English
Русский
Suomi
Deutsch
01.05.2010 - 15.05.2010  
Эксперт по транспортной отрасли
01.05.2010 - 15.05.2010

Железнодорожные перевозки

Развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения

Премьер-министр РФ Владимир Путин, выступая в апреле в Госдуме с отчетом о деятельности правительства, высказался за развитие высокоскоростного железнодорожного сообщения в Сибири. При этом премьер подчеркнул, что уже реализован стратегический проект высокоскоростного сообщения по маршруту Санкт-Петербург - Москва, скоро начнется движение по маршрутам Санкт-Петербург - Хельсинки, а затем Москва - Нижний Новгород.
Программа развития железнодорожного транспорта в России до 2030 года предусматривает создание девяти «коридоров» высокоскоростного движения. В 2010 году РЖД выделяет более 1,5 млрд. рублей на организацию высокоскоростного движения на направлении Москва - Петербург и Петербург - Нижний Новгород.
Напомним, что с 18 декабря прошлого года «Сапсаны» совершают коммерческие рейсы между Москвой и Санкт-Петербургом. Маршрут пользуется большим успехом, и 5 высокоскоростных поездов теперь ежедневно обеспечивают сообщение между двумя городами. Более того, в связи с ожидаемым увеличением пассажиропотока в период майских праздников ОАО «РЖД» назначила дополнительные рейсы поездов «Сапсан» по маршруту Санкт-Петербург - Москва. С 23 апреля количество рейсов в каждом направлении увеличилось до шести.
6 мая ОАО «РЖД» объявило, что с 1 июня в связи с проведением плановых летних путевых работ, приводящих к незначительному увеличению времени хода поездов «Сапсан», снижает стоимость проезда в поездах на маршруте Москва - Санкт-Петербург- Москва. Цена билета снижается за счет уменьшения базовой стоимости проезда. Для поездов, которые отправляются из Петербурга и Москвы по воскресеньям, дополнительно снижен коэффициент индексации. Напомним, к базовым тарифам на проезд в поездах «Сапсан» применяется индивидуальный индекс сезонного регулирования и коэффициенты индексации, варьирующиеся в зависимости от дней недели и времени отправления поезда.
Для жителей 4 областей - Московской, Тверской, Новгородской и Ленинградской прогресс обернулся существенными неудобствами, которые быстро трансформировались в протестные действия местных жителей и хулиганские выходки: в поезд бросают камни и ледышки, в направлении состава раздаются ружейные выстрелы, повреждают провода – настоящий «антисапсанский» бунт. За 4 месяца поезд будущего стал жертвой 14 актов вандализма. Только за период с 1 по 3 мая «Сапсан» подвергся 4 нападениям. С началом летнего сезона и прибытием дачников недовольство населения может вырасти еще больше.
У народного гнева есть две причины. С появлением «Сапсана» изменению подверглось расписание электропоездов на всех участках железнодорожной трассы Москва-Петербург. В Тверской области начало эксплуатации «Сапсана» обернулось для простых людей отменой нескольких обычных электричек, которые соединяли областной центр с Москвой, Торжком и Бологим. На некоторых платформах электрички перестали останавливаться. Многие жители не могли вовремя добраться на работу и учебу по приемлемой цене. Отменены были также несколько поездов дальнего следования, в частности, популярный бюджетный поезд «Юность» с сидячими местами в вагонах.
В ситуацию вокруг «Сапсана» пришлось вмешаться губернатору Тверской области Дмитрию Зеленину. Только после его встречи с министром транспорта Игорем Левитиным, которая состоялась в середине апреля, была достигнута договоренность, что в Тверской области к 26 апреля будут восстановлены остановки пригородных электропоездов, отмененные из-за запуска скоростного поезда «Сапсан». А к 1 июня, согласно договоренности, в расписание будут также возвращены отмененные ранее из-за «Сапсана» электрички или введены новые маршруты. Кроме того, по некоторым направлениям будут введены дополнительные автобусные маршруты.
Немало досталось от «Сапсана» и пешеходам. Если раньше они могли спокойно перейти пути по специальным переходам, то с открытием высокоскоростного движения большая часть этих переходов была закрыта. Одновременно стало меньше и железнодорожных переездов, а на действующих переездах водителям приходится проводить часы в ожидании разрешающего сигнала светофора.
