01.09.2011 - 15.09.2011
Городские пассажирские перевозки
1 сентября вступил в силу федеральный закон «О такси», который ввел новые правила работы в сфере перевозки пассажиров, призванный навести порядок в сфере таксомоторных перевозок. В полную силу документ заработает с 1 января 2012 года.
Закон о такси впервые определили единый механизм допуска перевозчиков на рынок таксомоторных перевозок. По новым правилам все водители такси и таксомоторные компании в России могут перевозить пассажиров и багаж на коммерческой основе только по специальным разрешениям. Также водители должны обзавестись таксометрами, обозначить свои машины «шашечками» и выдавать пассажирам чеки. Со временем местные власти могут обязать перевозчиков перекрасить машины в единый цвет, хотя пока с этим решено повременить, так как эта процедура довольно затратная.
Теперь автомобиль, на котором предлагаются услуги такси, должен будет каждые полгода проходить техосмотр. На автомобиле должен быть установлен оранжевый опознавательный фонарь и цветографическая схема. Стаж водителя такси должен быть не меньше трех лет, и для водителя обязательным становится предрейсовый медосмотр.
Также закон обязывает таксистов регистрироваться в качестве индивидуальных предпринимателей, оснащать машины счетчиками (таксометрами), выдавать чек и квитанцию каждому пассажиру.
Важная деталь нового закона: людям без российского гражданства теперь запрещено заниматься пассажирскими перевозками.
За несоблюдение новых правил с 1 января 2012 года предусмотрена система штрафов, причем, за некоторые нарушения будут взимать достаточно существенные суммы. Самый большой штраф заплатят те, у кого не будет лицензии на перевозку пассажиров и багажа. Изначально говорилось о сумме в 5 тысяч рублей, однако в конце августа этого года в московской мэрии заявили, что за нелегальный извоз нарушителю придется раскошелиться на 10 тысяч рублей.
Следить за соблюдением законодательства будут сотрудники ГИБДД и Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.
Оформление разрешений является до 2013 года бесплатной процедурой. До нового года, когда закон «О такси» вступит в полную силу, «частники» имеют возможность получить лицензию сроком на 5 лет, при этом лицензии будут действовать только в том регионе, где их выдали. Единый документ смогут получить только таксисты Москвы и Подмосковья.
Процедура получения лицензии «минимально обременительна». Нужно предоставить всего три документа: заявление, документ, подтверждающий, что обратившийся являешься юридическим лицом или индивидуальными предпринимателем, то есть выписка из Единого государственного реестра, и документ, подтверждающий право собственности на автомобиль. При этом во многих регионах все это можно сделать, не выходя из дома через Интернет, через официальный портал госуслуг.
Региональные власти надеются, что вступление в силу нового закона о такси позволит повысить качество обслуживания пассажиров, легализовать незарегистрированных перевозчиков, сделать этот рынок более прозрачным, а также повысить налоговые сборы. При этом власти регионов смогут ограничивать число таксистов в городах, выдав ровно столько лицензий, сколько надо для обеспечения транспортом потребностей населения с тем, чтобы не было лишних машин, загромождающих улицы городов.
Необходимо отметить, что на этапе подготовки закона активно обсуждалась идея введения единых расценок на услуги такси. В принципе, такая возможность предусмотрена федеральным законом, но чтобы принять такое решение, должны учитываться очень многие факторы. Этот вопрос еще нуждается в дополнительном исследовании. До 2013 года от введения любых мер по регулированию расценок решено отказаться.
Сами таксисты от новшеств не в восторге. 21 июля межрегиональный профсоюз «Таксист» и Профсоюз столичных таксистов написали открытое письмо в адрес премьер-министра В.Путина с просьбой инициировать изменения в федеральный закон № 69.
