English
Русский
Suomi
Deutsch
01.02.2012 - 15.02.2012  

01.02.2012 - 15.02.2012

С 30 января по 4 февраля в Москве прошел уже пятый по счету «Форум Россия», организованный Сбербанком и уже фактически его подразделением, компанией «Тройка Диалог». Основными идеями конференции стали следующие:

  • 4%-ный рост российской экономики – слишком медленный темп для страны со столь комфортными внешними условиями (упрек со стороны западных экономистов);
  • необходимо срочно подниматься с позорного 123 места по инвестиционному климату в мире;
  • особая российская система серьезно «закаляет» бизнес, в том числе банковский;
  • у России огромный потенциал, который не получается эффективно использовать;
  • государство и чиновничество должно перестать «закручивать гайки» и начать работать с бизнесом и населением в открытую, без коррупционных проявлений;
  • текущий кризис произрастает из кредитного сектора, тогда как банковская отрасль является производным от развития экономики, а не наоборот;
  • единственный способ спасти евро – хирургическое вмешательство;
  • текущий кризис является признаком отмирания капитализма.
  • Премьер-министр Владимир Путин выдвинул предположение, что открытие для западных стран рынков СНГ на 20 лет отсрочило кризис перепроизводства.
    А Африканский и пакистанский лидеры подчеркнули высокий уровень образованности российского населения.

    Совместное исследование PricewaterhouseCoopers и Центра по изучению финансовых инноваций (CSFI) противоречит выводам участников высокой дискуссии. Готовность российской банковской системы к негативному варианту развития мирового кризиса, в частности обвалу евро, ниже, чем в среднем в мире – 2,67 против 2,96 пунктов. Выше и уровень обеспокоенности российских экспертов – 3,46 против 3,15 пунктов. Правда, выборка исследования не очень репрезентативно – всего 12 банкиров с российской стороны. Наиболее болезненными аспектами финансовой жизни 12 российских респондентов назвали следующие:

  • неустойчивость фондового рынка;
  • ужесточение законодательных требований к капиталу и механизмам получения дохода;
  • удорожание фондирования;
  • доминирование госбанков;
  • модели оценки риска и рисковые премии не работают – цены по кредитным продуктам диктует рынок.
  • Зато удивительно низка среди российских респондентов озабоченность политической ситуацией в стране. По-видимому, опрошенные банкиры согласны с выводами автора книги «ВВ» Олеси Беляевой о том, что наша политическая система будет еще долгое время стабильной.


    Президент Дмитрий Медведев выступил в начале февраля с рядом предложений и наказов в отношении финансовой отрасли:

  • губернатору Петербурга Георгию Полтавченко поручено с большим пристрастием следить за работой управляющих компаний в сфере ЖКХ;
  • необходимо создать новый орган для борьбы с преступностью в интернет-пространстве, а именно с такими новыми ее проявлениями, как коррупция в виртуальном пространстве и хищения электронных денег; по мнению президента, существующие ведомства с данными вопросами не справляются;
  • подписан указ об учреждении президентской стипендии молодым ученым и аспирантам, работающим «по приоритетным направлениям модернизации российской экономики».

  • Премьер-министр Владимир Путин определил новые цели по ипотеке – 3-4% (текущая – 12%). Данный ориентир, по мнению главы правительства, будет достигнут при снижении банковских ставок и инфляции. Цель по инфляции, определенная премьер-министром, – 4-5%. При таких показателях ипотека, по мнению премьер-министра, сможет считаться доступной.
    Наветам премьер-министра не готов следовать АИЖК. Так, замгендиректора АИЖК Андрей Семенюк заявил, что при благополучном стечении обстоятельств ставку по ипотеке получится снизить до 6-7% в течение 3-4 лет (sic!). Но 6-7% – это уже прошлогодний ориентир премьера. Семенюк оправдывает банкиров высокими ставками привлечения ими средств, по заявлению чиновника, 8-9%, так как основной источник денег – вклады населения. Кроме этого высоки проценты по рискам, а также маржа. Маржу Семенюк снижать банкам не предлагает. А вот проценты по рискам должны стремиться к 2,5%, тогда получится достичь поставленных в прошлом году целей в 6-7%. Через 3-4 года. А лучше – 7.
    Впрочем, пока не готова следовать наказам премьер-министра и министр экономического развития Эльвира Набиуллина – она спрогнозировала инфляцию по итогам года на уровне 5-5,5%.


