English
Русский
Suomi
Deutsch
01.10.2011 - 15.10.2011  

01.10.2011 - 15.10.2011

Национальная турецкая корпорация Botas (является одним из участников проекта Nabucco) уведомила «Газпром экспорт» о том, что она не станет продлевать срок действия контракта на поставки газа по западному маршруту, действие которого завершится 31 декабря 2011 года. При этом Botas с 1 октября 2011г. повысила цены на природный газ для населения и для промышленного использования.
«Если контракт c государственной турецкой компанией Botas не будет продлен, мы готовы поставлять эти объемы нашим существующим и новым партнерам - частным компаниям, для дальнейшего размещения конечным потребителям на турецком рынке»,- сказал заместитель председателя правления «Газпрома», генеральный директор «Газпром экспорта» Александр Медведев.
64% потребляемого Турцией «голубого топлива» поступает из России, и, поскольку газ стране нужен, и как бы Анкара не жаловалась на высокую цену - дешевле и проще, чем у «Газпрома» она его не купит. Из Азербайджана на сегодняшний день газ в таких объемах получить не сможет, а договариваться о поставках газа с Ираном довольно рискованно.
Для российской компании хотя и более хлопотно начинать развивать отношения с несколькими независимыми дистрибуторами вместо одного привычного партнера, однако, учитывая проводимый в Турции процесс демонополизации газового рынка, это может обернуться для «Газпрома» более выгодным укреплением позиций.
Таким образом, Россия не потеряет в лице Турции своего крупного потребителя. В этой ситуации, впрочем, важнее другое – как бы отказ Botas от контракта с «Газпромом» не сказался на взаимоотношениях двух стран. Россия добивается от Турции разрешения на прокладку газопровода «Южный поток» по её исключительной экономической зоне в Черном море, и Анкара ранее обещала выдать его к 10 декабря 2010 года, но до сих пор этого не произошло. У России есть еще время, чтобы договориться, особенно имея в запасе такие аргументы как участие в проекте нефтепровода «Самсун-Джейхан», в котором заинтересована Турция, а также вариант со строительством СПГ-завода на Черном море как альтернатива «Южному потоку». Так что уступок можно ожидать и с той и с другой стороны.
Ситуация с Botas и «Газпром экспортом» более опасна для Украины - убытки страны в связи с отказом Турции закупать российский газ по «западному коридору» (через Украину, Румынию и Болгарию), могут составить ежегодно порядка 160 миллионов долларов.

Над европейским проектом Nabucco нависла реальная угроза - британская компания ВР заявила о намерении строить собственный трубопровод из Азербайджана в Европу. Этот проект назван SEE, «Юго-Восточным трубопроводом», его проектируемся длина почти втрое меньше, чем у Nabucco, и он должен обойтись намного дешевле.
К концу этого года ГНКАР (госнефтекомпания Азербайджана) должна определиться с выбором трубопровода, по которому она будет поставлять в Европу газ с месторождения Шах-Дениз. Трубопроводные компании уже представили ответы на запрос ГНКАР, в частности, по тарифным предложениям и условиям. Этими проектами являются Nabucco, трансадриатический трубопровод ТАР и ITGI (Интерконнектор Турция-Греция-Италия) - все три являются составной частью «Южного газового коридора».
Новый проект ВР должен связать азербайджанское месторождение «Шах-Дениз» с западом Турции, и далее доставить газ (для начала порядка 10 млрд кубометров в год, а далее рассчитывая увеличение) через Болгарию, Румынию и Венгрию в Австрию. То есть ВР, являющаяся оператором месторождения, хочет построить свой прямой трубопровод «Азербайджан-Европа», чтобы заполнять его газом по более низкой цене.
Это заявление – серьезная опасность для Nabucco, который рассматривал Азербайджан как основного поставщика для проекта (наряду с Ираком и Туркменистаном). Nabucco на сегодня все еще не обеспечен сырьевой базой, мало того, исполнительный директор компании OMV Герхард Ройсс сообщил, что старт поставок по Nabucco снова отложен - еще на год, из-за отсутствия договоренностей с поставщиками. То есть первые поставки по газопроводу начнутся только в 2018 году. Также стоимость проекта значительно превышает изначальные расчеты.
Есть ли угроза от SEE для российского «Южного потока» - напрямую, нет. «Южный поток», участниками которого являются крупнейшие европейские компании, по планам должен начать работу в 2015 году, а с месторождения «Шах-Дениз-2» первый газ пойдет только в 2017-м, двумя годами позже. Россия может договориться с Азербайджаном о покупке газа для наполнения «Южного потока». Также известно, что ВР очень интересует доля в российских арктических месторождениях, что может быть использовано в случае, если экспансия британской компании в рамках «Южного коридора» станет угрожать интересам России.