Чтобы разрешить возникшее проблемы при пересечении железнодорожного полотна, нужно было бы построить переходы над путями, но у местных властей просто нет на это денег, а проведение таких работ не входит в обязанности железнодорожной компании. Именно эти вопросы поднял председатель комитета по транспорту и транспортной инфраструктуре Ленинградской области Леонид Теребнев на прошедшем во второй половине апреле международном форуме «Безопасность транспортных комплексов». Он обратил внимание на то, что при развитии железнодорожного транспорта, суперскоростных систем таких, как «Сапсан», нужно учитывать необходимость строительства новых путепроводов для пешеходов и автомобильного транспорта. Но за счет бюджета только одного субъекта Федерации невозможно реконструировать автодороги, которыми пользуются соседние регионы, в том числе крупный мегаполис, невозможно. Теребнев предложил для улучшения ситуации возрождать дорожные региональные фонды, аккумулировать в них поступления от транспортного налога, технического обслуживания, и тогда появятся дополнительные средства на обеспечение транспортной и дорожной инфраструктуры.
Вице-губернатор Ленобласти Григорий Двас, также принявший участие в международном форуме, заявил, что с учетом ситуации вокруг скоростного поезда «Сапсан» вопросы безопасности транспортных процессов сегодня выходят на первый план. Двас напомнил, что в конце марта президентом России подписан указ о создании комплексной системы обеспечения безопасности населения на транспорте, начата разработка комплексной программы в этой сфере.
21 апреля начальник департамента пассажирских сообщений РЖД Г. Верховых сообщил, что ОАО «РЖД» с 1 июля текущего года планирует запустить высокоскоростной поезд «Сапсан» между Петербургом и Нижним Новгородом. Время в пути между двумя городами будет составлять 8,5 часа. Поезд будет отправляться из Петербурга и прибывать на Курский вокзал Москвы, здесь делать остановку на 10 минут по техническим потребностям (в том числе посадку и высадку пассажиров) — и за 3 часа 55 минут будет доходить до Нижнего Новгорода. Сейчас из Санкт-Петербурга в Нижний Новгород ежедневно ходит прямой поезд, находящийся в пути 15 часов 25 минут. В РЖД пока не уточняют с какой периодичностью «Сапсан» будет соединять Петербург и Поволжье и сколько будет стоить билет.
Эксперты оценивают новый проект положительно. Приволжский федеральный округ - это регион, имеющий большое промышленное значение и потенциал. Здесь сосредоточены авиационные заводы и опытные производства, подшипниковые кластеры, автомобильная промышленность. Нижний Новгород - столица Приволжья. Поэтому следует ожидать, что из Петербурга и Москвы в Нижний Новгород будут ездить бизнесмены, разработчики. Помимо этого, регион представляет интерес и для туристов, в том числе и иностранных.
У проекта открытия высокоскоростного движения между Петербургом и Нижним Новгородом есть и другая сторона. С учетом того, что «Сапсан» будет делать для пассажиров остановку в Москве, он имеет все шансы забрать себе пассажиров авиакомпаний на нижегородском направлении. Сейчас прямого авиасообщения между Петербургом и Нижним Новгородом нет, только с пересадкой в Москве. А это говорит о том, что большого пассажиропотока на этом направлении нет. Поэтому даже один «Сапсан» имеет все шансы переманить пассажиров авиакомпаний.
Однако 4 мая появилась информация, что запуск скоростного движения до Нижнего Новгорода может быть отложен до осени. В замыслы железнодорожников вмешались прокуроры. 29 апреля Приволжская транспортная прокуратура в ходе плановой проверки железнодорожных путей на скоростном участке Нижний Новгород - Петушки, предназначенных для эксплуатации скоростных поездов «Сапсан», выявила многочисленные нарушения законодательства о содержании и эксплуатации железнодорожного транспорта. Из заключения прокуратуры следует, что начало движения экспресса между столицей и Нижним Новгородом не обеспечено должной инфраструктурой и, следовательно, угрожает здоровью и безопасности самих железнодорожников, пассажиров экспресса и жителей близлежащих населенных пунктов. Представление с требованием устранить нарушения, выявленные на скоростном участке железной дороги Нижний Новгород - Петушки, было внесено руководству ОАО «ГЖД».
Ответ руководства ГЖД последовал незамедлительно. На пресс-конференции, состоявшейся 4 мая, заместитель главного инженера по скоростному движению ГЖД И. Илюхин заявил, что выявленные нарушения незначительны и не требуют дополнительных затрат, поэтому каким-либо существенным образом их устранение на ходе работ по подготовке железнодорожной инфраструктуры для организации скоростного сообщения не скажется. Дорога уже на 85% устранила выявленные прокуратурой нарушения требований безопасности и к 1 июля намерена завершить подготовку всей инфраструктуры для запуска поезда «Сапсан», после этого специальная комиссия должна ее принять и окончательно назвать дату начала движения. В настоящее время с «Сапсаном» заканчивают проводить тестовые испытания. Т.е. если в конце апреля представители железнодорожного ведомства говорили о том, что с 1 июля планируется начать движение скоростных поездов до Нижнего Новгорода, то теперь эту дату они называют как конечную по подготовке инфраструктуры. Запуск же движения обещают «до начала осени».


