English
Русский
Suomi
Deutsch
01.11.2011 - 15.11.2011  

01.11.2011 - 15.11.2011




Отсекаем все лишнее



Фильтровать или нет школьный интернет, как это делать, кто должен принимать решения по формированию «черных» списков, какими должны быть меры борьбы с нежелательным контентом и интернет-преступностью – вопросы многоплановые и болезненные в настоящее время. С одной стороны, обилие нежелательной информации в сети вызывает иногда желание оградить детей от всего этого жесткими ограничительными методами. А с другой стороны – Интернет открывает для ребенка огромный новый мир с массой возможностей. Поэтому проблема фильтрации Интернета постоянно обсуждается.



В начале ноября в прессе было опубликовано официальное заявление компании МГТС. Как сообщил на пресс-конференции гендиректор ОАО МГТС Сергей Иванов, с 1 ноября текущего года на школьном интернет-трафике работает «умная» система фильтрации содержания сайтов. Компания ввела в эксплуатацию новый программно-аппаратный комплекс по управлению интернет-трафиком и фильтрации веб-контента для 4,5 тыс. учебных заведений среднего и профессионального образования московских школ. Всю техническую сторону обеспечения фильтрации контента берет на себя МГТС.
По информации в прессе, система фильтрации от МГТС предполагает не запрет доступа к сайту в целом, а углубленный и динамичный анализ его содержания на основе эвристического и контентного метода. Установленная МГТС система фильтрации контента запрещает доступ к веб-страницам с эротическим содержанием, ограничивает доступ к сайтам, посвященных алкоголю, курению, наркотикам, терроризму, экстремизму, а также к ресурсам, предлагающим нелегальную помощь школьникам и студентам в решении контрольных и экзаменационных задач. Сообщается, что углубленный анализ трафика производится с помощью оборудования компании Cisco. Технологическим партнером проекта выступил Центр Анализа Интернет-ресурсов (ЦАИР) разработчик программных решений по поиску и анализу информации, а также по управлению доступом к веб-ресурсам. Платформа МГТС в режиме реального времени сверяется с платформой ЦАИР и разрешает или запрещает доступ к определенным ресурсам даже внутри сайта. По заявлению директора МГТС База данных Центра анализа интернет-ресурсов обновляется каждые 15 минут. А если школьник захочет зайти на новый сайт, которого еще нет в базе, система автоматически перекроет доступ, пока ЦАИР не внесет ресурс в одну из 500 своих категорий. «Наше решение технически превосходит все аналогичные решения на рынке»,- заверил журналистов Иванов. Его особенность, подчеркнул он, заключается в том, что используется принцип «черных» списков. К каким категориям ученики получат доступ, будет определять директор школы. Таким образом, каждое заведение сможет самостоятельно сформировать свои списки запрещенных ресурсов.
Пресса напоминает, что МГТС выиграла конкурс на подключение всех московских школ к Интернету во втором полугодии 2011 г. (июль-декабрь). Общая сумма контракта - около 308 млн руб. Изменилась технология подключения, стало больше оптики, существенно увеличилась скорость подключения - до 10 Мбит/с. ОАО «Московская городская телефонная сеть» является одним из крупнейших московских операторов связи с абонентской базой 4,4 миллиона абонентов. К интернету от МГТС подключено более 336 тысяч человек.

В данном случае не обсуждается проблема фильтрации интернета вообще. Понятно, что человек, поставивший себе задачу найти в сети какую-то важную для себя информацию и обладающий минимальными пользовательскими навыками, эту информацию всегда найдет, рано или поздно. Речи идет только о том, какие меры должны быть приняты, чтобы российские школьники получали от работы в Интернете больше пользы, чем вреда. Очевидно, что руководство МГТС решило пойти по простому пути – запретительному. То, что данное решение является самым правильным в настоящей ситуации – совсем не очевидно. Более того, большинство учителей против решения проблемы запретительными методами. Такой вывод следует из результатов заседания педсовета с педагогическими и семейными интернет-порталами, который прошел 5 октября. Глава Департамента информационных технологий Москвы Артём Ермолаев отметил, что «педагоги, которые традиционно считаются публикой консервативной, на педсовете единым фронтом выступили против фильтрации школьного интернет-трафика, а некоторые даже назвали эту идею «ханжеством».

