English
Русский
Suomi
Deutsch
01.10.2014 - 15.10.2014  

01.10.2014 - 15.10.2014

Пожарная безопасность

До 10 ноября продолжается обсуждение проекта Технического регламента Таможенного союза «О требованиях к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения», устанавливающего обязательные для применения и исполнения на территории ТС требования к средствам обеспечения пожарной безопасности и пожаротушения, выпускаемым в обращение на территории ТС, а также требования к маркировке для обеспечения их свободного перемещения. Документ опубликован на сайте Евразийской экономической комиссии. Как пишет издание «Рубеж» со ссылкой на директора по развитию ГК «Пожтехника» Алексея Лейхнера, производители принятия регламента «очень ждут»: унификация требований позволит увеличить потребительский рынок и оживить отрасль. При этом он полагает, что небольшие компании могут почувствовать значительное увеличение конкуренции.

Некоторые изменения касаются лицензирования в пожарной сфере. Федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ отменено лицензирование деятельности по тушению лесных пожаров. По мнению авторов документа (Минприроды), это позволит устранить административные барьеры к привлечению для тушения пожара всех возможных сил, а не только организаций, имеющих специальные лицензии. Ожидается, что отмена сделает борьбу с пожарами более эффективной. Напомним, лицензирование тушения лесных пожаров было введено после лета 2010 г., когда в тушении многочисленных пожаров участвовал ряд непрофессиональных организаций без необходимой техники. Впрочем, и до этого лицензирование деятельности по предотвращению лесных пожаров уже вводилось (федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности», 2001 г., на уровне нормативных актов – постановление Правительства РФ от 25 октября 2006 г. № 625 «Положение о лицензировании деятельности по предупреждению и тушению пожаров»), и затем отменялось (федеральный закон «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации», 2006 г., на уровне нормативных актов – постановление Правительства РФ №269 от 5 мая 2007 года).
Кроме того, тем же федеральным законом от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ установлено, что лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений будет прекращено со дня вступления в силу закона, предусматривающего саморегулирование данного вида деятельности. Как сообщают СМИ, данный документ готовится в Госдуме ко второму чтению, а в качестве даты его вступления в силу называют ноябрь 2015 г. Отметим, что переход к СРО в пожарной сфере также обсуждается не первый год. В качестве преимуществ такого регулирования называют повышение ответственности участников рынка, уменьшение бюрократической стороны согласований и др. Впрочем, часть участников рынка беспокоится о нецелевом использовании взносов в СРО, а также плохо представляет, как такой подход будет реализован на практике («вступишь в СРО пожарное и еще потребуют СРО строительное»).


Охранная деятельность

Сразу несколько заметных поправок предложено в законодательство об охранной деятельности. Так, депутаты партии ЛДПР пытаются расширить полномочия ЧОП. А. Луговой внес на рассмотрение сразу три законопроекта. Первым предлагается разрешить создавать ЧОП не только в форме ООО. Вторым – разрешить ЧОО создавать филиалы не только в том субъекте РФ, где организация зарегистрирована. Третьим – исключить норму, запрещающую руководителю частной охранной организации вступать в трудовые отношения в качестве работника, за исключением осуществления им научной, преподавательской и иной творческой деятельности. По мнению депутата, существующие нормы носят дискриминационный характер по отношению к ЧОП, а последняя и вовсе противоречит конституции РФ.
Депутаты В. Золочевский и А. Кропачев представили также не новую, но от этого не менее волнующую ЧОП идею – запретить полиции заниматься охраной коммерческих объектов. По мнению авторов законопроекта, это является коммерческой деятельностью, тогда как извлечение прибыли не входит в задачи органов власти, и МВД должно оказывать услуги по охране объектов исключительно на безвозмездной основе. Кроме того, вневедомственная охрана МВД обладает рядом преимуществ (в частности, большие полномочия сотрудников вневедомственной охраны по сравнению с обычными охранниками), что является нарушением принципов свободной конкуренции. Ответ МВД на инициативу депутатов также не был оригинален: «руководством МВД было принято решение о том, что под надзором полицейской охраны останутся только особо важные объекты…» еще в прошлом году, МВД лишь устанавливает на коммерческих объектах сигнализации и реагирует на их срабатывание, а все средства по таким договорам поступают в бюджет.