«Газпром» получил лицензию на крупнейшее в континентальной части России газоконденсатное месторождение — Ковыктинское, что произошло после почти полугодового ожидания. Но для его разработки нужно решить много проблем, в частности, отсутствующая инфраструктура для газовых поставок. Также условия лицензионного соглашения довольно сложные и газовый холдинг планирует обратиться в Роснедра для его изменения. Например, соглашение обязывает его сразу же приступить к добыче газа в объеме 9 млрд куб. м в год. Однако потребности региона Иркутской области в природном газе не превышают 4 млрд куб. м в год. Также, учитывая, что тарифы на электроэнергию в регионе очень низкие, то газ не составит ей конкуренции.
Остается экспорт, который не могла осуществлять владеющая ранее Ковыктой «дочка» ТНК-BP, «РУСИА Петролеум». С экспортом есть разные варианты - компания может построить газопровод от Ковыктинского месторождения в район Кузбасса, или возвести СПГ-заводы на берегу Тихого океана, а также протянуть газопровод в Северную и Южную Корею. Самым привлекательным вариантом экспорта «голубого топлива» с Ковыкты представляется Китай. Но начатые в 2006 году переговоры о газовом контракте с Китаем до сих пор не разрешились, виной чему разногласия по цене на газ. Однако, в конце сентября с.г. заместитель председателя правления ОАО «Газпром» Александр Медведев заявил, что «Газпром» и Китайская национальная нефтегазовая корпорация (CNPC) существенно сблизили свои позиции вопросу стоимости российского газа и могут подписать соглашение в ближайшие месяцы.
В любом случае, если договориться с Китаем пока не получится, то отсрочить начало добычи с Ковыкты «Газпрому», скорее всего, удастся. В качестве аргумента также сможет выступить необходимость дополнительного времени для строительства на богатом гелием месторождении газохимического гелиевого комбината.

В то же время Китай планирует довести добычу сланцевого газа до 6,5 млрд куб. м к 2015 г. и до 80 млрд куб. м к 2020 г. Собственная добыча сланцевого газа корпорацией CNPC в 2015 г. составит 1,5 млрд куб. м., руководством компании план развития индустрии по добыче сланцевого газа до 2015 г. уже утвержден. Кроме сланцевого газа, КНР намерен также наращивать добычу газа из других нетрадиционных источников, например, из угольных пластов.
Другие соседи России, Украина и Молдавия, также задумываются о сланце - крупные месторождения сланцевого газа открыты Украиной в приграничных с Молдавией территориях. Перспективы развития добычи обсуждались на встрече глав министерств этих стран. Сама Молдавия также имеет залежи сланцевого газа на своей территории, однако денег для его добычи у страны нет. Имеется вероятность, что заинтересованная в сланцевом газе Украина поможет (небескорыстно) своему соседу в развитии этого направления. Украина планирует через 7-10 лет стать экспортером сланцевого газа, поскольку обладает огромными (по словам украинского руководства) запасами в Восточной и Западной Украине. Интерес к разработке месторождений сланцевого газа в Украине проявляют крупные западные компании, среди которых - англо-голландская Shell и итальянская Eni. На сегодняшний день уже подписано соглашение с Shell, планируемый объем инвестиций по которому - $800 млн в течение 5 лет. Страна также планирует в ближайшее время подписать контракты еще с пятью компаниями, которые имеют опыт или по сланцевому газу или по угольному метану.
Также Литва, которая на сегодняшний день практически полностью зависит от поставок российского газа, планирует как можно скорее организовать конкурсы на разведку месторождений сланцевого газа и его добычи на территории страны. Международный конкурс может быть объявлен до конца первого квартала 2012 года. Тогда же может быть назван и победитель, который проведет разведку месторождений и определит, сколько в Литве сланцевого газа, а также каковы перспективы его добычи. Для проведения конкурса остается только внести некоторые минимальные изменения в постановлениях правительства. Возможные залежи сланцевого газа находятся на юго-западе Литвы и простираются до Калининградской области и Польши, где этого газа особенно много. Добыча сланцевого газа позволила бы уменьшить зависимость от России на 30-50 лет, однако до начала промышленной добычи должно пройти немало времени.
Проекты по добыче углеводородов из нетрадиционных источников, в частности, сланцевого газа, серьезно рассматриваются в операторе зарубежных проектов «ЛУКОЙЛа». В компании «ЛУКОЙЛ Оверсиз» создан проектный офис, который непосредственно занимается сланцевым газом. «Очевидно, что сланцевый газ изменит мировую энергетическую отрасль, как это уже произошло в Северной Америке. Сомневаться в этом не приходится. Все утверждения о том, что это мыльный пузырь, опровергаются стоимостью природного газа в США, которая сопоставима с ценой природного газа на внутреннем рынке России», - заявил президент компании Андрей Кузяев. Объем инвестиций «ЛУКОЙЛ Оверсиз» в ближайшие пять лет составит $4-5 млрд ежегодно. Основными регионами для роста добычи компания, по словам Кузяева, считает Ближний Восток, Азербайджан, Казахстан, Узбекистан, шельф Западной Африки, Черноморский бассейн и Вьетнам. Наращивание геологоразведочного портфеля необходимо для выхода на уровень крупнейших мировых частных нефтекомпаний, к этому и стремится «ЛУКОЙЛ».

