English
Русский
Suomi
Deutsch
01.01.2012 - 31.01.2012  

01.01.2012 - 31.01.2012

Газовая промышленность

В январе выяснились новые препятствия для реализации Штокмана
Оказывается, «Газпром» не может возводить в Териберке завод по сжижению природного газа. Препятствием стал российский закон об особых экономических зонах (ОЭЗ), который противоречит договоренностям «Газпрома» с иностранными партнерами по проекту - французской «Тоталь» и норвежским «Статойлом». А правительство Мурманской области как раз работает над созданием в Териберке (береговой базе Штокмановского проекта) особой экономической зоны.
Российским законодательством ставится несколько условий, которые являются препятствием:

  • запрещается перерабатывать в ОЭЗ полезные ископаемые – сама идея СПГ-завода противоречит этому условию;
  • максимальный срок существований ОЭЗ ограничен 20 годами – срок работы компании «Shtokman Development AG» («оператора Штокмановского месторождения) определен в 25 лет;
  • резидентом ОЭЗ может стать только компания, зарегистрированная на территории муниципалитета ОЭЗ (в данном случае – в селе Териберка) – «SDAG» же зарегистрирована в швейцарском Цуге.
  • Для того чтобы можно было осуществить строительство СПГ-завода потребуется сделать особое исключение из закона об ОЭЗ. Однако на это нужно время. Видимо, это препятствие стало одной из причин переноса на март 2012-го сроков окончательного инвестиционного решения, которое планировалось объявить в конце 2011 года.

    Россия может потерять рынок Японии, если не поторопится
    Губернатор Сахалина по нефтегазовым вопросам Галина Павлова сообщила, что Япония готова закупать весь сжиженный природный газ, который будет производиться на третьей очереди сахалинского завода по производству СПГ. При этом решения о строительстве очереди пока нет, однако сахалинский губернатор убеждает принять его быстрее - «конкуренты подпирают, поезд может уйти». Для запуска третьей линии по расширению мощности завода требуется 3-4 года, завод на этой линии сможет производить до 5 млн. т. СПГ, который будет дешевле, поскольку соответствующая инфраструктура уже есть и, следовательно, уменьшится себестоимость его производства и транспортировки. Норвегия переманивает Украину газом
    Эксперт Министерства нефти и энергетики Норвегии Ингмар Сундстрем сообщил, что Норвегия официально рассматривает возможность снабжения Украины норвежским газом - в качестве альтернативы топливным поставкам из России. «Если наши потенциальные партнеры из Украины обратятся за непосредственной помощью, мы, безусловно, таковую окажем. Экспортные цены на газ, транспортируемый из Норвегии, для Киева будут рассчитываться на максимально льготных условиях», - заявил Сундстрем. В Норвегии в настоящее время в газовых хранилищах находится достаточное количество газа, который украинская сторона, по его словам, использовать «сможет круглосуточно». Однако, и в этом видит проблему норвежский эксперт, прямых линий трубопроводной транспортировки между странами нет, а наземный и морской транспорт требуют высоких расходов. При этом недавно премьер Украины Николай Азаров, что Украина планирует постепенно сокращать импорт газа и продолжать переговоры с Россией о снижении цены.

    Нефтяная промышленность

    Минэнерго договорилось с энергокомпаниями о заморозке цен
    В январе 2012 года Министерство энергетики РФ достигло договоренности нефтяными и энергетическими компаниями о заморозке цен на электроэнергию и топливо в январе-феврале 2012 года. «Несмотря на рост акцизов с января 2012 года у нас есть принципиальная договоренность с нефтяными компаниями, участниками рынка ГСМ, о не росте цен на энергоносители, в том числе на ГСМ рознице», - сказал 20 января 2012 года министр энергетики Сергей Шматко, пояснив, что речь идет о сохранении уровня цен на уровне декабря 2011 года.
    Как сказал глава Минэнерго, при анализе ситуации ведомство будет уделять внимание не только ценовой политике вертикально-интегрированных компаний, но и небольших, региональных сетей АЗС. «Сейчас важно очень внимательно смотреть за тем, как независимые АЗС реализуют эту договоренность с учетом того, что мы на ПНБО сохраняем стабильный уровень цен», - сказал С.Шматко. Глава Минэнерго также призвал региональные власти информировать ведомства в случае выявления роста цен на независимых АЗС. К концу марта Минэнерго, Минэкономразвития и Минфин разработают механизм, который должен будет компенсировать потери нефтяников от заморозки цен на топливо в январе - марте 2012 года, указание разработать данную схему дал вице-премьер Игорь Сечин. Компенсации будут предоставлены в виде снижения экспортных пошлин на дизельное топливо и мазут.
    Договоренности Минэнерго с энергокомпаниями вызывают тревогу - возникает перспектива существенного роста цен на топливо уже с марта, особенно к середине года. Также вероятны последующие гонения ФАС РФ на компании за ввысоке цены на АЗС. К этому прибавляется ожидаемое очередное повышение топливных акцизов. Довольно распространено мнение, что заморозка цен связана с грядущими выборами президента в марте этого года, таким образом, ситуация после них представляется неопределенной и пугающей. А обещанные правительством компенсации помогут только крупным компаниям, а независимые поставщики и некрупные сети АЗС могут понести невосполнимые потери.

