English
Русский
Suomi
Deutsch
16.07.2011 - 31.07.2011  

16.07.2011 - 31.07.2011

Городские пассажирские перевозки

Комитет по развитию транспортной инфраструктуры делает ставку на общественный транспорт

Председатель недавно образованного комитета по развитию транспортной инфраструктуры (КРТИ) Б.Мурашов представил общественности планы комитета по реализации принятой в июне городом Транспортной стратегии Северной столицы до 2025 года - концепции развития городского транспорта, направленной на повышение мобильности горожан. Стратегией предусмотрено создание выделенных полос для движения общественного транспорта, сооружение пешеходных переходов, создание перехватывающих парковок и прочих благ. Ожидается, что это сделает Петербург более удобным и для туристов, многие из которых уже сейчас испытывают трудности при передвижении по городу. На основании информации, представленной главой комитета можно сделать вывод, что концепция приоритета общественного транспорта над личным все активнее воплощается в жизнь:
- в этом году будет запущена вторая после Лиговского проспекта выделенная полоса для общественного транспорта.
- после нескольких лет борьбы с трамвайным движением этот вид транспорта возвращается на улицы Петербурга в обновленном виде.
Движущийся по выделенной полосе трамвай способен перевезти 20-25 тыс. пассажиров в час, на аналогичном участке автобус или троллейбус перевезет до 7 тыс. пассажиров, автомобили - менее тысячи пассажиров.
С выделенными полосами трамваев появится некая альтернатива метро там, где его еще нет, потому что скорость будет не намного меньше.
Признав, что транспортную проблему Петербурга только расширением существующих и строительством новых дорог не решить, комитет все решительнее формирует маршруты движения общественного транспорта. При этом конечной целью реформ Б. Мурашов видит создание таких условий, когда въезжать в центр города на собственном авто станет невыгодно — дешевле и, главное, быстрее это можно будет сделать на общественном транспорте.
Самым низкозатратным способом организации движения было признано создание выделенной полосы для движения общественного транспорта. Одна такая полоса - для трамвая и автобуса - в городе уже существует на Лиговском проспекте от улицы Расстанной до Кузнечного переулка. Опыт двухлетней давности был признан комитетом удачным. На очереди – новые проекты по созданию таких полос. При этом новые маршруты призваны стать пилотными, где город испытает новый принцип обустройства проезжей части. Решение, которое применено на Лиговском проспекте, показалось чиновникам слишком дорогим и на этот раз технология выбрана проще.
Для запуска выделенной линии от Финляндского вокзала до станции метро «Василеостровская», уже получившей название «Финбан», где обособленно сможет двигаться трамвай, а на некоторых частях трассы - и другой общественный транспорт, планируется потратить более 150 млн. рублей. На эти деньги вдоль трамвайных путей будут установлены делинеаторы, представляющие собой бордюрные камни, выступающие над поверхностью асфальта на 10 см, оборудованы 32 остановки нового типа, которые тоже будут возвышаться над землей на 30 см и находиться на одном уровне со входом в вагоны низкопольных трамваев или на уровне первой ступени старого подвижного состава, приведены в порядок трамвайные пути и зоны между ними. Отметим, что трасса проляжет по существующим трамвайным путям от Финляндского вокзала до Васильевского острова через Кронверкский проспект и проспект Добролюбова. Время в пути по «выделенке» без пробочных простоев составит всего полчаса. Более того, эта трасса позволит пассажиру на ее маршруте удобно пересесть сразу на несколько станций метро.
Выделенная полоса для трамвая и автобуса должна открыться к ноябрю. Для ускорения ее строительства конкурс планируется провести по упрощенной схеме. Согласно новой конкурсной процедуре хорошо зарекомендовавшим себя подрядчикам комитетом по развитию транспортной инфраструктуры будут разосланы котировки. Победителем конкурса будет признан тот подрядчик, который предложит наименьшую цену выполнения работ. Ряд экспертов обращает внимание на то, что запрос котировок согласно ФЗ-94 обязывает сообщать о процедуре неограниченному кругу лиц.
