English
Русский
Suomi
Deutsch
16.11.2013 - 30.11.2013  

16.11.2013 - 30.11.2013

Министерство строительства и ЖКХ

Ряд СМИ со ссылкой на заявление пресс-службы недавно созданного Министерства строительства и ЖКХ сообщили, что ведомство будет осуществлять мониторинг состояния объектов долевого строительства и вести реестр недобросовестных застройщиков. В реестр будут вносить данные об участниках аукционов, уклонившихся от заключения договоров купли-продажи или аренды земельных участков Фонда РЖС, а также данные о лицах, с которыми договоры купли-продажи или аренды участков фонда расторгнуты после нарушения ими условий договоров. Другими словами, инициатива по передаче этих вопросов в ведение ФАС, которая лоббировалась Министерством регионального развития, отметена окончательно. До настоящего момента ведение реестра находилось в компетенции, собственно, Минрегиона, по подсчетам которого на середину 2013 года в России насчитывается около 80 000 обманутых дольщиков. Передача этой функции Минрегиону была позитивным моментом, так как региональные власти зачастую преуменьшали масштаб проблемы, не занося граждан в реестр по причине несоответствия формальным критериям.
Как пишут РИА Новости, Минстрою также делегированы полномочия контроля за использованием и сохранностью жилфонда и ликвидацией аварийного жилья. Помимо этого, ведомство будет координировать региональные программы развития жилстроительства.
На этом фоне также выделяется передача Минстрою полномочий по координации деятельности Фонда ЖКХ, Фонда РЖС и Олимпстроя. По сути, Министерство строительство получило беспрецедентно широкие возможности по регулированию строительной отрасли, контролю за финансовыми потоками и расходованием бюджетных средств.
Такое существенное перераспределение обязанностей между ведомствами особенно примечательно в свете напряженных отношений между Минрегионом и Госстроем, на базе которого было сформировано Министерство строительства. Этого сюжета мы также касались в наших прошлых записках. Напомним, трения между ведомствами начали возникать в 2012 еще при прежних руководителях. Собственно, уход Олега Говоруна с поста главы Минрегиона связывается с конфликтом с Владимиром Коганом (возглавлял Госстрой), возникшим вследствие перераспределения из Минрегиона 100 млн бюджетных инвестиционных средств в пользу Госстроя. Об этом, в частности, писало агентство РБК.
Нужно отметить, что Госстрой изначально подчинялся Минрегиону, а не напрямую правительству. Вместе с тем, при Владимире Когане, считающимся фигурой, близкой к президенту Путину, эта субординация была нарушена, и Госстрой стал министерством в министерстве, занимающимся всеми вопросами строительной отрасли и ЖКХ. Коган, ушел в почетную отставку на два месяца позже Говоруна. Неофициально причиной отставки последнего стал президентский выговор за срыв подготовки предложений по ускорению развития Сибири и Дальнего Востока. В 2013 году критика в адрес Госстроя поступала в последнее время особенно часто. В ряде интервью глава Минрегиона Игорь Слюняев указал на рост показателей неэффективности Госстроя, как то: рост количества жалоб со стороны граждан, количества невыполненных поручений правительства (на тот момент – 87 по данным журнала «Эксперт») и количества ненаписанных ответов на обращения граждан (на тот момент – 1159). Отметим, что в интервью «Газете.ру» Слюняев прямо указал на бездействие контролирующих органов Госстроя на объектах в Сочи и при строительстве объектов для саммита АТЭС. Вследствие последних аппаратных решений Министерство строительства в одиночку будет курировать и строительство в Сочи, и ряд других вопросов вместо Минрегиона. Можно предположить, что ставка на Госстрой была сделана 1,5-2 года назад, однако, не имея министерских полномочий, он изначально не мог провести в жизнь строительную реформу. Это положение было исправлено через существенное понижение роли Минрегиона.