В своем письме таксисты выразили озабоченность и недоумение по поводу отдельных требований закона. Особое беспокойство вызвало положение закона, согласно которому разрешение на таксомоторные перевозки выдается при наличии автомобиля на праве собственности или на условиях лизинга. Тем самым, законодатель, установив только две нормы по принадлежности автомобилей предприятиям, ограничил в правах другие хозяйствующие субъекты. В результате многие таксисты не смогут получить разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров такси, поскольку автомобили им принадлежат по договору аренды. Фактически это означает, что государство вынуждает таксистов вести нелегальную деятельность.
Прогнозы по-разному оценивают изменение стоимости таксомоторных перевозок после вступления в силу федерального закона. Одни эксперты ожидают существенного роста стоимости перевозок – от 25 до 40 процентов, поскольку новый закон предполагает дополнительные затраты. Все затраты на специальную окраску машины, приобретение дополнительного оборудования будут заложены в стоимость перевозок.
Другие экспертов не видят никаких экономических механизмов, которые могли бы привести к повышению тарифов, во всяком случае, тех таксомоторных компаний, которые работали на этом рынке легально еще до вступления закона.
В тоже время сомнительно, что новые законы будут соблюдаться всеми участниками рынка, при том, что от нелегалов новые правила не избавят, а самим таксистам обойдутся слишком дорого.
Авиационные пассажирские перевозки
История с дефицитом топлива, казалось бы, завершилась, даже не успев толком начаться. Однако самое интересное в ней - не ход событий, а то, что пока так никто и не смог объяснить - что же стало причиной дефицита.
В московских аэропортах возник дефицит авиакеросина. Но причины сбоя поставок не известны. При этом ни одна авиакомпания ничего не сообщала об отмене рейсов из-за дефицита топлива.
2 сентября Росавиация объявила, что в аэропортах Московского авиационного узла (МАУ) сложилась опасная ситуация, которая в ближайшие дни может привести к остановке обслуживания самолетов. Основанием для такого заявления послужила информация, поступившая 31 августа от руководства аэропортов Домодедово и Шереметьево. Топливо-заправочные компании (ТЗК) аэропортов Шереметьево и Домодедово известили чиновников «о снижении запасов горючего». По действующим в отрасли правилам ТЗК должны предупреждать Росавиацию, если в аэропортах федерального значения керосина остается менее чем на трое суток бесперебойной работы.
Аналогичные трудности по заявлению Росавиации могли возникнуть и у екатеринбургского аэропорта Кольцово. По данным ведомства, из 14 тыс. тонн авиакеросина необходимым на сентябрь местным ТЗК удалось законтрактовать лишь 6 тыс. тонн.
Недопоставки авиатопливо в аэропорты МАУ - Внуково, Домодедово и Шереметьево наблюдались две последние недели августа.
Особенно проблема нехватки авиакеросина обострилась в Шереметьево. Хотя само Шереметьево напрямую не занимается торговлей авиа-ГСМ. Этим занимаются нефтяные компании по договорам прямых поставок авиакомпаниям. Однако аэропорт обязан сигнализировать в Росавиацию, если в хранилищах ТЗК на его территории запасы снижаются ниже трехдневного потребления. В Домодедово запасов оставалось в два раза больше, чем в Шереметьево, а во Внуково запасов топлива хватало всего на двое суток.
В связи с возникшей сложностью с поставками авиационного керосина в московском регионе, аэропорт «Внуково» в начале сентября официально обратился к своим партнерам - нефтяным компаниям - с просьбой выполнять согласованный с нами график поставок авиатоплива в аэропорт.
Аэропорт Домодедово еще в конце августа направил письма в нефтяные компании, но от части из них получил отказ в увеличении поставок, при этом не только отказано было не только аэропорту Домодедово, но и авиакомпаниям, базирующимся в аэропорту.
После получения аэропортом Домодедово отказа, обсуждение ситуации с поставками топлива перешло уже в рамки всего Московского авиационного узла. В Росавиацию было направлено письмо с предложением об оказании содействия в обеспечении необходимых объемов топлива, а также рассмотрении возможности о постоянном и обязательном ежемесячном выделении авиатоплива нефтяными компаниями в адрес аэропортов из Росрезерва.