Наряду с запретительными существуют и другие пути решения проблемы безопасности детей в Интернете.
Прежде всего, надо отметить отсутствие у большинства подростков понимания реальной угрозы, которую несет в себе всемирная сеть. Поэтому первой задачей в данном направлении должна быть просветительская, образовательная, а потом уже все остальные. Большинство подростков не видят потенциальной опасности для себя и своих близких в информации, которую они оставляют в социальных сетях, торрентах и блогах. Исследование, проведенное Кафедрой превентивного образования и социальной политики ЮНЕСКО в партнерстве с «Майкрософт Украина» в начале 2011 года, показало беспечное отношение детей всех возрастных групп – а особенно 15-17 лет – к предоставлению личной информации. По его результатам 44% детей находятся в потенциально рисковой зоне (размещают личную информацию) и 24,3% уже были в рисковых ситуациях (ходили на встречу с виртуальными знакомыми) – в возрастной группе от 15 до 17 лет этот показатель достигает 60,3%. 52% детей выходят в Интернет прежде всего для общения в социальных сетях, где оставляют данные о своем телефоне (46%) и домашнем адресе (36%), а также личные фото (51%). 6,5% подростков 15-17 лет сообщали в онлайне личную информацию о своих родителях, в то время как среди младшей группы респондентов 10-11 лет этот показатель составляет пока 0,4%.
Кроме неправильного понимания о потенциальном вреде любых персональных данных, размещенных ими в сети, подростки чаще всего владеют только самыми примитивными пользовательскими навыками. Они не умеют создавать правильные поисковые запросы и, даже ведя поиск вполне безобидной информации, практически всегда получают массу нежелательного контента с рекламных баннеров, перекрестных ссылок и т.д. А, между тем, правила работы в Интернете достаточно просты и очевидны. Они приведены на разных сайтах, посвященных данной теме. Например, ниже следует цитата, взятая с сайта friendlyrunet.ru.

Основные правила для учителей и преподавателей.

Подготовьтесь. Изучите технику безопасности в Интернете, чтобы знать виды Интернет — угроз, уметь их распознать и предотвратить. Выясните, какими функциями обладают компьютеры подопечных, а так же какое программное обеспечение на них установлено.
Прежде чем позволить ребенку работу за компьютером, расскажите ему как можно больше о виртуальном мире, его возможностях и опасностях.
Не позволяйте детям самостоятельно исследовать Интернет-пространство, они могут столкнуться с агрессивным контентом.
Выберите интересные ресурсы и предложите детям изучить их вместе.
Убедитесь, что на компьютерах установлены и правильно настроены средства фильтрации контента, спама и антивирусы.

Большинство школьников, да и самих учителей, чаще всего просто не умеют пользоваться возможностями Интернета для решения образовательных задач, не знают образовательных ресурсов и порталов, и т.д. Для дошкольников или младших школьников есть специальные детские браузеры (например, tirnet.ru, agakids.ru, scholar.ru и т.д.). Российские школьники могут бесплатно прослушать и скачать аудиокниги из школьной программы в исполнении известных российских артистов на новом интернет-ресурсе "Аудиохрестоматия.рф". Есть много специализированных поисковых систем, ориентированных на поиск музыки, текстов, научных данных, видео и т.д. Работая с такими поисковыми системами, пользователь сразу попадает в нужную ему среду, не захватывая в процессе долгого поиска множество ненужной информации. Например, на сайте onlandia.org.ua/ru-RU/ представлены материалы для детей, их родителей и учителей — интерактивные сценарии, короткие тесты, готовые планы уроков, — благодаря которым дети смогут освоить основы безопасной работы в Интернете. Существует Webkinz - глобальная социальная сеть для детей, которая безопасна и предлагает возможность социальной адаптации к взрослой жизни.

Кроме того существуют специальные сайты, которые содержат информацию о безопасном Интернете. Ниже приведены ссылки на основные из них.
http://www.saferunet.ru. Сайт посвящен проблеме безопасной, корректной и комфортной работы в Интернете. Центр был создан в 2008 году под названием «Национальный узел Интернет-безопасности в России».
http://www.friendlyrunet.ru/ - Фонд «Дружественный Рунет». Основными проектами Фонда являются: Горячая линия по приему сообщений о противоправном контенте, специализированная линия помощи для детей «Дети онлайн» и просветительские проекты.
http://www.microsoft.com. Компания Microsoft разместила на своем интернет ресурсе много полезной информации по безопасности детей в интернете.
http://ligainternet.ru/ - Лига безопасного интернета. Это недавно созданная некоммерческая организация, в которую вошли представители операторов связи, интернет-провайдеров и специалисты по информационной безопасности.

Вопросы цензуры в Интернете обсуждаются с завидной регулярностью. Поэтому проект фильтрации школьного интернета, объявленный МГТС, вызвал очередную волну интереса к данной проблеме. Только не хотелось бы, чтобы подобные запретительные мероприятия означали начало «охоты на ведьм» в свободном Интернет-пространстве. И.Щеголев, глава Минкомсвязи, в Лондоне заявил, что «Россия выступает против цензуры в Интернете и всяческих ограничений на движение информации в Сети». А на деле появилась инициатива МВД, предлагающая ужесточить ответственность для ресурсов за комментарии пользователей. Есть нашумевший проект «Лиги безопасного Интернета», который предполагает фильтрацию на уровне магистральных провайдеров и создание так называемых кибербригад из тысяч добровольцев, которые будут предоставлять сведения о неблагонадежных сайтах для центра мониторинга Лиги. Где провести грань между средствами контроля Интернета и его цензурой?

По словам гендиректора МГТС, «система компании нацелена на то, чтобы дети реально занимались образованием, а не поиском различного рода постороннего контента в Интернете». Очевидно, что в данной постановке задача не имеет правильного решения. Пока образование не станет внутренней потребностью школьника, никакие ограничительные меры не заставят его набирать в поисковике вместо «секс» или «скачать игры» слова «теорема Ферма» или «устройство Вселенной»…