English
Русский
Suomi
Deutsch
01.03.2014 - 15.03.2014  

01.03.2014 - 15.03.2014

Как известно из сообщений СМИ, Верховный совет Крыма постановил направить президенту России Владимиру Путину и Федеральному собранию обращение о вхождении Крыма в состав России в качестве субъекта Федерации. Это придало Крыму особый экономический и политический статус. Затронули данные события и отрасль пассажирского авиатранспорта. Росавиация направила в Международную организацию воздушного транспорта (ICAO) запрос об изменении статуса аэропортов Крыма с украинской на российскую принадлежность.
Как пишет газета «Известия», Россия и Украина при участии Международной организации гражданской авиации (ИКАО) начали процесс по распределению контроля над воздушным пространством Крыма и Черного моря. Процесс находится на начальной стадии на уровне специалистов Росавиации, МИДа и правительства. Предметом переговоров стала правовая неопределенность зоны размером 160 697 кв. км – до выхода Крыма из состава Украины этим пространством управляли симферопольские диспетчеры. Речь идет не только о воздушном пространстве, но и части водной поверхности Черного моря, в том числе и нейтральных водах. Сегодня более 80% данного воздушного пространства по-прежнему контролирует «Украэрорух», а менее 20% - «Крымаэронавигация».
Обычно весной в туристических агентствах начинается ежегодное повышение продаж авиабилетов на южное направление на летние месяцы. И Крым традиционно является одним из любимых мест отдыха россиян. Но в этом году в связи с политической нестабильностью в Крыме ситуация с летним отдыхом может измениться. И не в лучшую сторону. Некоторые зарубежные авиакомпании уже отменили рейсы на территорию Украины. Как передает издательство ИТАР-ТАСС со ссылкой на Federal Register «во избежание путаницы в зоне, которую считают своей и российские, и украинские авиадиспетчеры, Федеральное авиационное управление США ввело для американских авиакомпаний запрет на «определенные летные операции» в части симферопольского района полетной информации». Запрет распространяется на все авиатранспортные компании США, а также на летчиков с американскими лицензиями за исключением тех, кто работает на иностранных перевозчиков. Решение вступает в силу с 25 апреля сроком на год. Также законодательным образом запрещена работа в Крыму некоторых европейских авиакомпаний. По информации агентства «ПРАЙМ» Европейская организация безопасности аэронавигации (Евроконтроль) запретила европейским перевозчикам полеты в Крым, в частности, в аэропорты Симферополь (код UKFF) и Севастополь (UKFB). Евроконтроль отклонил все заявки на выполнение рейсов в связи с соответствующими рекомендациями украинских властей. Евроконтроль призвал европейских перевозчиков проработать альтернативные маршруты и координировать действия с украинским, румынским, болгарским и турецким центрами организации воздушного движения «во избежание нарушения закрытых зон».
Председатель Федерального профсоюза авиадиспетчеров России Сергей Ковалев уверен, что запрет не мог быть политическим и это «временное явление». Как заявил Ковалев в интервью газете «Взгляд», «юридически Крым – суверенная российская территория. Но до конца это не оформлено. Исходя из этой неопределенности, Евроконтроль может не утверждать планы полетов в это воздушное пространство. Но ни Евроконтроль, ни другие службы ни в коем случае не могут запрещать диспетчерским службам обслуживать рейсы в Крым». Он также уверен, что МИД России и исполнительные органы со стороны Минтранса урегулируют все вопросы с Евроконтролем, формализуют их, «а дальше все наладится» и в «Крым полетят самолеты из Европы».
Директор Института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов указывает, что сложившаяся ситуация с точки зрения международного права «одновременно правильная и неправильная». «В отношении тех государств, которые не признали переход Крыма под юрисдикцию России, воздушное пространство над полуостровом все еще является суверенным воздушным пространством Украины. Следовательно, обслуживание воздушного движения должны осуществлять уполномоченные органы Украины. А они заявляют о том, что аэропорт Севастополя и Симферополя закрыт для приема и отправки самолетов по техническим причинам. С точки зрения права, для тех государств, которые не признают переход Крыма под российскую юрисдикцию – все верно».
Из данной ситуации есть выход. Можно летать в Крым, пользуясь самолетами только российских авиакомпаний. В Минтрансе обсуждалось расширение присутствия российских авиакомпаний в Крыму летом. Был поднят вопрос о необходимости базирования одного из перевозчиков в Симферополе. Базовым перевозчиком главного аэропорта Крыма в Симферополе может стать Red Wings. Это «основной вариант, который рассматривают Росавиация и Ростуризм». Переговоры велись с несколькими крупными игроками, но для них существует риск попадания под санкции со стороны Запада. Red Wings базируется в Домодедово, выполняет регулярные и чартерные рейсы по 20 направлениям. Парк состоит из восьми Ту-204 (взяты в лизинг у ИФК). Еще одним претендентом на статус базового крымского перевозчика может стать «Грозный авиа». Свое желание авиакомпания огласила в ходе совещания в Минтрансе, рассказал один из источников газеты. Флот «Грозный авиа» также состоит из российских судов (Як-42). В то же время вице-президент Ассоциации туроператоров России Илья Уманский не уверен, что для Крыма будет выбран один базовый перевозчик. Оптимальным было бы привлечь сразу несколько авиакомпаний, считает он.
Продажи авиабилетов из российских городов в столицу Крыма выросли в 1,5 раза в первой половине марта 2014 года по сравнению с мартом 2013 года. Кроме того, с 2011 года, несмотря на инфляцию, средняя стоимость перелета между российскими городами и Симферополем постоянно снижалась. С 11 тысяч рублей в 2011 году она упала до 9,6 тысяч к марту 2014 года. Как и следовало ожидать, в 2014 году основная доля продаж авиабилетов (73,9%) пришлась на рейсы российских авиакомпаний. Ранее доля российских авиакомпаний по крымскому направлению не превышала 30% (по данным РИА Новости). Но есть и другие данные, которые говорят об обратной тенденции. Например, издание «События.ру» приводит совсем другую статистику: «реальные продажи авиабилетов по направлению Москва - Симферополь на лето за январь-март 2014 года упали на 50% к периоду годом раньше, хотя стоимость авиабилета Москва - Симферополь и обратно по сравнению с прошлым годом упала на 27%, с 13 642 до 9 844 рублей. Пик же продаж на это направление приходится на май, однако уже сегодня число бронирований обвалилось на 75%».
Немного осложняет положение потенциальных туристов недавно принятый законопроект. Согласно этому законопроекту, пассажиров российских авиакомпаний могут лишить права безответственно отказываться от билетов.
Действующий Воздушный кодекс РФ предусматривает, что если пассажир не менее чем за сутки до вылета сообщит о намерении отказаться от билета, ему должна быть возвращена вся уплаченная за перелет сумма. Как говорится в документе «акая норма, ущемляет права авиакомпаний, лишая их права даже на возмещение расходов на бронирование и оформление документов, поскольку только 8 процентов клиентов отказываются от полета». Судя по всему, об ущемлении прав пассажиров в случае принятии данного документа подумают потом.