршрутки призваны облегчить жизнь пассажирам общественного транспорта и упростить дорожную ситуацию в городе, задыхающемся от автомобильных пробок. 29 мая в Петербурге начали работать четыре линии водного транспорта: две городские и две пригородные. Такси связали Петербург и Кронштадт, а также Кронштадт и Ломоносов. Внутри города водный транспорт начал ходить от «Ленэкспо» до Синопской набережной. Вторая городская линия связала Приморский и Калининский районы. Такси пройдут по Большой Неве от Парка 300-летия до Арсенальной набережной через ЦПКиО. Интервал движения составляет 15 минут утром и вечером. Днем маршрутки будут ходить каждые полчаса.
Вопросом создания общественного водного транспорта городские власти занимались с 2001 года. Тогда эта задача была поручена Государственной инспекции по маломерным судам. В начале прошлого года полномочия по регулированию деятельности в сфере речного маломерного флота были переданы Комитету по транспортно-транзитной политике, который и занялся разработкой проекта «Водное такси».
В настоящее время в черте города комитетом разработаны проекты 16-ти маршрутов. Правительство Санкт-Петербурга поставило перед собой задачу уже на следующий год запустить максимальное количество маршрутов, оборудовав их всей необходимой инфраструктурой. Отметим, что маршруты выбирали сами граждане города путем голосования.
У нового вида городского транспорта две задачи. Первая – разгрузить город от потоков пассажиропотоков, потому что комитетом продумано, что маршруты свяжут разные ветки метро. Такси должны составить конкуренцию традиционному общественному транспорту, перевезя за год свыше 406 тысяч пассажиров. Чиновники считают, что доходность этого бизнеса превысит 22%. Председатель комитета по транспортно-транзитной политике Н. Асаул не исключает, что если услуги водных «маршруток» будут пользоваться большим спросом, то будет организовано и такси по вызову, а также разработаны новые маршруты.
Вторая задача – это катать по городу туристов и гостей города. «Водные маршрутки» могут составить серьезную конкуренцию «прогулкам по рекам и каналам», услуги которых в 10 раз дороже.
Компании, работающие на городских водных маршрутах, были определены в ходе конкурса весной этого года. На конкурс выставлялось четыре маршрута: кроме Приморской линии, это Центральная линия (от Ленэкспо до Малоохтинского проспекта), Пригородная линия (от Ломоносова до Кронштадта) и Кронштадтская линия (от Эрмитажа до Кронштадта).
Пригородную линию продолжат обслуживать паромы «Андрей Коробицын» и «Николай Каплунов» «Северо-Западного пароходства». Также уже четыре года от Арсенальной набережной до Кронштадта ходят 10 скоростных судов на подводных крыльях, которые ООО «Водоходъ-Санкт-Петербург» арендует у «Северо-Западного пароходства».
Право ходить Центральным маршрутом из пункта «Ленэкспо» до пункта «Синопская набережная» - сначала по Большой Неве, далее по Неве с остановками у Горного института, Медного всадника, Летнего сада, Петропавловки, вдоль Смольнинской и Синопской набережных - выиграло ООО «Интер Яхт Сервис». Перевозить пассажиров будут суда Seacamper, которые собираются из иностранных комплектующих на производственной площадке под Петербургом. Добраться по воде от Ленэкспо до Синопской набережной можно будет за 1 час 10 минут.
Самый северный городской маршрут - Приморская линия. Она начинается у Арсенальной набережной, затем направо по Большой Невке - остановки у Карповки, на Выборгской набережной, у Ушаковской развязки возле метро «Черная речка». Далее вдоль Приморского проспекта - к метро «Старая деревня» и в районе 3-го Елагина моста маршрут повернет по Большой Невке обратно. Прохождение «от и до» займет 40 минут. Право заниматься перевозками на этом маршруте приобрело ООО «МБС» - пассажирам предоставят малые суда отечественного производства. Все водные маршрутки будут желтого цвета, «шашечки», как у такси, решили не делать.
Регулировать движение будут светофоры, остановки должны представлять собой причалы, оборудованные крытыми павильонами и леерными заграждениями. Решать, выходить ли транспорту на воду при подъеме воды в Неве и прочей непогоде, будет Государственная инспекция по маломерным судам.
На четыре маршрута город выделил 83 млн. рублей. В соответствии с Законом «О транспортном обслуживании водным транспортом Санкт-Петербурга» перевозка пассажиров водным транспортом осуществляется по установленной Комитетом по тарифам Санкт-Петербурга стоимости проезда. Передвижение по Пригородной линии будет стоить 39 рублей, по Кронштадтской линии – 96 рублей, а по вновь открывшимся внутригородским маршрутам – 50 рублей. Цены вполне социальные. Например, согласно бизнес-плану проекта «Водный автобус», распространенного КТТП этой зимой, за 2010 год катера Приморской линии перевезут 51 тыс. человек, а субсидии из бюджета составят около 14 млн. рублей. Несложная арифметика позволяет рассчитать реальную стоимость проезда, которая составляет порядка 320 рублей.
Петербуржцы оптимистично смотрят на появление водного транспорта и готовы использовать его в качестве альтернативы наземному. Перевозчики же сомневаются, что водные маршрутки смогут сразу же стать рентабельным бизнесом. Предстоит увеличить количество маршрутов. Пока же водный вояж больше похож на недорогой аттракцион.
Отметим, что, как и в любом хорошем начинании, в работе водных маршруток пока много проколов. Например, отсутствие указателей и вывесок, а также точных адресов остановок, поэтому те, кто не знают наверняка, где находится причал, будут долго блуждать в поисках. На некоторых остановках нет мостков, забираться в катер трудно и опасно, а сами причалы (например, возле гостиницы «Москва») разбиты и усыпаны мусором. В открытых и продуваемых павильонах возле причалов нет расписания.
Обращает на себя внимание то, что проездной документ, выдаваемый на руки пассажиру, не соответствует стандартам оформления для внутренних водных перевозок, утвержденным Минфином. На нем нет ни данных перевозчика, ни даты приобретения, ни контактов типографии. Если судить строго по букве Закона, то деятельность водных маршрутов на сегодняшний день подпадает под статью о незаконном предпринимательстве. Но билет по большому счету не самое главное в речных перевозках. Основная проблема заключается в том, что и катера Hitek 85 используются на Неве незаконно. Оператор Приморской линии ООО «МБС» получило лицензию на перевозку пассажиров только одним судном – «Аллигатором» 2001 года выпуска. Ни о каких «Хайтеках» в службе надзора не слышали. Меж тем перевозчики обязаны регистрировать у них каждый используемый теплоход и получать судовую копию лицензии, так что «водный автобус» могут в любой момент остановить речные инспекторы и привлечь «МБС» к уголовной ответственности за предоставление услуг, не соответствующих стандартам безопасности.