1 сентября Росавиация провела совещание с участием представителей министерств энергетики, транспорта, а также топливо-заправочных компаний московского авиаузла и основных поставщиков авиатоплива - «Лукойл-Аэро», «Газпромнефти-Аэро», «Роснефти», ТНК-ВР. Эти четыре компании делят между собой практически весь российский рынок авиационного топлива, обеспечивая его годовую потребность примерно в 9 млн. тонн керосина.
Участники совещания пришли к единому мнению, что основной причиной разразившегося кризиса стало сокращение объемов производства авиакеросина из-за отвлечения мощностей заводов для зимнего дизельного топлива. Поставщикам топлива было дано поручение принять необходимые меры по восстановлению запасов авиакеросина в аэропортах московской воздушной зоны. При этом в Росавиации в качестве основного выхода рассматривалось обращение в Росрезерв с просьбой о предоставлении порядка 180 тыс. тон топлива. Пресс-секретарь премьера Д. Песков вечером 2 сентября заверил, что премьер-министр В. Путин подпишет соответствующее распоряжение, если это потребуется. Кроме того, Росавиация обратилась к компаниям, производящим авиационное топливо, с просьбой оптимизировать поставки с тем, чтобы удовлетворить рост на 10% объема воздушных перевозок.
Практически одновременно Минэнерго при поддержке Минтранса выступило с инициативой увеличения минимального запаса топлива в аэропортах с 3 до 7-10 дней. В случае одобрения инициативы министерств 10-дневный резерв придется создавать аэропортам, что повлечет за собой гигантские непредвиденные расходы. Дополнительные расходы рано или поздно будут переложены на пассажиров, которые и так в настоящее время платят топливные сборы. Эксперты отмечают, что инициатива Минтранса об увеличении топливных резервов аэропортов проблемы не решает.
В противовес утверждениям Росавиации в нефтекомпаниях заверяют, что резкого сокращения выпуска авиакеросина не было.
Вице-президент АК «Транснефть» М. Барков заявил, что план по поставкам керосина «Транснефтью» был выполнен полностью, а с сентября компания стала прокачивать даже больше, а керосиновый кризис в московских аэропортах вызван проблемами на железнодорожных магистралях. Реакция «Российских железных дорог» последовала незамедлительно. Компания утверждала, что поставки авиатоплива московским аэропортам железнодорожным транспортом осуществляет в полном объеме.
В одной из нефтяных компаний, признались, что недостаток керосина есть, но связали это не со снижением производства, которое сохранилось на уровне прошлого года, а с тем, что нефтяники стали заранее готовить зимний дизель, для производства которого необходимо авиатопливо. Об этом в июле просил премьер В. Путин, чтобы избежать дефицита дизеля, как в 2010 году. В конце августа Минэнерго сообщило о намерении создать резерв зимнего топлива в 515 000 тонн.
Отгрузка керосина на рынок сократилась на 40%, утверждал менеджер другой нефтяной компании. С 22 по 26 августа доля авиа-ГСМ в общей структуре продаж нефтепродуктов сократилась с 18 до 4%, а за последующую неделю выросла лишь до 9%.
Поставщик топлива в московские аэропорты — группа компаний «Аэрофьюэлз» сообщила, что готова дополнительно выделить до 100 000 т авиакеросина своим клиентам в заграничных аэропортах в связи с возможной нехваткой авиатоплива в Московском авиаузле.
2 сентября ситуация с авиатопливом обсуждалась на специально созванном совещании у вице-премьера И. Сечина. По итогам совещания было поручено проработать вопросы поставок авиатоплива из ресурсов Росрезерва непосредственно авиакомпаниям.