К строительству новых остановок городские власти планируют приступить уже в ближайшее время. Предполагается, что остановки одновременно станут и островками безопасности. Наличие делинеатора, по замыслу авторов проекта, будет заставлять автомобилистов на пересечении с «выделенкой» снижать скорость и не мешать проезду общественного транспорта. Для обычных автомобилей подобные препятствия могут оказаться действительно существенными. Но вот водители внедорожников их едва ли заметят.
Для «выделенки» в следующем году город планирует закупить низкопольные трамваи. А до тех пор новые остановки сможет обслуживать старый транспорт.
Единственная на сегодняшний день проблема, которую видит глава комитета по развитию транспортной инфраструктуры, заключается в том, что в данный момент на делинеаторы нет ГОСТов - для России это первый в своем роде проект. КРТИ в настоящее время занят проработкой этого вопрос с ГИБДД. Именно из-за согласований приостановлены работы на отремонтированном Кронверкском проспекте, где также пройдет выделенная полоса.
До конца года должна быть открыта еще одна выделенная полоса для общественного транспорта на Садовой улице. Причем выделенную полосу могут пустить не до Невского проспекта, как планировалось ранее, а до Летнего сада. Сейчас в КРТИ обсуждаются варианты обустройства выделенной полосы. Не исключено, что Садовую улицу полностью отдадут под общественный транспорт. Есть вероятность, что будет выделенная полоса и полоса для остального транспорта без возможности парковки у обочины.
Выделенная линия создается еще по одному адресу: сейчас городом уже проводится конкурс на строительство «выделенки» от проспекта Косыгина до проспекта Наставников с последующим выходом на Рябовское шоссе. Максимальная стоимость контракта составляет около 600 млн. рублей. Победитель должен быть определен в августе. А ввод полосы запланирован на начало 2012 года.
У экспертов в сфере транспорта мнение по поводу выделенных полос неоднозначно. В отличие от председателя КРТИ многие не склонны считать эксперимент с выделенной полосой на Лиговке таким уж удачным, напоминая о традиционных пробках в направлении Московского вокзала, и призывают соблюдать меру в создании выделенных полос. В частности, по мнению экспертов, успех проекта на Садовой улице определит то, как будет разрешен вопрос с парковкой личного транспорта, намертво забивающего сейчас крайние полосы улицы. Чтобы не было справедливых возмущений автовладельцев, сначала надо построить паркинги, например, в районе Апраксина двора и Гостиного двора.
В то же время, по ряд специалистов считают, что выделенные трамвайные полосы эффективны только там, где были запланированы исторически и вообще не пересекаются с автомобилями. Создание новых выделенных полос на существующих трассах может привести только к ухудшению ситуации, а на Садовой улице, например, спровоцировать транспортный коллапс.
Негативно сказаться на автотраффике может и открытие выделенной полосы от Выборгской стороны через Петроградскую сторону на Васильевский остров, поскольку если у пассажиров площадь дорожного полотна увеличится, то у автомобилистов соответственно уменьшится. По некоторым расчетам, введение стоп-полос втрое увеличивает нагрузку на дорожную сеть.
Транспортная стратегия Администрации Санкт-Петербурга, опирающаяся на европейский опыт, имеет правильное направление. Городские власти пытаются пересадить петербуржцев с личного транспорта, из-за которого создаются пробки, на общественный. Однако захочет ли привыкший к комфорту горожанин ехать на старом автобусе, где душно, пахнет выхлопом и толкаются негативно настроенные люди?
Поэтому общественность призывает решать проблему комплексно, создавая комфортные условия для всех участников улично-дорожного движения: и пешеходов, и пассажирского транспорта, и автомобилистов, а не просто следовать модным веяниям.