English
Русский
Suomi
Deutsch
16.11.2013 - 30.11.2013  

16.11.2013 - 30.11.2013

29 ноября 2013 года правительство РФ приняло в первом чтении законопроект, согласно которому транзитные пассажиры иностранных авиакомпаний смогут находиться в России до семидесяти двух часов без получения виз; закон может быть принят уже до конца 2013 года. Ранее сообщалось, что законопроект будет распространяться только на пассажиров российских авиакомпаний, однако число таковых оказалось очень мало (в среднем их доля составляет около 1 процента от всех прибывших). Отметим, что при этом важную роль играет готовность зарубежных авиакомпаний предоставить личные данные пассажиров для внесения в базу данных; российские перевозчики с 1 июля 2013 года в обязательном порядке вносят персональные данные пассажиров в автоматизированную централизованную базу персональных данных о пассажирах (АЦБПДП) (личные данные включают в себя имя, фамилию, отчество, дату и место рождения, данные документа, удостоверяющего личность, по которому приобретается билет, пункт отправления и назначения, вид маршрута и дату поездки). В список аэропортов, наделенных правом обслуживать транзитных пассажиров без визы, пока включены 11 воздушных гаваней в регионах, приоритетных в отношении развития туризма: законопроект по большей мере направлен на увеличение туристической привлекательности России.

Отметим, что при этом российские авиакомпании оказались вчетверо опаснее зарубежных: согласно данным, приведенным агентством Reuters, пассажиры российских авиакомпаний гибнут в катастрофах вчетверо чаще пассажиров других перевозчиков. Из 1,2 миллиона российских пассажиров гибнет в среднем один человек, в то время как в мире гибнет один авиапассажир из 4,7 миллиона.
Несмотря на то что российские авиаперевозки составляют всего 2,1 процента мирового рынка авиаперевозок общим объемом в 13,5 миллиарда человек (по данным с 2008 по 2012 год), на российских перевозчиков по данным IATA и ISN приходится 8,6 процента всех жертв авиакатастроф; за последние пять лет в России в авиакатастрофах погибло 247 человек, в то время как число жертв в мировом масштабе составило около 2,9 тысяч человек.
Эта статистика имеет большую значимость при учтении недавней катастрофы в Казани: в результате крушения самолета Boeing 737 погибли все пассажиры и члены экипажа (50 человек). Несмотря на то что причины катастрофы официально пока не названы, авария подняла вопрос о технической неподготовленности российских судов к полетам; в частности, средний возраст парка авиакомпаний составляет 12 лет, однако некоторые авиакомпании использут суда возрастом старше 20 лет (в частности, потерпевший крушение в Казани самолет был старше 20 лет). Очевидно, что с возрастом число технических неполадок в самолете возрастает и должное техническое обслуживание становится менее выполнимым. Катастрофа привлекла внимание в этой проблеме, так что с большой вероятностью можно в скором времени ожидать законопроекта, ограничивающего срок эксплуатации судов.

В то же время Американская авиастроительная корпорация Boeing официально представила на авиасалоне Dubai Airshow 2013 обновленную модель самолета 777X; заказы на новую модель составили более $100 миллиардов – рекордная для компании сумма. В частности, компания поставит Emirates Airline из ОАЭ 150 плюс-минут пятьдесят судов 777Х по условиям опциона за $76 миллиардов. Сделка представляет интерес еще и потому, что ранее самолет Boeing 777 испытывал многочисленные проблемы с двигателями и прочие дефекты, приведшие к нескольким крушениям. Новый самолет будет создан на доработанной и улучшенной базе модели Boeing 777; производство планируют начать в 2017 году, а поставки заказчикам ожидаются в 2020 году.
Отметим, что авиасалон проходит один раз в два года; в этом году он был самым масштабным за всю историю, и впервые в его работе участвовали Румыния и Швеция. В целом в авиасалоне участвовали более тысячи авиакомпаний, и больше всего компаний представили ОАЭ (266 компаний) и США (197 компаний).