С 2010 года банки прекратили выдачу льготных автокредитов. Контент-анализ
Datum: 19.01.2010
С 2010 года банки прекратили выдачу льготных автокредитов. Контент-анализ
Из 12 публикаций, рассматривающих проблему льготного кредитования, в таких изданиях, как: Ведомости, Фонтанка, Агентство национальных новостей, Клерк, Комсомольская правда, АиФ Северо-Запад, Дни, Авто.Вести, Российская газета, Авто@Mail.Ru, Auto.lenta, Газета, все от 14 января 2010 года, первыми были Ведомости. Сообщение данного издания можно взять за основу, т.к. описана проблема, работа с банками, указаны недостатки правительства, сама программа, но речи о недоверии правительству нет, проблема исключительно техническая, т.е. имеет место небольшая доля пессимизма. В семи из 12 статей имеется ссылка на «Ведомости», в четырех из семи публикаций добавлена доля пессимизма, или тревожность за произошедшее. И только в издании Фонтанка статья явно негативна. Особенность статьи на данном интернет-портале в том, что кроме основной темы о прекращении выдачи льготных автомобильных кредитов, забывчивости правительства, затронута тема ипотечного кредитования, а также сравнение ставок кредитования со ставками в странах ЕС. Большинство изданий связали прекращение выдачи банками льготных автокредитов с 2010 года с непродлением действия правительственной программы. Среди отобранных публикаций не было выявлено ни одного позитивного сообщения, большая часть публикаций имеет тревожную тональность с небольшой долей оптимизма-надежды на то, что правительство исправит свою ошибку, и выдача льготных автокредитов возобновится уже в январе. |
Программа льготного автокредитования была утверждена постановлением правительства в марте 2009 года, а фактически начала работать в апреле. Её суть в том, что правительство субсидирует снижение ставки автокредита на 2/3 ставки рефинансирования (то есть на 5,83% в соответствии с сегодняшним уровнем ставки в 8,75%), при условии покупки нового автомобиля, произведённого в России и соответствующего критериям Минпромторга.
Но еще в октябре министр экономического развития Эльвира Набиуллина заявила, что льготное кредитование может продолжиться и в 2010 г., для этого в бюджете предусмотрено 2 млрд руб. Оставалось только внести изменения в постановление правительства от марта 2009 года. Однако чиновники убедились в эффективности этой программы только ближе к концу года, поэтому окончательное решение о ее распространении на 2010 год опоздало.
Банки могли бы продолжать выдачу кредитов на свой страх и риск, поскольку согласно тексту проекта постановления о продлении программы можно будет получить возмещение за выданные кредиты после возобновления программы, но в реальности никто этого не делает.
Что было в 2009 г?
Список автомобилей, которые можно купить по льготной программе кредитования, расширен летом почти вдвое. Максимальная стоимость машины, при покупке которой государство обещает компенсировать часть затрат по кредиту, теперь повышена до 600 тысяч рублей. Прежде максимальная стоимость машин была ограничена 350 тысячами рублей. Автолюбителям предлагается выбор из 50 моделей, собранных в России – ранее их было всего 29.
Кроме того, с июля снижен размер первоначального взноса по кредиту – с 30% до 15% общей стоимости автомобиля. Максимальный срок ссуды не изменился – он составляет три года.
Первоначально выдавать кредиты на приобретение автомобиля по сниженной процентной ставке могли только четыре банка – Сбербанк, ВТБ24, Газпромбанк, Россельхозбанк. Однако в июле 2009 года список был расширен до 30 банков.
По состоянию на 9 июля 2009 года от физических лиц в банки с апреля 2009 года поступило 31 961 заявка на получение кредитов на приобретение легковых автомобилей, после рассмотрения которых уже выдано 17 519 автокредитов.
В августе 2009 года было выдано более 7 тыс. кредитов.
В сентябре потенциальные покупатели получили порядка 9 тыс. льготных автокредитов.
На 1 октября 2009 года банки, участвующие в программе, получили 70 955 заявок. Рассмотрев их, они выдали 38 886 кредитов.
На 16 октября 2009 года автовладельцами получено не более 43,3 тыс. льготных автокредитов.
Число заявок начало расти после 14 августа, когда был расширен перечень моделей, попадающих под действие программы, и изменены ее условия. После расширения перечня программы Минпромторга популярностью стали пользоваться такие модели, как Ford Focus, Chevrolet Niva, Renault Logan, Fiat Albea.
На 11 декабря, количество выданных кредитов составило около 61,6 тыс., всего было подано 110,3 тыс. заявок. Между тем в ноябре ведомство заявляло о планах выдать до конца года до 100 тыс. кредитов.
Выполнить намеченный план по количеству выданных в 2009 году льготных автокредитов не удалось. В декабре правительство приняло решение о сокращении почти в два раза объема субсидий банкам, предоставляющим льготные автокредиты. Таким образом, по итогам 2009 года программа по льготным кредитам на приобретение автомобилей выполнена только наполовину.
Что будет в 2010 г?
Минпромторг предлагает продлить программу льготного автокредитования до 2013 года включительно и выделить из федерального бюджета в 2011 году 1 миллиард 750 миллионов рублей, в 2012 году – 1,002 миллиарда рублей, а в 2013 году – 500 миллионов рублей.
В материалах Минпромторга сказано, что условия участия в программе льготного автокредитования остаются такими же, как и в 2009 году: минимальная величина предоплаты за приобретаемые автомобили должна составлять 15% от их стоимости, максимальная стоимость автомобиля не должна превышать 600 тыс. рублей, время выплаты кредита не должно превышать 36 месяцев. Льготные кредиты предоставляются для приобретения как легковых автомобилей, так и легкого коммерческого транспорта.
Если все же ценовой барьер снимут, то число участвующих в программе марок вырастет. В отсутствие лимитов к ним присоединятся Volkswagen Passat, Jetta, Golf, Polo, более богато оснащенные «чешки» Octavia и Fabia, большие седаны Nissan Teana и Volkswagen Phaeton. Будут и вседорожники – Chevrolet Captiva, Opel Antara, Ssang Yong Kyron и Rexton, Nissan X-Trail, Volkswagen Tiguan.
Однако возможное продление программы на еще более выгодных условиях не лучшим образом скажется на позициях тольяттинского АвтоВАЗа.
Send message