English
Русский
Suomi
Deutsch
01.04.2012 - 15.04.2012  

01.04.2012 - 15.04.2012

Газовая промышленность

«Газпромтрансу» отказано в приватизации компании «СГ-Транс»
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ отказала дочерней компании «Газпрома», «Газпромтранс», в участии в приватизации госкомпании «СГ-Транс», которая является одним из крупнейших железнодорожных перевозчиков сжиженных углеводородных газов (СУГ). Причина отказа в том, что «Газпром» занимает около 18% на рынке транспортировки СУГ, и в случае приобретения «СГ-Транс» его доля достигла бы более 80%, то есть рынок был бы монополизирован, чего власти допустить не могут, что и доказывают в последнее время. Так, в конце марта газовой монополии было отказано в повышении тарифов.
ФАС в то же время разрешила приобрести 100% акций ОАО «СГ-Транс» нескольким компаниям, в числе которых АФК «Система» и актив «Роснефти». «Система» к тому же может войти на рынок железнодорожных перевозок на базе вагонов «Башнефти» (их почти 5 тыс. стоимостью около $200 млн.). «Башнефть» выражала готовность их продать, так как давно хочет найти того, кто будет управлять парком и обслуживать его более эффективно. «Система» будет принимать решение о развитии железнодорожного бизнеса по итогам конкурса по приватизации «СГ-транса». В случае успеха в приватизации «СГ-Транс» «Система» создаст мощного железнодорожного оператора.

Штокмановский проект, возможно, будет направлен только на СПГ
Акционеры освоения Штокмановского газоконденсатного месторождения рассматривают возможность производства только сжиженного природного газа (СПГ). «Вариант только СПГ рассматривается. Это одно из возможных решений», - сказал зампредправления «Газпрома» Александр Медведев. В качестве возможных рынков сбыта могут стать Европа и Юго-Восточная Азия. Акционеры проекта также планируют изменить бизнес-модель партнерства, она еще не определена, и партнерам еще предстоит обсудить, как будут делиться риски и выручка. Говоря о возможности предоставления налоговых льгот для проекта, замглавы «Газпрома» сообщил, что на последней встрече премьер-министра РФ Владимира Путина с представителями проекта дала надежду, что такие льготы могут быть получены.

Одобрено финансирование проекта строительства завода СПГ в Тамбовской области
Набсовет «Внешэкономбанка» одобрил финансирование проектных работ по строительству завода по производству сжиженного природного газа в Тамбовской области. Этот проект реализует «Тамбовская газоперерабатывающая компания», его стоимость превышает 5 млрд. руб. На данном этапе ВЭБ профинансирует предпроектную стадию и заказ оборудования из США, поставки которого будут осуществляться при поддержке Эксимбанка США.
Реализация проекта позволит снабжать топливом жилищно-коммунальные, транспортные и промышленные объекты Центрального федерального округа, а также обеспечит создание инфраструктуры потребления СПГ. По сути, этот проект – один из важных шагов по формированию внутрироссийского рынка потребления СПГ.
Строительство первой очереди нового завода началось в прошлом году, всего планируется три очереди. Предприятие по планам полностью должно быть запущено к 2016 году и производить более 1 млн. тонн СПГ в год.

Нефтяная промышленность

«Транснефть» не пустит в Белоруссию нефть малых и средних компаний
«Транснефть» решила в апреле перенаправить с белорусских НПЗ на другие направления экспортные ресурсы нефти малых и средних российских нефтяных компаний. Теперь «Транснефть» будет оформлять поставку сырья на НПЗ в Белоруссии лишь пяти российским компаниям – «Роснефти», «ЛУКОЙЛу», «Сургутнефтегазу», «ТНК-ВР» и «Газпромнефти». Причины этого кроются, вероятно, в желании трубопроводной монополии заполнить новый экспортный маршрут в новый балтийский порт Усть-Луга, который пока не пользуется у нефтекомпаний популярностью.
Как пояснил представитель компании Игорь Дёмин, «Транснефть» встала на защиту интересов небольших производителей нефти, которые не могут добиться выгодных ценовых условий при поставках сырья на белорусские заводы. Однако поскольку рентабельность экспорта сырья через российские порты (например, Новороссийск и Приморск) ниже, чем нефтепоставки на рынок Беларуси, малые компании выражают обеспокоенность решением «Транснефти».

Правительство утвердило льготы для новых шельфовых месторождений
На совещании по вопросу о стимулировании освоения континентального шельфа премьер-министр РФ В. Путин сообщил, что новые проекты на российском шельфе будут иметь свои льготы (речь идет об отмене экспортной пошлины, снижении НДПИ, нулевых ставках налога на имущество и НДС). При этом льготные условия не будут меняться в течение 15 лет с начала промышленной добычи.
Новые льготы помогут ускорить реализацию проектов тех компаний, которые имеют доступ к российскому континентальному шельфу, а именно «Роснефти» и «Газпрома». И то не всех проектов - например, Приразломное месторождение в новую систему налоговых льгот не попадает, так как не является новым. Однако Минфин согласился на снижение для него экспортной пошлины. Также дополнительно будет рассматриваться вопрос о Штокмане. Таким образом, выигрывает от льгот в первую очередь «Роснефть» со своими участками в Карском море, которые планирует разрабатывать совместно с Exxon.
Независимые производители пока к шельфовым месторождениям не допускаются. Если частным компаниям все-таки что-нибудь достанется, то вероятно уже после того, как самые привлекательные участки будут поделены между госкомпаниями. Но такое положение частников не удовлетворяет, поэтому представители руководства «ЛУКОЙЛа», «Сургутнефтегаза», «Башнефти» и «ТНК-BP» обратились к правительству с просьбой о расширении права доступа к освоению шельфа.

