01.05.2012 - 15.05.2012
Отставки и назначения
Бывший вице-губернатор Санкт-Петербурга Роман Филимонов назначен замглавы правительства Московской области и будет курировать вопросы ЖКХ, строительства и работы с обманутыми дольщиками.
Кандидатуру чиновника депутаты Московской областной думы утвердили 23 мая. Комментируя свое назначение, Филимонов заявил, что первоочередная задача, которую он перед собой ставит - это решение вопроса комплексного развития территорий региона и создание там комфортной среды проживания.
Это назначение стало продолжением сложившейся тенденции по переезду петербургских экс-чиновников в Подмосковье. Ранее заместителем регионального правительства по имущественным вопросам стал бывший глава КУГИ Петербурга Дмитрий Куракин, а затем стало известно, что Антон Губанков будет ведать знакомыми ему вопросами культуры.
До назначения вице-губернатором с 2005 по 2009 годы Роман Филимонов возглавлял Комитет по строительству. После увольнения чиновник намеревался вернулся в строительный бизнес, где он начинал восхождение по профессиональной лестнице. Участники рынка по-разному отреагировали на данное назначение. В компаниях, традиционно близким к администрации Петербурга (например, ЛСР) высоко оценивают профессиональные качества Филимонова, а некоторые (Setl Group) уже строят планы относительно будущих проектов в Московской области, естественно, при содействии нового заместителя губернатора Сергея Шойгу.
С другой стороны, с именем Филимонова связывают ряд градостроительные инициатив и девелоперских проектов, которые вызвали резонанс и протесты общественности и серьезно подкосили рейтинги правительства Валентины Матвиенко.
Такие амбициозные проекте, как «Невская ратуша», «Набережная Европы», Орловский тоннель, стадион на Крестовском острове и др., он лоббировал лично. Ровно, как и проект «Охта-центра», из-за которого городская администрация рассорилась с градозащитниками и общественными активистами, отказавшимися вести переговоры с Филимоновым. Орловский тоннель и «Набережная Европы» впали в немилость новой администрации и были упразднены.
Кроме того, Роман Филимонов, по мнению некоторых экспертов, запомнился как неотступный лоббист интересов инвесторов: в Петербурге даже пытались (временами успешно) изменять схемы градостроительного проектирования согласно интересам инвесторов.
В целом, комментировать назначение группы «питерских» в Подмосковье, сложно. В прямых связях или особых симпатиях к Петербургу Сергей Шойгу замечен не был, поэтому вполне вероятно, что ряд назначений был «рекомендован» в Москве.
Это уже вторая волна переезда петербургских чиновников ближе в федеральный центр. Напомним, что недавно министром транспорта стал экс-председатель комитета по инвестициям Петербурга Максим Соколов, экс-вице-губернатор Михаил Осеевский стал заместителем министра экономического развития стал.
Назначение Романа Филимонова рядом СМИ воспринято неоднозначно и со значительной долей критического настроя. Вместе с тем, можно предположить, что при наличии определенной напряженности, связанной со сложностями в согласовании проектов и отменой ряда крупных инвестиционных проектов, крупные петербургские девелоперы готовятся к переводу части своих проектов в Московскую область.
Инвестиционные проекты
Правительство Петербурга приняло решение о прекращении соглашения о проектировании, строительстве и последующей эксплуатации в форме ГЧП многофункционального центра «Дворец искусств на Васильевском острове».
Соглашения было заключено в июле 2011 года.
Соглашение о государственно-частном партнерстве в строительстве Дворца искусств было подписано в июле 2011 года между Петербургом и ЗАО «Инвестстрой» (дочерняя компания венгерской TriGranit). Планировалось, что новый центр будет принимать Кинофорум и Петербургский международный экономический форум.
Осенью 2011 года строительство Дворца искусств было признано нецелесообразным.
На территории, где предполагалось возвести объект, располагается старейший трамвайный парк, Музей электрического транспорта, в свое время раскритикованный вице-губернатором Аллой Маниловой. Градозащитники предлагали концепцию создания полномасштабного музея транспорта, проводили акции, но прежняя городская власть их не слышала.
Тем не менее, при Валентине Матвиенко была достигнута договоренность о застройке трамвайного парка. Губернатор пообещала поддержку инвестору, венгерской компании. TriGranit, которая обязалась построить 950 тыс. кв. м коммерческой недвижимости на месте Бадаевских складов и 300 тыс. кв. м - на Васильевском острове. Только на работы по подготовке, последующей доработке и согласованию обоих проектов TriGranit потратил 10 млн. долларов - проекты пришлось несколько раз оптимизировать.
Однако уже осенью 2011 года вице-губернатор Василий Кичеджи подверг проект критике, назвав его перспективы призрачными. Георгий Полтавченко после своего назначения на пост губернатора и вовсе заявил, что территории трамвайного парка можно найти более интересное применение, хотя инвестор неоднократно заявлял, что готов пересмотреть проект с учетом новых пожеланий города, услышать которые так и не смог.
Любопытная ситуация, таким образом, сложилась непосредственно вокруг инвестора, который не только потерял уже вложенные средства, но и лишился всех проектов в России. Компания ранее отказалась от проекта застройки Бадаевских складов, оценивался в 1,5 млрд. долларов. За месяц до этого TriGranit продал свою долю строящегося московского ТРЦ «Мозаика» и отказался от реализации проекта в Краснодаре.
На петербургский строительный рынок TriGranit вышел в конце 2007 года. Причем посредником в переговорах с правительством Петербурга по слухам выступал вице-премьер Виктор Зубков, присутствовавший на подписании двустороннего соглашения между городом и инвестором.
Строительство и девелопмент
Эксперты отмечают, что объемы ввода новых торговых площадей в Москве продолжают сокращаться. Активность девелоперов и ритейлеров постепенно смещается в сторону городов Подмосковья и регионов.
В первом квартале было введено всего два торговых объекта общей арендуемой площадью 27,5 тыс. кв. м. Это в 4,7 раза меньше площади объектов, введенных на аналогичный период прошлого года.
Ранее на I квартал 2012 года было заявлено к вводу 194,7 тыс. кв. м. торговой недвижимости. Однако по мере приближения сроков сдачи открытие объектов откладывается на более поздние сроки. Новые объекты строятся, главным образом, в формате микрорайонных или районных торговых центров, либо в составе многофункциональных комплексов. Строительство некоторых объектов было заморожено, происходила смена собственников.
Смещение активности девелоперов и ритейлеров связано с высоким потенциалом развития региональных рынков, а также с политикой московских властей по ограничению строительства торговой недвижимости. Кроме того, местный рынок уже достаточно насыщен и постепенно зачищается лоббистским ресурсом.
В регионах есть высокий потенциал для развития и экспансии. Помимо городов-миллионеров операторы рынка проявляют активность и в меньших по размеру городах, таких как Рязань, Астрахань, Тюмень, Ульяновск и прочих.
Транспортная инфраструктура
Губернатор Ленинградской области Валерий Сердюков сделал заявление о нецелесообразности строительства при порте Усть-Луга пассажирского аэропорта.
Сердюков отметил, что в зоне порта рассматривается вариант строительства в отдаленной перспективе авиатерминала для бизнес-авиации. Вместе с тем, проект строительства именно пассажирского терминала в правительстве области считается бесперспективным.
Впрочем, Валерию Сердюкову прочат скорую и давно ожидаемую отставку. В данном свете губернатор мог решить не делать заявлений о запуске столь амбициозного проекта Не исключено, что вопросом развития инфраструктуры авиатранспорта в регионе будет заниматься его правопреемник на посту губернатора.