16.03.2013 - 31.03.2013
По данным некоего источника The Wall Street Journal, европейские банки, владельцы Visa Europe, могут в апреле принять решение о продаже компании американской Visa Inc. и создании собственной платежной системы. Называется и ориентировочная стоимость сделки – $3 млрд.
Идея создания единой европейской платежной системы витает в воздухе уже не первый год, о необходимости борьбы с американской дуополией (Visa, MasterCard) европейские финансисты говорят периодически публично, существование независимого европейского подразделения мешает полноценному развитию бренда Visa, европейским банкам нужны деньги (акционерами Visa Europe являются 3,7 тыс. банков) – на первый взгляд все сходится.
Но почти год назад европейские банки объявили о провале проекта по созданию единой европейской платежной системы – Monnet Project. Причинами назывались неопределенность юридической базы, общая экономическая ситуация в Европе, сомнения относительно успешности бизнес-модели и неразрешенность вопроса с межбанковскими комиссиями (по дебетовым картам они различаются в сотни раз). Ни одна из обозначенных проблем за истекший период решена не была.
Более того, публикация издания всего на несколько дней опередила первый доклад ЕЦБ об имплементации организациями стандартов Single Euro Payments Area (SEPA) в области прямых дебетов и денежных переводов, на которые они должны будут перейти к февралю 2014 года. В нем регулятор выражает обеспокоенность, что переход происходит в некоторых случаях с запозданием.
Единая европейская платежная система сейчас будет предполагать создание всей инфраструктуры с нуля, то есть огромных инвестиций в инфраструктуру. Сомнительно, что они будут сопоставимы с сепаратистскими амбициями европейцев на фоне текущих долговых проблем.
Таким образом, перспектива восстановления целостности Visa в ближайшее время кажется вероятной, создания с нуля устойчивой европейской платежной системы – нет.
Тенденции регионализации проявляет и пятерка «гигантов развивающегося мира», с легкой руки аналитика Goldman Sachs прозванная БРИКС. На саммите БРИКС в Дурбане страны договорились о создании банка развития и резервного фонда, которые составят конкуренцию структурам Всемирного банка. Концепции как фонда, так и банка развития находятся пока лишь на стадии разработки, впрочем, как заявляли представители российского МИДа накануне саммита, детали второстепенны, главное принять принципиальное политическое решение. Таковое было принято. Насчет деталей стороны не договорились.
Что касается фонда, речь идет об ориентировочном объеме в $100 млрд., которые будут направляться на поддержку платежного баланса стран БРИКС из международных резервов стран-участников, т.е. бюджетные средства в данном случае тратиться не будут. Участники БРИКС заявляют, что такая подушка ликвидности помогла бы им противостоять международным кризисам.
Что касается банка развития, министр финансов Антон Силуанов говорил о капитале в $50 млрд. при $10 млрд. изначальных инвестиций. Размер капитала, распределение долей участников и степень их влияния в зависимости от этой доли входили в круг наиболее дискуссионных вопросов. Впрочем, в будущем страны готовы пригласить к участию в банке других участников, опять же, представителей развивающегося мира.
Несмотря на то, что проект денежных институтов находится лишь на первоначальном этапе, некоторые эксперты уже окрестили его проектом трансформации мирового порядка.
Одним из примеров кризисов, с которыми странам БРИКС помогли бы бороться создаваемые фонд и банк развития, российские комментаторы инициативы называли кипрскую проблему. Она занимала львиную долю информационного пространства на протяжении двух недель.
Болезненность кипрской проблемы для России связана с тем, что данная юрисдикция до сих пор являлась одной из излюбленных оффшорных зон: по данным ЦБ Кипра, на конец февраля 2013 года общая сумма депозитов российских лиц составляла 18 млрд. евро (26,5% всех депозитов), по оценке Moody’s – $31 млрд., по данным Росстата, общий объем инвестиций с Кипра в Россию по итогам 2012 года составил $76,7 млрд. (21% всех иностранных инвестиций).
Тема оффшоров традиционно связывается с темой уклонения от уплаты налогов и серых схем. Во многих комментариях в западных СМИ звучала тема перевода на остров средств российских коррупционеров и олигархов. Поддержали настрой и российские чиновники. По поводу принятого кипрским правительством плана о списании до 40% (а впоследствии – и до 80%) с незастрахованных банковских вкладов свыше 100 тыс. евро премьер-министр РФ Дмитрий Медведев заявил: «продолжают грабить награбленное» и ранее: «В целом вся эта кампания в конечном счете может пойти и на пользу для нас, потому что какие-то деньги вернутся. Пусть с ними разбираются, устанавливают бенефициаров, разыскивают их. Мы только за». Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов попенял хранившим средства в кипрских банках и посоветовал переводить средства в «одну из самых надежных экономик, обладающих надежной банковской системой». Не увидел системной угрозы для российской банковской системы Банк России.
Со временем, и с одобрением российским правительством плана кипрского правительства, те же западные СМИ, анализируя зарубежные вклады крупнейших российских бизнес-групп, пришли к выводу, что они или давно перевели деньги с Кипра или никогда к этой юрисдикции и не обращались. А Christian Science Monitor привел пример нескольких «лазеек», которыми смогли воспользоваться российские вкладчики, чтобы перевести средства из кипрских институтов. ЕЦБ приводит статистику, что предусмотрительные вкладчики стали средства из кипрских банков еще зимой.
Перспективным оффшорным направлением для российских лиц называется теперь Сингапур и Нью-Йорк. Дмитрий Медведев предложил, во избежание кипрских казусов в будущем, создать оффшорную зону на Дальнем Востоке.
Коротко