English
Русский
Suomi
Deutsch
 

Московские проблемы – петербургские решения
Datum: 12.11.2010

Московские проблемы – петербургские решения


Новое – это не только хорошо забытое старое, но еще и умело заимствованный опыт.

Смена политического руководства столицы закономерно повлекла за собой пересмотр прежней политики администрации и выработку новых приоритетов развития. Было проведено и исследование среди горожан с целью выяснить, какие вопросы на их взгляд являются самыми наболевшими. В итоге новый мэр Москвы Сергей Собянин решительно проводит одну реформу за другой. Однако целый ряд нововведений имеет вовсе не московскую прописку:

1. Снос киосков и торговых палаток

Валентина Матвиенко начала открыто бороться с ларьками и киосками практически с даты своего избрания на должность губернатора Петербурга. Борьба сопровождалась выступлениями несогласных торговцев и наказаниями чиновников, не соблюдавших указания губернатора. Поддержкой решительных мер Матвиенко являлись и законодательные акты, принятые еще предыдущей администрацией, например, распоряжение администрации от 16.01.2003 № 53-ра («Об упорядочении размещения объектов и комплексов (зон) мелкорозничной торговли в Санкт-Петербурге»), разрешавшее продавать в 50-метровой зоне от станций метро исключительно прессу, цветы и билеты на культурные мероприятия.

Постепенно были ликвидированы практически все киоски и палатки у станций метрополитена и на остановках общественного транспорта. Не раз губернатор заявляла о том, что ревизии политика администрации в отношении торговых площадок на данных территориях не подлежит. Всего с 2004 года было ликвидировано около 600 зон мелкорозничной торговли.

Различаются обоснования ликвидации данного вида бизнеса. В Петербурге в качестве причин сноса киосков выдвигались, в основном, такие, как борьба с терроризмом, антисанитария и искажение стройного облика города. Москва, в основном, озабочена пропускной способностью дорожной сети и отсутствием правоустанавливающих документов. Впрочем, внешний облик города также проходит красной нитью в заявлениях руководства Москва по поводу сноса торговых площадей.

Решимости бороться с киосками в столице даже больше чем в Петербурге – под горячую руку попадаются и газетные, и билетные киоски, и законопослушные точки организации общественного питания.

2. Общественный транспорт большой вместимости

Несколько лет назад Валентина Матвиенко возглавила борьбу с маловместительными микроавтобусами Газель, в результате чего в городе появились просторные микроавтобусы сначала китайского, а затем немецкого производства.

3. Перехватывающие парковки

Первая перехватывающая парковка в Петербурге появилась в 2007 году у Ладожского вокзала. На настоящий в городе рассредоточено восемь парковок, из которых две принимают грузовой транспорт. Общая вместимость всех перехватывающих парковок в Петербурге составляет 1179 мест. Проектируемая парковка «Звездная» добавит в фонд Петербурга 100 мест.

4. Многоярусные гаражи

Строительство многоэтажных гаражей в Петербурге было санкционировано еще Постановлением правительства Петербурга № 732 от 17.06.2008. В начале ноябре была принята «Концепция создания и развития сети многоэтажных гаражей в Санкт-Петербурге».

5. Развитие системы приоритетного движения общественного транспорта по выделенным полосам

Тогда как в Москве действует лишь одна выделенная полоса на Волоколамском шоссе, в Петербурге организовано приоритетное движение общественного транспорта на пяти выделенных полосах. Первые выделенные полосы на Большой Пушкарской улице и Большом проспекте Петроградской стороны появились еще в 2007 году (экспериментальная полоса в Москве была организована в 2009 году). Правительство Петербурга называет организацию движения по выделенным полосам приоритетным направлением развития города.

В деле решения транспортных проблем Петербург пошел намного дальше плана, разработанного командой мэра, – в городе и разрабатывается система велосипедных дорожек (пожелание горожан, не учтенное пока при написании плана), и от турникетов в наземном общественном транспорте было решено отказаться (в качестве эксперимента система была опробована в 2007 году на одном из троллейбусных маршрутов и признана неэффективный).

Означают ли представленные выше примеры, что новое московское руководство копирует модели управления Петербурга? Можно допустить. Но более вероятным видится другое: разумные решения городских проблем, опробованные в других городах, – естественные перспективы развития любого города, при адекватном руководстве. Различия будут лишь в сроках запуска программ и создании соответствующих условий их адаптации. Представленные выше примеры указывают на то, что готовность Петербурга абсорбировать эффективные решения городских проблем выше, чем в столице.

Впрочем, отказать Москве в инновационности было бы также неправомерным. Посетив Петербург в 2003 году, бывший мэр столицы Юрий Лужков выдвинул идею о сносе пятиэтажных домов массовой серии, известных как «хрущевки», силами московских строительных компаний.


Send message

*Email

*Message

Name

*Type the digits