    Получила развитие история с судебными разбирательствами в отношении бывшего банкира и сенатора от Тывы Сергея Пугачева.
    Агентство по страхованию вкладов (АСВ) планирует привлечь к субсидиарной ответственности топ-менеджеров банка:

  • Александра Диденко (президента),
  • Алексея Злобина (председателя исполнительной дирекции) и
  • Марину Илларионову (председателя правления).
  • Доказательств вины Сергея Пугачева в выводе средств из кредитной организации не обнаружено – упоминания его имени не выявлено ни на одном печатном носителе, вся электронная база данных Межпромбанка уничтожена. Единственным доказательством вины владельца обанкротившегося банка могут стать свидетельские показания топ-менеджеров. Таким образом, предпринимаемые действия по привлечению к гражданской ответственности руководителей организации могут стать побудительными для них мотивами представить фактологическую базу для привлечения к уголовной ответственности самого Пугачева.

    Уже текущие затраты агентства на конкурсное производство в отношении банка составили 206 млн. рублей. Половина средств ушла на выплату пособий уволенным сотрудникам банка. АСВ допускает, что конкурсное производство продлится еще 5 лет.

    На настоящее время конкурсная масса банка составляет лишь 1,1 млрд. рублей, обязательства перед кредиторами – 80 млрд. рублей. Взыскание средств с дебиторов идет с юридической точки зрения успешно – Арбитражный суд встает на сторону АСВ при спорах с заемщиками. Требования агентства юридически удовлетворены в полном объеме, по крайней мере, по займам на сумму 8 млрд. рублей. Фактически же агентство получило лишь 9% от суммы исков.
    Не вселяют оптимизма и акции ОКБ «Сухой», за которые АСВ планирует получить около 800 млн. рублей (акции были заложены по ссуде на 3 млрд. рублей).
    Единственная надежда АСВ – позитивный итог судебного разбирательства с компанией племянника британской королевы Дэвида Линли. Ссуда David Linley была выдана на сумму 400 тыс. фунтов. Разбирательство в отношении компании может пролить свет и на прочие аспекты отношений Пугачева и виконта. В частности, на каких условиях экс-сенатор и его сыновья входили в совет директоров британской компании вплоть до июня 2011 года. Злопыхатели из масс-медиа считают вхождение Пугачева в бизнес виконта по стоимости, в несколько раз превышающей его фактическую стоимость, билетом в высшее общество Великобритании.

    АСВ готово разобраться и с французскими активами Пугачева. Агентство выявило и добилось обеспечительных мер в отношении замка в Ницце, принадлежащего семье Пугачева через фирму Snc Villacota 3. АСВ планирует включить недвижимость (Chateau de Gairaut) рыночной стоимостью в 8 млн. евро в конкурсную массу Межпромбанка. Считается, что в спешке юристы забыли «переписать» замок на подставные компании.


    Ряд СМИ поддержал бурную дискуссию, развернувшуюся на просторах интернета о том, что зарплатные счета министерства обороны переводятся в ВТБ. 13 февраля ФАС вновь начала рассмотрение дела о переводе военных клиентов в ВТБ.
    Претензии возникают, в первую очередь, у самих военнослужащих. Прежде всего, у тех, кто проходит службу в удаленных военных частях, вблизи которых нет ни офисов, ни банкоматов ВТБ 24, в который переведено все денежное довольствие военнослужащих. В небольших городах, где установлены банкоматы, наличных на всех просто не хватает (по словам военных очевидцев с мест).
    С требованием разобраться в ситуации к регуляторам обращаются, естественно, не военнослужащие, а банки, потерявшие клиентов. Это, в первую очередь, Сбербанк. Во вторую – Альфа-банк, который также потерял военных клиентов.


    Усиливает свое влияние и другая финансовая группа – ФСФР.
    Служба обратилась в правительство с просьбой расширить свои полномочия: получить право

  • законодательной инициативы;
  • требовать от организаций «записи обмена данных и предоставления необходимой информации от любого лица»;
  • вызова сотрудников компаний, подозреваемых в совершении правонарушений, в службу «для предоставления информации и объяснений в письменной и устной форме»;
    т.е. фактически получить полномочия силовой службы
  • контролировать изменение состава акционеров и финансовое положение участников финансового рынка.
    т.е. получить полномочия Центробанка в отношении кредитных организаций
  • Кроме этого ФСФР вынашивает идеи
  • прямого подчинения президенту,
    опять же наподобие Центробанка
  • возникновения права голоса по акциям лишь тогда, когда известен их бенефициар.