Министр транспорта И. Левитин выразил уверенность, что отсутствие предложений авиакеросина на торгах российской товарно-сырьевой биржи, где приобретают для своих нужд авиатопливо перевозчики и топливозаправочные комплексы, и создало проблемы для аэропортов и авиакомпаний. Он призвал ФАС разобраться с ситуацией. Торгов керосином на СПбМТСБ не было с 22 августа. А на биржах «Санкт-Петербург» и МБНК — практически весь август месяц. В качестве выхода из создавшейся ситуации министр предложил реализовать выделяемые 180 тысяч тонн авиакеросина из Росрезерва через Санкт-Петербургскую Международную товарно-сырьевую биржу. В противном случае оперативно осуществить передачу ресурсов Росрезерва авиакомпаниям будет крайне проблематично. Если задействовать биржу то, с одной стороны, авиаГСМ смогут приобрести именно те авиакомпании и топливозаправочные компании, которые нуждаются в этом продукте. С другой стороны, государство в лице Росрезерва сразу получит денежное возмещение за авиакеросин. С целью исключения адресных сделок реализацию необходимо осуществлять под контролем ФАС.
Среди прочих возникла версия, что причины нехватки авиатоплива связаны с заказом Минобороны. На рынок просочилась информация о крупном августовском заказе на авиакеросин от Минобороны. И именно его посчитали причиной возникших проблем. Однако в Минобороны это опровергли: объем потребления авиакеросина министерством составляет 10-12% от общего объема производства. При этом в московской зоне у минобороны два основных потребителя авиакеросина - аэродромы Чкаловский и Кубинка. Их недельная потребность в топливе в десятки раз меньше, чем у любого гражданского аэропорта московского авиаузла.
Если переходить к объективным причинам дефицита авиатоплива, то одна из них, по мнению некоторых экспертов, может заключаться в росте объема авиационных перевозок, за 8 месяцев 2011 года пассажирооборот гражданской авиации РФ вырос на 13%. Соответственно должны были вырасти и поставки керосина. Но эта причина не может быть основной, так в 2010 году рост авиаперевозок был в 2 раза выше, чем в текущем. Поэтому к росту объемов перевозок компании и аэропорты должны были быть готовы.
Другой причиной может быть дополнительная нагрузка на московские аэропорты и на московские заправочные комплексы, связанная с перекосами в стоимости керосина. В некоторых городах, расположенных недалеко от Москвы, керосин дороже, чем в столице. И когда короткие рейсы летят из Москвы, то они, естественно, заправляются полностью в Москве для того, чтобы не брать более дорогое топливо где-то в том городе, из которого он сразу же возвратится обратно.
На фоне возникшей нехватки авиатоплива стремительно стала расти его стоимость. На бирже внутри России в конце августа максимальная цена за тонну авиакеросина была 25 тысяч рублей, а в начале сентября она выросла до 28,5 тысячи рублей за тонну.
Генпрокуратура инициировала проверку, поскольку в связи с диспропорцией спроса и предложения на рынке авиационного топлива, снижением минимальных запасов топлива, необходимых для бесперебойной работы аэропортов московского авиаузла и «Кольцово», возникла угроза массового нарушения прав пассажиров. Соответствующие поручения были даны Московскому межрегиональному, Уральскому транспортным прокурорам, прокурорам Московской и Омской областей. А для того, чтобы не допустить монополистического сговора на рынке авиатоплива, руководителю Федеральной антимонопольной службы направлена информация для проведения своей проверки.
5 сентября ситуация в аэропортах столичного авиаузла начала налаживаться.
Ситуация в МАУ в очередной раз продемонстрирована нестабильность отечественного рынка авиакеросина, а значит, и возможность подобных скандальных ситуаций в будущем. При этом она является следствием общей ситуации с поставкой топлива на внутреннем рынке нефтепродуктов России. Настороженность вызывает тот факт, что властям опять приходится регулировать рынок топлива в ручном режиме. Пострадавшими в них первую очередь станут небольшие авиакомпании, которые не имеют долгосрочных контрактов с непосредственными производителями топлива. Что касается лидеров, то авиакомпании, входящие в первую пятерку отечественных перевозчиков, такие как «Аэрофлот» и «Трансаэро», связаны с нефтяниками прямыми договорами и поэтому к ним снижение запасов в аэропортах не имеет отношения.