Инвестиционные проекты

В конце августа стало известно, что городские власти не намерены продлевать контракт генерального подрядчика ООО «ПСК «Трансстрой» на завершение строительства стадиона «Зенит-Арена». Смольный указывал на то, что с начала строительства стоимость проекта выросла с 7 до 45 млрд. руб., причем уровень готовности объекта составлял на тот момент не более 30-35%.
Следом правительство огласило планы по проведению конкурсных процедур. Руководство «Трансстроя» не скрывало своего намерения участвовать в тендере. Компания была настолько уверена в победе, что начала искать себе новых субподрядчиков. В конце октября в Федеральную антимонопольную службу поступили жалобы на условия аукциона от компаний ООО «Горстрой» и СК «Финист». Обе жалобы на ошибки в документации к аукциону были признаны необоснованными.
4 ноября был проведен аукцион, в ходе которого стоимость завершения строительства футбольного стадиона «Зенит-Арена» снизилась до 12,49 млрд. руб., что на 62 млн. ниже изначальной максимальной цены контракта. За 13 (согласно некоторым источникам – 20) минут, которые длился аукцион, было сделано два шага по снижению цены: на 10 млн. руб. и на 52 млн. руб. Предполагалось заключить новый контракт до 1 декабря.
В конкурсе приняли участи лишь две компании. Вторым, неназванным участником конкурса могла быть крупная компания, которая приняла участие в торгах ради сотрудничества с администрацией Смольного по другим проектам (к примеру, ОАО «Метрострой»).
Отметим, что для участия в аукционе «Трансстрой» был вынужден пойти на убытки. Подрядчику пришлось вернуть в бюджет города не погашенный еще с 2009 года аванс на возведение кровли стадиона. В свое время эти работы были заморожены из-за решения Смольного и «Газпрома» значительно переделать проект, но принять и оплатить их заказчик тогда отказался. В итоге в бюджет вернулось около 3 млрд. руб. Однако эксперты уверены, что убытки компании будут покрыты за счет нового контракта.
В целом, общественность и эксперты уже смирились с повышением сметной стоимости объекта. Указывается на закономерность такого положения дел, в частности, в связи с ростом цен на строительные материалы. Предполагаемая формальность проведенного аукциона также не вызвала большого количества вопросов. Возможно, таким образом Смольный предполагал простимулировать «Трансстрой» на более эффективную деятельность.
На данный момент именно специалисты «Трансстроя» лучше всех разбираются в нюансах проекта, поэтому более подходящего подрядчика найти было бы сложно. Теперь «Трансстрою» предстоит скорректировать проектную документацию и завершить строительно-монтажные работы к 15 декабря 2015 г. В целом, возвращение «Трансстрою» статуса генподрядчика не стало неожиданностью ни для общественности, ни для экспертов (в частности, мы предполагали такой исход в более ранних материалах). Несмотря на неоднозначность истории реализации проекта в целом, Позитивные отзывы о событии связаны с надеждой на скорое завершение строительства.

Законопроекты и нормативы

Московские власти готовят предложения по внесению законодательных поправок, которые позволят ежегодно проводить плановые проверки застройщиков. Об этом сообщил портал «Саморегулирование» со ссылкой на заявление председателя Москомстройинвеста Константина Тимофеева, опубликованное пресс-службой Комплекса градостроительной политики и строительства.
Речи идет о поправках к Федеральному закону №294 «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора)», согласно которому, плановые проверки застройщиков проводятся один раз в три года. Это положение было направлено на поддержку строительного бизнеса посредством минимизации количества контрольных мероприятий. Теперь же может произойти откат к увеличению контрольной волокиты, что едва ли порадует участников рынка и станет не лучшим сигналом для инвесторов.
Помимо регулярных проверок, данные мероприятия предлагается проводить по требованию прокуратуры по истечении срока исполнения ранее выданного предписания о том или ином нарушении, либо по заявлениям граждан о нарушении их прав.
По замыслу авторов законопроекта, внесение поправок в ФЗ №294 позволит «эффективнее защищать участников долевого строительства от действий недобросовестных застройщиков». Предметное рассмотрение поправок может произойти уже в следующем году, и в случае их принятия они могут серьезно осложнить жизнь девелоперам и стройкомпаниям. Важно отметить, что в течение периода пребывания Сергея Собянина на посту мэра в столице был создан режим заметного благоприятствования застройщикам. Московский рынок в последние пару лет развивался внушительными темпами в отличие от Петербурга, где нормальному диалогу между городскими властями и застройщиками постоянно что-то мешает. Однако вероятный откат к увеличению контрольной волокиты едва ли порадует участников столичного рынка и станет не лучшим сигналом для инвесторов.