«Транснефть» выступила против Балайского НПЗ
Нынешним летом в Уярском районе Красноярского края планируется начало строительства нового нефтеперерабатывающего завода, об этом сообщил Владимир Криволуцкий - генеральный директор ОАО «Балайский НПЗ», которое реализует проект. Первая очередь Балайского НПЗ планируется к сдаче в первом квартале 2015 года, а выход завода на полную мощность в течение пяти лет с момента начала строительства.
В то же время ОАО АК «Транснефть» выразила недоумение по поводу заявления о начале строительства Балайского НПЗ. Трубопроводная компания не поддерживает проект, так как генеральная схема развития нефтяной отрасли РФ до 2020 года не предусматривает строительства подобного объекта, и у «Транснефти» для нового завода нет свободного сырья. «Баланс нефтяного сырья в восточном направлении, составленный по заявкам нефтяных компаний, показывает, что все объемы нефти на период до 2020 года распределены, - заявили в «Транснефти». - Решение о начале работ по проектированию НПЗ является преждевременным, подключение данного НПЗ к системе магистральных нефтепроводов не планируется, ресурсы нефти для поставки на планируемый завод отсутствуют». Компания направила соответствующее письмо на имя красноярского губернатора Льва Кузнецова, в котором и сообщает, что не планирует подключения к системе магистральных нефтепроводов Балайского нефтеперерабатывающего завода.
Справка:
Инвестором проекта в Красноярском крае выступает новосибирская компания «Линас-Техно», специализирующаяся на поставке нефтяного оборудования, проектировании и строительстве малых НПЗ. Копания заявляла ранее о готовности начать строительство в июне 2012 года. Под проект новосибирскими предпринимателями выделен земельный участок площадью 160 гектаров. Стоимость проекта оценивается в 35 млрд. руб, на проектную мощность в 3 млн. тонн бензина в год завод планируется вывести уже в 2016 году.

ТНК-ВР решила реорганизовать бизнес в Украине
ТНК-BP начала поиск покупателя на свой украинский актив - Лисичанский НПЗ. Кроме того, компания в ближайшее время вдвое сократит украинский персонал - с 600 до 300 человек. Решение относительно дальнейшей работы НПЗ будет приниматься советом директоров группы. Кроме прочих, в числе вариантов рассматривается консервация завода. Фактически, в стране остается только представительский офис ТНК-BP, на который будут возложены функции по продаже нефтепродуктов. Компания планирует утвердить новую структуру менеджмента на Украине к 1 мая 2012 года и внедрить ее с 1 июля.
ТНК-ВР в марте остановил производство нефтепродуктов, однако установка по производству полипропилена мощностью 100 тыс. тонн в год продолжила функционировать на привозном сырье. В случае полной остановки НПЗ, ежемесячные поставки ППФ из России необходимо будет увеличить с обычных 3 тыс. тонн минимум до 5 тыс. тонн, чтобы производство полипропилена было рентабельным.
Причиной остановки Лисичанского НПЗ стала его убыточность. По итогам 2010 года убыток ТНК-BP от работы на Украине составил 68 миллионов долларов. Негативная тенденция сохранилась и в 2011 году - потери компании оцениваются в 23 миллиона долларов. Единственным крупным предприятием, продолжающим переработку нефти в Украине, остается Кременчугский НПЗ (контролируется структурами группы «Приват»). Однако НПЗ до сих пор не остановлен, потому что имеет возможность перерабатывать украинскую нефть, добываемую «Укрнафтой» (также контролируется группой).

Реорганизация ТНК-ВР бизнеса в Украине может вызвать усиления влияние Таможенного союза над Киевом. Произойти это может из-за увеличения зависимости Украины от зарубежного топлива в случае, если кроме Лисичанского НПЗ. остановится и Кременчугский НПЗ. В любом случае топливный рынок Украины ставится под угрозу, то же самое и с рынком труда. Однако может так произойти, что ТНК-ВР не найдет покупателя на свой украинский актив.

«Трансойл» приобрел вагоноремонтную компанию «Купино»
Компания бизнесмена Геннадия Тимченко «Трансойл», которая специализируется на перевозке нефти и нефтепродуктов, завершила сделку по приобретению ООО «Вагоноремонтная компания «Купино». ВРК «Купино» - ведущая вагоноремонтная компания на Западно-Сибирской железной дороге, осуществляет ремонт и обслуживание железнодорожных грузовых вагонов.
ВРК занимает по объему ремонтируемого подвижного состава среди вагонных ремонтных депо на Западно-Сибирской железной дороге первое место, а по всей России - четвертое. Приобретение «Купино» является для «Трансойла» очередным этапом реструктуризации сервисных активов, который компания осуществляет с целью формирования единого управленческого и операционного центра.