English
Русский
Suomi
Deutsch
01.05.2013 - 15.05.2013  

01.05.2013 - 15.05.2013

Новости министерств и ведомств

РФ прекратит транзит азербайджанской нефти по маршруту Баку-Новороссийск
Российское правительство в одностороннем порядке прекратило действие договора по транзиту азербайджанской нефти через РФ по трубопроводу Баку-Новороссийск, который действовал с 1996 г.
По словам представителя «Транснефти», Азербайджан не выполнял обязательства по объемам прокачки (в договоре – на уровне 5 млн. т. нефти в год, а в реальности – порядка 2 млн. т.), прямые убытки компании от содержания полупустого трубопровода оценивались в $50 млн. в год. Впрочем, конфликтом называть данную ситуацию не стоит. По словам представителей сторон, ситуация находится чисто в «бухгалтерской» плоскости, ни о какой политике речи не идет. Договор 1996 года морально устарел и его параметры не соответствуют нынешним реалиям. На текущий момент Азербайджан не использует этот трубопровод как основной для поставок в Европу, большая часть нефти перекачивается через нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан.
В ближайшее время, вероятно, будет заключен договор на новых условиях. В частности, часть квот может быть передана «Лукойлу», который разрабатывает месторождения на шельфе Каспия. Тарифы на прокачку нефти для Азербайджана, который все-таки рассчитывает на использование нефтепровода в качестве альтернативного пути поставок, могут быть повышены с $15,67 до $20-25 за тонну.

Газовая промышленность

Курс на «газификацию» автотранспорта
Главной темой для обсуждения в начале мая стали перспективы рынка газомоторного топлива. Серьезный толчок развитию данного направления может дать правительство, которое заявило о планах по переводу на газ (к 2020 году) не менее половины общественного и коммунального транспорта в крупных городах и от 10% до 30% транспорта в других населенных пунктах. Развитие рынка в перспективе расширит внутренний спрос на газ и предотвратит его стагнацию, однако в масштабах «Газпрома» данные изменения (по прогнозам, объем рынка может составить до 3 млрд. куб. м. в год) могут оказаться не слишком существенными.
Впрочем, переход на газомоторное топливо можно назвать общемировой тенденцией, и Россия с ее огромными запасам «голубого» топлива пока находится лишь во второй десятке стран по всем ключевым показателям. Среди преимуществ газомоторного топлива всегда подчеркивается его дешевизна и экологичность. Несмотря на то, что с «зеленой» энергетикой и электротранспортом у газомоторного топлива нет ничего общего, по данным многочисленных исследований, при использовании компримированного природного газа количество вредных выбросов значительно снижается по сравнению с традиционным бензином. Впрочем, у газового топлива есть и ряд минусов, среди которых проблемы с безопасностью, низкими температурами и снижение динамических характеристик автотранспорта.
Идея «газификации» транспорта была поддержана В. Путиным, который потребовал до конца года согласовать необходимые нормативно-правовые аспекты, а также разработать меры по стимулированию направления. Минэнерго в качестве экономического стимула уже предложило обнулить транспортный налог для машин, работающих на газе. В Минтрансе предложили продлить на 3 года программу субсидирования субъектов РФ по приобретению автобусов на газомоторном топливе. Также было предложено снизить таможенные ставки на специальные комплектующие для автотранспорта и газозаправочных станций. В «Газпроме» предложили разработать программу утилизации старых автомобилей в обмен на покупку новых машин на газомоторном топливе. Газовый монополист пообещал инвестировать в инфраструктуру заправочных станций на территории РФ, а также сообщил о планах развивать данное направление во Вьетнаме и Белоруссии. На текущий момент главной преградой развитию рынка является отсутствие должного числа газозаправочных станций, однако, по словам В. Зубкова, к 2020 году их количество планируется увеличить в 10 раз – с 250 до 2,4 тыс. В свою очередь, развитием транспортной базы в апреле пообещали заняться российские промышленники. Экспансию в данном направлении готовит и «Роснефть». Компания планирует выделить около 60 млрд. руб. на строительство тысячи единиц газозаправочных станций. Вдобавок к сотрудничеству с «Русскими машинами», в мае компания подписала еще ряд соглашений, направленных на расширение использования газомоторного топлива, в том числе с российской «дочкой» немецкого автоконцерна Volkswagen, с «КАМАЗом» и РЖД.

Также стало известно, что для расширения своей ресурсной базы «Роснефть» планирует вложить 5 млрд. руб. в развитие месторождений Новоуренгойского участка. Реализация проекта позволит почти вдвое увеличить мощности по добыче газа и газового конденсата – с 4,3 до 7,5 млн. куб. м. «Газпром» также наращивает ресурсную базу. Компания получила новые участки для бурения в Баренцовом море: Демидовский, Медвежий и Ферсмановский, а также участок недр, включающий Ледовое газоконденсатное месторождение. Общий объем запасов всех участков недр составляет около 1,8 трлн. куб. м. газа. Впрочем, вопрос о спорных шельфовых участках, на которые одновременно претендуют «Роснефть» и «Газпром», по-прежнему остается не решенным.

Нефтяная промышленность

«Зарубежнефть» подала заявку на арктический шельф
Тем временем, на сцене арктических проектов появился новый игрок: «Зарубежнефть» подала в Роснедра заявку на участок шельфа РФ, который планирует осваивать совместно с Petrovietnam. Эксперты сходятся во мнении, что в данном случае «третий не лишний», тем более что госкомпания привела с собой надежного иностранного инвестора. Также отметим, что «Зарубежнефть» объявила о планах привлечь «Роснефть» к разработке вьетнамского шельфа. «Зарубежнефть» уже давно занимается добычей нефти во Вьетнаме, а «Роснефть» после объединения с ТНК-BP постоянно ищет новые горизонты для экспансии. Впрочем, дружба компаний далеко не случайна: глава «Зарубежнефти» С. Кудряшев является выходцем из «Роснефти».

Новости нетрадиционной энергетики

МЭА пророчит сланцевую революцию в нефтяном секторе
Международное энергетическое агентство пророчит масштабную сланцевую революцию в нефтяном секторе. Опубликован доклад, в котором прогнозируется доминирующее положение США на мировом нефтяном рынке. Утверждается, что за счет развития технологий добычи сланцевой нефти США станут крупнейшим производителем нефти уже к 2018 году, а роль ОПЕК значительно ослабнет. «Шок предложения, причиной которого станет всплеск добычи нефти в Северной Америке, сможет изменить рынок настолько же, насколько изменил его рост спроса на сырье в Китае в течение последних 15 лет» — резюмируется в докладе. Напомним, что добыча нефти в США в последние годы показывает существенный рост, поэтому прогнозы нельзя считать безосновательными.

Сланцевая революция в России?
Впрочем, российские эксперты уверены, что сланцевая революция в нефтяном секторе может произойти и в России. В частности, речь идет о применении технологий гидроразрыва пласта, горизонтального бурения и микросейсмики на месторождениях баженовской свиты, запасы которой оцениваются в диапазоне от 20 млрд. до 140 млрд. тонн. Разработка нетрадиционных запасов нефти уже доступна с точки зрения рентабельности и необходима для поддержания текущего уровня добычи, развитая инфраструктура в данном районе тоже присутствует. Пилотные проекты по добыче сланцевой нефти существуют у «Газпром нефти», «Лукойла», «Роснефти», к разработке привлечены такие мировые гиганты как Shell и Exxon. Переходом к масштабной разработке нетрадиционных запасов должны стать налоговые льготы, разработка которых ведется правительством.