    «Зарубежнефть» укрепляет свои позиции на Балканах
    Компания создала совместное предприятие с хорватской госкомпанией JANAF и швейцарским офшором White Falcon Holding. Рынок нефтепродуктов балканских государств в ближайшие годы будет расти, потребление может увеличиться до 10 млн. т. Таким образом, этот шаг отвечает стратегии развития «Зарубежнефти» и не зря присутствие на Балканах давно входит в приоритеты компании.
    Российскую компанию интересует расширение сбытовой сети - для этого она планирует приобрести у австрийской OMV сеть АЗС в Боснии, Герцеговине и Хорватии. В планах также строительство нефтепродуктопровода от НПЗ «Брод» (принадлежит компании) с выходом к нефтеналивному порту Омишаль, который сможет увеличить экспорт нефтепродуктов с двух НПЗ («Брод» и «Сисак» в хорватском Сисаке). «Транснефть», которая рассчитывает на роль подрядчика при строительстве нефтепродуктопровода, может также присоединиться к этим инфраструктурным проектам. Правда существует вероятность, что возможности существующих НПЗ могут не удовлетворить прогнозируемый объем регионального рынка. Однако и в этих условиях строительство нового нефтепродуктопровода представляется оправданным, потому что даже сейчас эффективность поставок, например, с НПЗ «Брод» зависит от автотранспорта.
    СП будет называться Zarubezhneft Adria, российская компания получила в нем 51%, JANAF будет иметь 18%, еще 31% - White Falcon Holding AG. «Зарубежнефть» намерена инвестировать в геологоразведку, добычу и транспортную инфраструктуру в Хорватии €1 млрд.

    «Транснефть» изменяет принципы подписания договоров
    «Транснефть» с этого года переходит на новые принципы подписания договоров транспортировки нефтепродуктов – теперь договор будет заключаться либо напрямую с производителем, либо с ВИНКами. «Это дает возможность четкого контроля перекачки. Все цифры, прописанные в договорах, подтверждены ресурсами. Кроме того, косвенный позитив - уход от некачественной продукции», - заявил официальный представитель «Транснефти» Игорь Демин.
    По планам компании, новая схема заключения договоров будет способствовать оптимизации грузовых и финансовых потоков, при этом исключается двойной учет объемов приема нефтепродуктов, а также упорядочивается клиентская база, уменьшаются риски допуска к системе криминальных элементов. По словам Демина, располагая информацией об объемах топлива, «Транснефть» сможет резервировать мощности для его транспорта. «Эти меры радикально увеличивают прозрачность работы компании. Понятно, что качаем и как качаем», - отметил Демин.

    Фетисов ушел из управления ЦСКА
    21 января на пресс-конференции перед Матчем звезд КХЛ Хоккеист Вячеслав Фетисов заявил об оставлении постов президента ПХК ЦСКА и председателя совета директоров КХЛ: «Я бы хотел сделать заявление. Я ухожу из хоккея. Для меня эти выходные — последние в хоккее. Желаю Александру Медведеву удачи и верю, что у него все получится».
    Этот шаг Фетисова связывают с его разногласиями с новым владельцем клуба - компанией «Роснефть». Так, это мнение высказал бывший главный тренер «Салавата Юлаева» Сергей Михалев: «Предположить можно только одно. За финансирование ЦСКА взялась одна наша известная фирма. И, наверное, у них возникли какие-то разногласия в определенных вопросах. Я предполагал, что какие-то трения могут быть. Они немного просачивались в прессу. Но я не думал, что так остро могут возникнуть вопросы. Может, дальше пойдет так, что и Виктора Васильевича Тихонова не будет в ЦСКА».
    Вероятно, Фетисов ушел, потому что не в силах мириться со сложившейся ситуацией в клубе, когда в руководство пришли, с его точки зрения, неквалифицированные и безграмотные менеджеры - «сейчас к управлению в ЦСКА пришли мальчики — родственнички больших начальников. Я не уверен, что они что-то понимают. Какой-то фарс с великим именем, не хочется быть частью всего этого» (озвученное им мнение). Или же изменение структуры управления клубом лишило известного хоккеиста возможности участвовать в контроле над распределением финансовых потоков. Как бы то ни было, уход Фетисова из ЦСКА влечет существенные перемены, и как они скажутся на игре российских хоккеистов - неизвестно.