Город высокой культуры
Datum: 31.03.2011
Современное общество представляет собой сверхсложную динамическую систему. Для упрощения восприятия всего множества поступающих информационных фактов, нам предлагаются готовые ассоциативные модели. Однако на поверку они оказываются искаженным, вымышленным отражением действительности, мифами нашего времени.
Одной из рукотворных моделей, призванных служить решением целого ряда реальных и мифологических задач, стала усиленная маркетинговая и рекламная капитализация «ленинградского всего» – футбольного клуба «Зенит». Кто и зачем призвал «Зенит» в качестве еще одного «великолепного мифа», попробуем разобраться в серии публикаций. Начнем с того, что на поверхности – собственно, с пены.
Город высокой культуры
Культура в Санкт-Петербурге — центральный градообразующий фактор,
обеспечивающий социальную стабильность и гармонизацию межнациональных и
межконфессиональных отношений, способствующий раскрытию творческого
потенциала, духовному развитию личности и общества в целом.
с сайта Комитета по культуре Санкт-Петербурга
В Санкт-Петербурге, по данным Комитета по культуре, 267 библиотек, 187 храмов, 148 музеев и 65 театров. На каждый квадратный километр площади города приходится по 5 культурных объектов наследия, охраняемых государством. Исторический центр города и связанные с ним группы памятников включены в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Однако, как отмечает губернатор города, «… дело не только в том, сколько у нас музеев и театров. Городом высокой культуры Санкт-Петербург делают горожане».
«Зенит» – единственный в Петербурге профессиональный футбольный клуб, играющий в премьер-лиге. Это одно из наиболее значимых спортивных явлений города, для многих – символ Петербурга. От его результатов на футбольном поле зависит настроение горожан, матчи с участием команды – излюбленная тема для разговора с коллегами и друзьями. При этом, в отличие от таких клубов, как «Динамо», ЦСКА, «Локомотив», «Зениту» не свойственна подведомственность, то есть круг болельщиков клуба не ограничен профессиональной или отраслевой специализацией.
После золотых побед команды в Кубке УЕФА, Суперкубке и Чемпионате России в масштабе города «Зенит» и вовсе стал «народной» командой – вне классовых и возрастных ограничений. Зенитовские розы красуются на заднем стекле Хаммеров, Ауди, Форд, КИА и ВАЗ. Внеклассова и поддержка команды на выездах. Только вид транспорта выбирается болельщиками разный: кто-то едет автостопом, в плацкартном вагоне или летит в эконом-классе, а кто-то выбирает вагон «люкс», бизнес-класс самолета или собственный пилотируемый транспорт. Увеличилась и доля болельщиц среди зрителей на стадионах. То есть петербургские болельщики как социальная группа максимально приближены к структуре общества, и анализ этой группы позволяет делать выводы о состоянии общества в целом.
Расистские проявления среди футбольных болельщиков – явление не новое. В Англии они известны, по крайней мере, с 30-х гг. XX века. В 80-х гг. благодаря институциональной поддержке Национального фронта «борьба за расу и нацию» на стадионе и в околофутбольной жизни в Англии получила широкое распространение. В континентальной Европе расистские проявления на футболе стали фиксироваться с начала 90-х гг., в Голландии, Бельгии, Германии, Франции, Италии.
Естественно предположить, что в Петербурге, городе высокой культуры, случаи проявлений «коричневой заразы» на футболе единичны. Отнюдь. Бананы и обезьянье уханье, когда мяч оказывается у темнокожих игроков, явление не редкое. Петербург даже пошел дальше своих европейских коллег. В основном составе «Зенита» темнокожие игроки не играли никогда.
Уникальность ситуации в том, что «Зенит» – единственный топовый клуб в Европе и единственный клуб среди ведущих команд российской премьер-лиги[1], в основном составе которого никогда не играли темнокожие игроки.
На сегодняшний день в основном составе ведущих европейских клубов играет темнокожих футболистов:
Можно предположить, что в силу повышенного патриотизма в «Зените» играют лишь «свои», взращенные петербургской школой футболисты. Но таких меньше трети (27%) от всего числа игроков основного состава. Причем почти половина игроков (45%) нынешнего состава «Зенита» – иностранцы.
Можно предположить, что «Зенит» играет свой неповторимый футбол, физические характеристики темнокожих игроков которому не соответствуют. Однако и в «Роме» и в «Удинезе», которые тренировал нынешний, третий по счету иностранный тренер «Зенита», Лучано Спаллетти, темнокожие игроки играли и играют.
Можно, наконец, предположить, что климатические условия в петербургском регионе не подходят для темнокожих футболистов. Но и здесь можно привести в пример хотя бы финалистов Чемпионата Финляндии TPS Turku и HJK Helsinki, в которых с успехом играют темнокожие игроки.
Объективных причин того, что в петербургском клубе нет темнокожих футболистов, не существует. О том, что данный вопрос входит в число проблемных для клуба, говорили оба иностранных тренера, тренировавших команду до Лучано Спаллетти. На пресс-конференции после матча с «Динамо» в 2004 году, отвечая на вопрос, почему «Зенит» не взял в состав ганца Баффура Гьяна (при том, что тренер приглашал футболиста на просмотр дважды), первый иностранный тренер «Зенита» Властимил Петржела ответил: «Мне сказали, что не хотели бы «черных». В интервью журналу PROспорт в 2008 году второй иностранный тренер «Зенита», ныне тренер российской сборной Дик Адвокаат, отвечая на вопрос о темнокожих футболистах в составе «Зенита», сказал: «Для меня в этом нет никаких проблем. В составах всех российских команд есть темнокожие игроки, и я бы с радостью с ними работал. Дело в наших фанатах…»
И не только в них. Действительно, деление на «наших»-хороших и «не-наших»-плохих, проводимое футбольными фанатами, не имеет объективных оснований. Раньше «своим» игроком считался тот, кто, скорее всего, родился и вырос в этом городе, и обязательно воспитан в традициях футбольной школы клуба. Теперь клеймо «наш»-хороший, независимо от того, идет ли речь об игроке или наставнике клуба, ставится руководством и владельцами клубов[2]. То есть ненависть к «не-нашим» бессмысленна, так как «наших» просто нет.
Однако футбол не является рассадником болезней общества. Футбол – лишь яркое их проявление. Инцидент с бананом на матче «Зенита» с «Анжи» в марте этого года – очередной «чих» петербургского общества. Именно «чих», как внешнее, незначительное проявление болезни. Борьба с симптомами (запрет на посещение матчей зрителю, протянувшему капитану «Анжи» Роберто Карлосу банан) может предотвратить дальнейшее распространение «заразы», однако больного не вылечит. Непризнание самого факта болезни может привести к ее обострению, или летальному исходу.
Понятие «высококультурный» довольно широкое. Но ни нетерпимость, ни ксенофобия в него не включаются. Высококультурный человек – это, прежде всего, человек воспитанный. Таким образом, бренд «культурной столицы», следуя определению губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко, является мифом, так как горожане этому бренду не соответствуют.
[1]
Среди российских клубов премьер-лиги темнокожие футболисты также никогда не играли в клубе «Томь».
[2]
Есть, правда, исключения, как в случае с полузащитником «Зенита» Владимиром Быстровым, когда болельщики сами выступают арбитрами.
Send message