Кроме того, 1 октября в Общественной палате РФ прошло обсуждение законопроекта о поправках в закон «О безопасности объектов топливно-энергетического комплекса». Документ устанавливает, что за безопасность объектов ТЭК высокой и средней категории опасности будут отвечать исключительно подразделения полиции (в части объектов, подлежащих обязательной охране в соответствии с перечнем, указанным в законе «О полиции») и подразделения Минэнерго (в соответствии с перечнем, утверждаемым Правительством РФ). Таким образом, частные охранные компании к охране таких объектов допускаться не будут.
Член Общественной палаты Д. Галочкин назвал документ «сырым» и «серьезно ограничивающим конкуренцию на рынке охранных услуг». Издание «Рубеж» пишет, что законопроект «демонстрирует очередной пример неуважения к российским охранным структурам».


Видеонаблюдение

За прошедший период был анонсирован ряд неоднозначных проектов, связанных с видеонаблюдением. Так, петербургский метрополитен заявил о планах по расходованию 570 млн рублей на оснащение 14 станций интеллектуальной системой видеонаблюдения. СМИ указывают, что пилотный проект по установке такой системы (на станции «Ладожская») закончился провалом. Кроме того, издание «Рубеж» приводит мнения ряда экспертов, полагающих, что «умная камера» пока что является утопией», а для распознавания лиц нужна серьезная серверная аналитика.
Власти Подмосковья также подверглись критике за «бессмысленную» трату средств, хотя и намного более скромную – 19,8 млн рублей. Руководство региона сообщило о планах потратить эти средства на 14 муляжей камер фотовидеофиксации нарушений правил дорожного движения. И если Центр безопасности дорожного движения региона покупка не только не смущает, но и кажется однозначно выгодной (в 2 раза дешевле, нежели покупка настоящих камер), для многих экспертов такие «коробки со светодиодами» кажутся чересчур дорогими.

Кроме того, крупный заказ получила компания «РТ-Инвест Транспортные Системы» («дочка» Госкорпорации Ростех и «РТ-Инвест»). Компания подписала концессионное соглашение с Росавтородором о создании автоматической системы сбора данных о движении большегрузных транспортных средств в режиме реального времени. Создание подобной системы обсуждается уже давно и связано с необходимостью сбора штрафов за ущерб, наносимый федеральным дорогам транспортом массой свыше 12 тонн. Согласно данным СМИ, проект будет реализовываться «РТ-Инвест Транспортные Системы» в течение 13 лет. Базовый размер платы концедента установлен правительством в размере 10,6 млрд рублей в год (окончательный размер платы будет уточняться). При этом предполагается, что система обеспечит дополнительные 50 млрд рублей в год для Федерального дорожного фонда. Стоимость проезда для грузовиков составит 3,7 руб./км.
Создаваемая система должна обеспечивать автоматический сбор, обработку и хранение данных о движении большегрузного транспорта на 50 тыс. км федеральных дорог. Сбор данных будет осуществляться при помощи фото- и видеофиксации (в том числе мобильные комплексы), а также систем ГЛОНАСС и/или GPS. Ожидается, что система начнет работу с 15 ноября 2015 года.