Польская компания уходит с российского рынка СПГ, продав свой бизнес структурам, близким «Газпромбанку». Дочернее предприятие концерна СР Energia, Компания Kriogaz Polska (Польша) продала принадлежащие ей акции в российской компании ЗАО «Криогаз», которое осуществляет в России газификацию с использованием природного и углеводородного сжиженного газа и занимает лидирующее положение на рынке малотоннажного производства СПГ. Сумма сделки составляет 56,5 млн рублей, покупателями выступили Tradescan Cosultants Ltd и Onix Ltd, связанные с «Газпромбанком». Руководство CH Energia считает, что владение активами в России менее плодотворно, чем торговое сотрудничество с «Криогазом». Заключенное соглашение носит предварительный характер. С польской стороны требуется еще получить согласие наблюдательного совета СР Energia, а со стороны покупателя - санкции Российского антимонопольного комитета. Закрытие сделки планируется на конец 2011 - начало 2012 гг.

9 октября 2011 года в Алтайском районе Хакасии на поисково-разведочной скважине, где работает ООО «Прогресс-С», зафиксирован первый контролируемый газовый выброс. Произошло это на скважине № 9 Ново-Михайловской нефтегазоносной площади. Газопроявление обнаружено на отметке 2 тысячи 459 метров, что меньше расчётной, определённой изыскательной документацией. Заместитель генерального директора компании Олег Анненков заявил, что «при бурении обнаружена газовая залежь, но, ни объёмов мы сейчас не можем подтвердить, ни, тем более, говорить о наличии жидких углеводородов. Без детальных исследований преждевременно утверждать, что имеются залежи нефти».
Если результаты будут положительными, это будет означать, что в регионе появится новое довольно крупное месторождение газа, которое в перспективе сможет обеспечивать газом республику с населением более 500 тыс. человек и юг Красноярского края. Для газа с Ново-Михайловской площади можно найти много вариантов применения: обеспечить топливом промышленные предприятия Хакасии (Саяногорский алюминиевый завод), наполнить внутренний рынок Республики, также построить энергокомплекс мощностью 250 МВт на основе газотурбинных электростанций с последующей генерацией электроэнергии и ее реализацией в рамках единой энергосистемы РФ.
Пока результатов нет, однако руководство Хакасии уже очень заинтересовалось открытием и занялось рассмотрением вариантов привлечения дополнительных инвестиций в развитие месторождения в случае удачи.

Для торговли российской нефтью к 2016 году может открыться новая европейская площадка. Проект строительства нефтеналивного терминала в Роттердаме, крупнейшем европейском порту, обсуждался на голландско-российском транспортном конгрессе и планируется обсудить еще во время визита главы правительства Голландии в Россию в октябре этого года. Уже до конца текущего года может быть определен победитель конкурса на строительство терминала, участвовать в проекте хотели бы и российские компании.
Появление нефтеналивного терминала в Голландии очень привлекательно для России, так как Роттердам – один из конечных пунктов транспортировки российских углеводородов по Северному морскому пути. А Голландии, получающей из России около 40% всей нефти проект обеспечит энергетическую стабильность. На этом сотрудничество между странами не заканчивается. Осенью этого года в Роттердамском порту произошло открытие специального терминала для приема танкеров со сжиженным газом из России, который подается по трубе, преобразованный в обычный газ. Российский «Газпром» интересует перспектива доступа к европейским газохранилищам и системе газопровода в Голландии. Также привлекательна перспектива использования голландских технологий при строительстве терминалов по сжижению газа на российских Штокмановском и Ямальском проектах.

