01.12.2013 - 15.12.2013
В послании Федеральному собранию Владимир Путин коснулся деятельности финансовых организаций лишь в контексте повышения прозрачности экономики. Президент призвал ввести уголовную ответственность в отношении руководства финансовых организаций, искажающих сведения о реальном положении подведомственных компаний.
Из последних историй с отзывом банковских лицензий в предоставлении недостоверных сведений были обвинены «Инвестбанк», «Мастер-Банк» и банк «Пушкино».
Предложение ввести уголовное наказание за фальсификацию отчетности – не ново. Изначально оно рассматривалось в рамках внесения поправок в закон о банкротстве банков. Основные лоббисты – АСВ и ЦБ. Еще в 2008 году Агентство по страхованию вкладов внесло поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций», ужесточающие наказание банкиров за преднамеренное банкротство с 6 до 8 лет, которые поддержало министерство финансов. Впрочем, АСВ тогда предлагало предоставить кредитным организациям и доступ к налоговой тайне, бухгалтерским балансам нефинансовых организаций, которым они выдают займы. Ко второй инициативе министерство финансов отнеслось скептически.
В ноябре 2010 года поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» были внесены министерством экономического развития. Комментаторы указывали на то, что законопроект вносит изменения в уголовный кодекс, позволяя привлекать к ответственности руководителей и лиц, ответственных за составление финансовой отчетности и эту отчетность предоставивших.
Очередные поправки в тот же закон были представлены департаментом инновационного развития и корпоративного управления министерства экономического развития на суд общественности в декабре 2011 года. Поправки вносили понятие служебного подлога – внесение лицом, выполняющим управленческие функции в финансовой организации, в документы, устанавливающие, изменяющие или прекращающие гражданские права и обязанности, бухгалтерские и иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность финансовой организации, заведомо ложных данных, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности и причинили существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства или если эти деяния совершены в течение одного года до признания финансовой организации банкротом. В качестве наказания за данное преступление министерство предлагало предусмотреть до двух лет лишения свободы.
Агентство по страхованию вкладов закономерно поддержало законопроект. Первый заместитель генерального директора ведомства Валерий Мирошников прокомментировал его в следующем русле: «несправедливо, когда из-за ложной отчетности и последующего банкротства страдают кредиторы банка, а составитель «липы» спокойно переходит на новую работу».
Что касается оценки инициативы банковского сообщества, можно сослаться на обмен заявлениями лидером двух банковских ассоциаций в сентябре 2011 года, когда стало известно, что норма об уголовной ответственности руководителей была изъята из предварительного варианта документа. Тогда как Ассоциация российских банков лоббировала отказ от столь жестких мер, Ассоциация региональных банков выступала за равную степень ответственности, как для заемщиков, так и для кредиторов.
В ноябре 2012 года поправки в закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» представило уже министерство финансов. Они отсылали скорее к инициативам двухлетней давности, чем 2011 года. Министерство финансов предлагало ввести уголовную ответственность как для руководителей кредитных организаций, так и для лиц, ответственных за подготовку недостоверной отчетности. При этом срок лишения был увеличен с двух до четырех лет. По данным «Ведомостей», данный вариант поправок был согласован всеми профильными ведомствами: министерства финансов, экономического развития и внутренних дел, Банк России и Агентство по страхованию вкладов.
В июле 2013 года стало известно, что работа над законопроектом вновь передана министерству экономического развития, причем кроме прежних участников в процесс работы над документом включились министерство труда и Пенсионный фонд. Минэкономразвития вернуло в законопроект понятие финансовых организаций вместо более узких кредитных, чтобы распространить его на всех участников рынка денежных институтов. Ответственность, как и в варианте Минфина 2012, предусматривалась как для топ-менеджеров, так и для лиц, ответственных за ведение бухгалтерского отчета и подготовку отчетностей. Наказание, как и в варианте Минфина 2012, – до 4 лет лишения свободы, плюс штраф в размере 1,5-летней заработной платы нарушителя. В июле СМИ утверждали, что в предыдущем варианте законопроекта кроме 4-летнего срока лишения свободы предусматривался также штраф в размере 1 млн рублей. К сентябрю 1 млн рублей вновь вернулся в документ, а ответственность была расширена до любого лица, причастного к недостоверной отчетности (по данным СМИ – инициатива Следственного комитета). В сентябре законопроект в ужесточенном варианте был внесен в правительство (с учетом разногласий со стороны Генпрокуратуры).
В версии законопроекта, одобренной правительством в октябре, был сохранен срок лишения свободы – 4 года в качестве максимального наказания, но сумма штрафа снижена до заработной платы нарушителя за 1,5 года. Ответственность была предусмотрена для руководителей организации и главного бухгалтера.
На следующий день после выступления Владимира Путина перед Федеральным собранием премьер-министр Дмитрий Медведев поручил министерствам финансов и экономического развития внесение изменений в законодательство РФ в части уголовной ответственности за внесение в отчетные документы финансовой организации заведомо неполных или ложных сведений.