Городские пассажирские перевозки

Объявлен конкурс на право организации и выполнения пассажирских перевозок в Санкт-Петербурге в 2011-2015 годах

Комитет по транспорту правительства Санкт-Петербурга 30 апреля объявил конкурс на право организации и выполнения перевозок пассажиров и багажа наземным пассажирским маршрутным транспортом общего пользования по маршрутам регулярных перевозок города в 2011-2015 годах. Церемония вскрытия конвертов с конкурсными заявками состоится 17 июня. Итоги конкурса будут подведены до 26 июля 2010 года.
Все выставленные на конкурс 592 городских маршрута разделены на 138 лотов. По сравнению с первым конкурсом, проводившемся в 2005 году, их стало почти в 5 раз больше при том же количестве маршрутов. Лоты скомпонованы по географическому принципу. Отметим, что на конкурс не выставлены 103 городских маршрута, которые обслуживаются ГУП «Пассажиравтотрансом».
Столь «мелкое» дробление маршрутов сделано специально для минимизации рисков, связанных с обеспечением перевозок населения. В случае нарушений условий к перевозчику могут быть применены строгие санкции, вплоть до расторжения договора по конкретному маршруту, на котором были допущены нарушения. Если на каком-то из маршрутов возникнет такая ситуация, то перевозчика, обслуживающего маленький лот, будет легче заменить, не создавая неудобств для пассажиров.
Комитетом по транспорту были выработаны новые конкурсные требования к компаниям-перевозчикам, направленные на стимулирование развития производственной базы и приобретение новых современных автобусов. Городские власти при определении победителей конкурса будут отдавать преференции тем, у кого в автопарке есть современные автобусы с низким полом, экологическим стандартом не ниже Евро-3, антиблокировочной системой тормозов и прочими атрибутами, влияющими на комфорт и безопасность. Условия конкурса предусматривают достаточно жесткие требования к претендентам по обновлению автопарка – автобусы старше 7 лет должны заменяться на новые, соответствующие эталонным стандартам. Понимая, что перевозчики не могут в один момент закупить новый и современный состав и отвезти на металлолом автобусы, курсирующие по городу в настоящее время, организаторы предусмотрели возможность представлять конкурсной комиссии предварительные контракты на закупку новой техники. Таким образом, кстати, сами перевозчики избегают риска – никто из них не должен остаться с полным парком новой техники и без контракта на выполнение перевозок, как это случалось на прошлом конкурсе пять лет назад.
Комитет по транспорту также обезопасил себя от разного рода рисков, связанных с проведением конкурса, предусмотрев обязательное обеспечение в виде денежного залога или банковской гарантии. Претенденты должны внести обеспечение при подаче заявок на участие. Оно будет защищать организатора от мошенников, которые захотят сорвать проведение конкурса (в зависимости от размера лота суммы составляют от 29 тысяч рублей до 2,8 миллиона рублей). Еще одно обеспечение в размере от 59 тысяч до 3,5 миллионов рублей должно гарантировать исполнение обязательств по перевозкам. Если у города не будет претензий к подрядчикам, залоговое обеспечение будет возвращено им через год после заключения с ними договора.
Обращает на себя внимание, что в конкурсе ничего не сказано о едином регулируемом тарифе, который планировалось ввести в Петербурге с 2011 года. Скорее всего, это связано с продолжающимися экономическими трудностями и дефицитом бюджетных средств. По оценке экспертов для отказа от коммерческих перевозок и введения регулируемого единого социального тарифа на общественный транспорт в бюджете города требуется зарезервировать более 10 миллиардов рублей. Реально же на эту статью расходов могут потратить сейчас вполовину меньше.
Согласно конкурсной документации упразднено понятие «коммерческие» и «социальные» маршруты. Субсидировать с 2011 года будут не «социальные» маршруты, а «маршруты с точно обозначенными остановками». Маршруты, которые назывались «коммерческими», субсидироваться по-прежнему не будут, а именоваться станут «маршрутами с остановками по требованию, в любом разрешенном правилами дорожного движения месте». Отметим, что постановления городского правительства, устанавливающего компенсацию расходов перевозчиков, пока нет. Оно должно выйти только ближе к концу года.
Кроме субсидий бюджет Петербурга обещает обеспечивать перевозчиков системами навигации ГЛОНАСС, которые в 2011 году будут закупаться за госсчет. Однако, ответственность за обслуживание систем навигации будет возложена на частных перевозчиков.
Первый конкурс на право пассажирских перевозок комитет по транспорту провел в 2005-2006 годах. Конкурс сопровождался скандалами и объявлялся дважды – в 2005 году и в начале 2006 года. Всего в конкурсе приняло участие 24 компании, предквалификацию прошли 14 из них. Лоты выиграли шесть компаний: ОАО «Третий парк», ООО «Вест-сервис», ООО «Петербургская транспортная компания» (дочерняя структура нефтетрейдера ЗАО «ПТК»), а также ЗАО «Барс», ООО «Питер-Авто», ЗАО «Такси-2».
Коммерческая маршрутная сеть Санкт-Петербурга, установленная правительством, состояла из 429 маршрутов. Из них 85 маршрутов, которые обслуживает «Пассажиравтотранс», не были выставлены на первый конкурс, и на 15 маршрутов при проведении конкурса никто не претендовал.
Проигравшие перевозчики, работать на рынке не перестали, а перешли в стан так называемых «нелегалов», которые имеют лицензию на осуществление транспортной деятельности, но не имеют контракта с комитетом по транспорту, а, значит, нарушают городской закон.