Информационная безопасность и хранение данных

За прошедший период активно обсуждался законопроект о переносе срока начала обязательного хранения интернет-компаниями данных россиян на российских серверах на 1 января 2015 г. В конце сентября Госдума одобрила документ во втором чтении, после чего часть СМИ писала о законопроекте как о «решенном деле». Тем не менее, в начале октября было заявлено, что принятие поправок может быть отложено. Причина – бурная реакция на документ со стороны СМИ и бизнес-сообщества. Законопроект (как и документ, в который вносятся изменения) вызвал жесткую критику со стороны операторов ПД. Так, Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий в сентябре направила письмо на имя главы Минкомсвязи с просьбой отложить принятие поправок, иначе «большинство компаний будут вынуждены приостановить свою деятельность». СМИ пишут о возможных проблемах (вплоть до полной остановки работы) у авиакомпаний, сайтов по бронированию отелей и авиабилетов, социальных сетей, интернет-магазинов и др., а также о возможных проблемах с получением виз для граждан РФ. Вероятно, решающим аргументом для депутатов стали заявления «Трансаэро» и «Аэрофлота» о неспособности за 3 месяца отказаться от работы с иностранными системами бронирования. Сам закон о хранении данных россиян на российских серверах с 1 сентября 2016 г. также вызывает у операторов ПД вопросы. Так как пока отсутствует подзаконная нормативно-правовая база к нему, неясно, какие именно сведения попадут под обязательное размещение в России. Некоторые компании высказывают надежды, что выполнение закона можно облегчить при помощи обезличивания данных (с их последующей обработкой в зарубежных системах), другие – что данные нужно будет хранить в РФ, но их копии можно будет отправлять заграницу.
Как сообщают «Ведомости», в России работают порядка 170 крупных и средних коммерческих дата-центров, объем российского рынка коммерческих дата-центров по итогам 2013 г. составил 9,1 млрд руб. (iKS-Consulting). При этом, по оценке компании «Инфосистемы джет», хранение данных в российских дата-центрах на 30% дороже, нежели в зарубежных (ввиду более строгих требований российского законодательства о ПД). Как бы там ни было, российские компании уже готовятся к наплыву клиентов. По данным СМИ, «Ростелеком» планирует запустить проект по созданию российских ЦОДов (на данный момент планируется построить 9 ЦОДов). В соответствии с взятым в последнее время курсом на импортозамещение, ЦОДы будут работать на российском ПО.

Среди мировых новостей можно отметить информацию о грядущем разделении лидера мирового рынка информационной безопасности – корпорации Symantec – на две компании. Одна компания будет отвечать за разработку ПО для информационной безопасности, другая – ПО для систем хранения данных. Заявление вряд ли можно назвать шокирующим: последние несколько лет компания отличалась весьма скромным ростом выручки, при этом несколько раз меняла руководство и объявляла о сокращении штата. Забегая вперед, отметим, что разделение также будет сопровождаться сокращениями (2 тыс. человек, или около 10% сотрудников). Выручка компании по итогам II квартала 2014-2015 финансового года (закончился 3 октября) сократилась 1% до $1,61 млрд, прибыль увеличилась также только на 1% до $244 млн, что хуже среднего ожидания аналитиков.


Оценки и прогнозы

  • По мнению MarketsandMarkets, объем рынка «умных» аэропортов (безопасность связи, контроль пассажиров и грузов, контроль траффика и др.) к 2020 г. составит $13,5 млрд против $9,7 млрд в 2014 г. Среднегодовой рост рынка составит 5,61%.
  • Security News публикуют список основных тенденций отрасли видеонаблюдения на ближайшие годы, озвученных экспертами, присутствовавшими на выставке ASIS – 2014. Среди таких тенденций: упрощение работы с оборудованием и его установки; рост интереса клиентов к системам видеоаналитики; уменьшение спроса на мультимегапиксельные решения, неизбежность «ценовых войн» на рынке (прежде всего, с китайскими производителями).
  • Согласно исследованию IDC «Российский рынок аппаратных решений информационной безопасности в 2013 году», в топ-5 лидеров данного рынка вошли: Cisco (24,7% от всего объема рынка), «Алладин Р.Д.» (13,6%), Check Point (12,4%), «Инфотекс» (11%), «Код Безопасности» (9,4%).