С 1 октября в России вступает в действие новый режим налогообложения нефтяной отрасли. Новый режим налогообложения, получивший название «60-66», в той или иной степени выгоден большинству российских нефтекомпаний. Однако «Башнефть» и «Татнефть» с его введением понесут убытки, при новом режиме растет налоговая нагрузка на нефтепереработку. «Башнефть» вынуждена закупать дополнительно нефть на рынке, так как мощности её НПЗ превышают объем собственной добычи. «Татнефть» инвестирует средства в строительство «ТАНЕКО» - крупного комплекса нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в Нижнекамске.
Минфин уже определил основные параметры компенсаций для «Башнефти» и «Татнефти» - компании будут получать льготы по НДПИ в течение трех лет, начиная с 1 января 2012 года. Налоговый вычет будет распространен на конкретные месторождения: Ромашкинское месторождение для «Татнефти» и месторождения, расположенные на территории Башкирии для «Башнефти». По словам заместителя министра финансов Сергея Шаталова, размеры компенсаций для «Татнефти» по НДПИ могут составить 38—56 млрд руб. в год, для «Башнефти» — около 130 млн долл., то есть 3—4 млрд руб. в год.
Справка:
Система «60-66» предусматривает снижение экспортной пошлины на нефть посредством изменения формулы ее расчета. В связи с изменением формулы расчета пошлина на экспорт нефти снижается примерно на 7%, пошлины на светлые и темные нефтепродукты - унифицируются на уровне 66% от пошлины на нефть. Будет учитываться не 65% от разницы между ценой мониторинга и ценой нефти в $182,5 за тонну, а 60%. Кроме того, сохраняется повышенный уровень пошлины на экспорт бензина - 90% от пошлины на нефть. Постановление также предусматривает, что с 2015 г. ставки экспортных пошлин на темные нефтепродукты будут повышены до уровня пошлины на сырую нефть.

На Урале начнет действовать сервисный центр по ремонту по ремонту запорно-регулирующей арматуры - «ЛУКОЙЛ-ИНФОРМ» открыл первый в России сервисный центр по ремонту клапанов, авторизованный компанией Emerson Process Management (США). Центр находится на территории нефтеперерабатывающего завода ООО «ЛУКОЙЛ-Пермнефтеоргсинтез». «Эффективная организация ремонта клапанов давно была насущной задачей, – сказал генеральный директор «Пермнефтеоргсинтеза» В.Ю.Жуков, комментируя открытие сервисного центра. – Современное оборудование и технологии позволяют нам в кратчайшие сроки и с минимальными затратами проводить техническое обслуживание и ремонт более 6000 клапанов, установленных на технологических объектах предприятия, а также оказывать услуги для других организаций».

«Транснефть» откорректировала модель финансирования проекта «Заполярье-Пурпе» и отказалась от идеи строить нефтепровод вскладчину с нефтяниками. Теперь «Транснефть» планирует строить «Заполярье-Пурпе» за счет собственных средств, но впоследствии затраты компании будут учтены в тарифе на транспортировку нефти, либо будут изыскиваться дополнительные варианты финансирования со стороны нефтекомпаний под их гарантии заполнения этой трубы. Президент трубопроводной монополии Николай Токарев сообщил, что все положения этого проекта распоряжения согласованы, и Минэнерго его внесет в правительство в самое ближайшее время. Как сообщил вице-президент по финансам компании Максим Гришанин, «Транснефть», возможно, будет «рассматривать возможность привлечения кредита по проект Заполярье-Пурпе, но не ранее 2013 года».

Ранее схема финансирования проекта предполагала, что «Транснефть» проведет допэмиссию акций компании-оператора проекта ОАО «Заполярье» в пользу ТНК-BP, «Газпром нефти» и ЛУКОЙЛа, а позднее выкупит у нефтяников акции компании исходя из их затрат на проект с учетом процентов за пользование средствами. Хотя нефтекомпании на тот вариант соглашались, поскольку всем нужен этот нефтепровод, однако, с некоторой неохотой. Таким образом, заявление «Транснефти» о новом варианте самостоятельного финансирования «Заполярья-Пурпе» снимает много вопросов с обсуждения.

«Транснефти» нашлось еще одно занятие кроме строительства трубопроводов - компания может помочь хоккейному клубу ЦСКА во имя «предотвращения развала легендарного клуба». Обращение к премьеру Владимиру Путину за подписями почетного президента клуба В. Тихонова, президента В. Фетисова, а также главы Континентальной хоккейной лиги А. Медведева содержит просьбу о помощи в разрешении конфликта с владельцем команды - Оптовой генерирующей компанией № 3 (ОГК-3, входит в «Интер РАО ЕЭС»). Команда ЦСКА находится в затруднительном финансовом положении, ее долги по зарплате перед сотрудниками и хоккеистами, а также по аренде, перелетам, проживанию и питанию уже составляют более 100 миллионов рублей – по словам из обращения потому, что владелец несвоевременно осуществляет финансирование хоккейного клуба. Топ-менеджеры просят В. Путина привлечь в число акционеров ХК ЦСКА «Транснефть» чтобы улучшить финансовое состояние команды.