English
Русский
Suomi
Deutsch
15.09.2009-30.09.2009  
Эксперт по телекоммуникационной отрасли
15.09.2009-30.09.2009

Как говорится, no frills

13 марта 2009 года Минюст России зарегистрировал приказ Минкомсвязи о требованиях к ведению деятельности мобильных виртуальных операторов связи. Прошло полгода с этого момента, а данная модель ведения бизнеса уже стала весьма популярна. Конечно, виртуальные операторы появились значительно раньше приказа, а некоторые даже достаточно успешно оставались на плаву, но прозрачная схема бизнеса (в рамках закона/приказа) все-таки лучше непрозрачной (с точки зрения возможных претензий со стороны государственных органов).


Приказ Минкомсвязи от 29.12.2008 г N 116 "Об утверждении Требований к оказанию услуг подвижной радиотелефонной связи при использовании бизнес-модели виртуальных сетей подвижной радиотелефонной связи"



Очень важно, что приказ все же появился, особенно в момент, когда 3G вовсю шагает по стране, а LTE вот-вот подоспеет. Новые стандарты позволяют более эффективно организовывать деятельность MVNO. И кто только не проявлял интерес к модели MVNO, и Orange Business Services, и Эффортел, и Евросеть и т.д. Всем не дает покоя идея построить нечто подобное Virgin Mobile.

И хотя у всех на слуху и на памяти пример с проектом «Евросети» и СМАРТС, тем не менее, сейчас несколько проектов находятся в активной фазе развития.


26 июля 2007 года ЗАО «Евросеть» и ЗАО «Средневолжская межрегиональная ассоциация радиотелекоммуникационных систем» (СМАРТС) заявили о намерении создать совместную опытную зону MVNO. Чуть более чем через полгода (20 марта 2007) сотовый ритейлер под собственной торговой маркой запустил виртуального оператора. Начало проекта было положено в Самарской области, в дальнейшем зона охвата расширилась на Ульяновскую и Саратовскую области, Башкортостан, Татарстан, Марий-Эл и Мордовию. За первые шесть месяцев «Евросеть» смогла привлечь лишь 6,2 тыс.человек, 1,5 года спустя абонентская база насчитывала 10,2 тыс. пользователей. При этом ARPU был в пределах $9, что для быстрой окупаемости проекта крайне мало. Основная причина медленного развития MVNO «Евросеть» - изначально высокие неконкурентноспособные тарифы. С покупкой доли «Вымпелкомом» в «Евросети» данный проект и вовсе исчерпал свою актуальность.



Так, недавно начал коммерческую деятельность дискаунтер «Просто для общения» - детище «Мегафона». Коллеги по цеху, точнее по «большой тройке» изначально были настроены пессимистично относительно новой идеи «Мегафона». На деле «Просто» достаточно успешно стартовал, поскольку пользователи сотовой сети в Москве жаждут низких цен в лице Tele2, но о лицензии на столицу дочка шведского холдинга пока лишь может только грезить.

Кстати о Tele2, шведы не смогли сдержаться и не отреагировать на то, что «Мегафон» через MVNO занял их нишу и существенно осложнил вход (если таковой все же случится) Tele2 в Москву. В своей манере «Tele2» агрессивно скопировало название раскручиваемого MVNO и использовало такое же название в своем новом тарифном плане для Краснодарского края (коммерческая эксплуатация сети началась только в конце ноября прошлого года), сохранив «все те же» 5 копеек.

С запуска в марте 2009 года «Просто» набрал уже более 260 тыс. абонентов – на порядок больше, чем удалось «Евросети» в Поволжье. Вообще, проект «Просто» выглядит весьма успешным: реклама и грамотный маркетинг делают свое дело. Ведь, действительно большинство пользователей связи звонят и отправляют SMS (несмотря даже на растущую популярность мобильного Интернета) и ничего больше (no frills), а низкие цены на эти услуги многих привлекли.

Сравнивая с подобными задумками конкурентов, предпочтиетльнее смотрится именно «Мегафон» (по крайней мере, до 1 сентября, когда для абонентов «Просто» была изменена стоимость услуг). Так, например, если сравнивать тариф «Базовый» и «А-Мобайл» (совместный проект «виртуального оператора» французской «Ашан»и МТС), то true-MVNO (т.е. «Просто») оказывается в более выигрышной позиции.

К тому же, если учесть наличие в портфеле тарифных планов «Мегафона» ТП «Особый. Специально для Carrefour», то «Мегафон» в данном направлении становится бесспорным лидером.

Вообще, часто идеологи независимых виртуальных операторов говорят, что они не конкуренты владельцам сетей. Но это ведь лукавство чистой воды: своих абонентов «виртуалы» в большинстве своем будут переманивать именно у существующих операторов. Конечно, будет часть новых абонентов, но при общем проникновении связи в России в 140% их не так уж много осталось.

Соответственно, абонент, ушедший, например, в «Народный мобильный телефон или «Ё» «не есть хорошо» для арендодателя каналов (даже если MVNO будет оптом закупать трафик у того, у кого «забрал» абонента).

Таким образом, с выходом приказа Минкомсвязи, грубо говоря, легализирующим деятельность виртуальных операторов, владельцам сетей выгоднее самим запустить MVNO-дискаунтера, чем предоставлять свою инфраструктуру неаффилированным с собой компаниям. Хотя в последнее время все чаще слышны обвинения региональных операторов в дискриминации, и чувствуется, что в ближайшей перспективе регулирующие органы все чаще будут давить на «федералов». Но лучше, конечно, без излишеств.