English
Русский
Suomi
Deutsch
01.06.2011 - 15.06.2011  

01.06.2011 - 15.06.2011

Московский рынок недвижимости

По данным столичной Контрольно-счетной палаты, в январе-апреле 2011 года в Москве было сдано в эксплуатацию 221,3 тыс. кв. м жилья. Это на 45% меньше, чем за аналогичный период 2010 года. Среди прочих факторов, влияющих на сокращение объемов жилищного строительства в Москве можно также выделить коррекцию правил игры на рынке недвижимости и его основных игроков

С назначением Сергея Собянина на пост столичного мэра для фаворитов прежней администрации многое изменилось. У «неприкасаемой» компании «Интеко» начались проблемы с правоохранительными органами (история вокруг мошенничества с кредитом Банка Москвы), Capital Group, по-видимому, придется серьезно ответить за снос исторического здания на Большой Якиманке. Сергей Собянин также остался недоволен качеством домов, построенных для города компанией «СУ-155». Одним словом, столичный строительный рынок ждет перетряска и обновление списка лидеров.

Вместе с тем, затишье на рынке вызвано тем, что администрация нового мэра перестала проводить конкурсы на строительство бюджетного жилья в пределах МКАД. Для операторов рынка данная ситуация характеризуется как тревожное ожидание. Еще пару лет назад большая часть жилья в Москве строилась именно в рамках городского заказа. Рынок находится в состоянии передела не только в отношении корректировки списка ведущих игроков, но и в ожидании новых площадей: вопреки устойчивому представлению о дефиците земли в Москве есть где строить. Речь идет о ветхих зданиях в центре, неиспользуемых по назначению промзонах, пятиэтажках, которые уже новые власти пообещали во что бы то ни стало снести к концу 2014 года; и о «замороженных» объектах обманутых дольщиков. Эксперты утверждают, что, учитывая все эти потенциальные стройплощадки, городу вполне под силу строить 2-3 млн. кв. м жилья в год. В текущего года апреле, когда в Москве был введен лишь 21,2 тыс. кв. м жилья долларовые цены на регулярном рынке, по некоторым данным, в рублевом эквиваленте увеличились на 1% (при инфляции в 0,4%), укрепив у строителей оптимистичный настрой относительно ценовой ситуации.

Дорожное строительство

По заявлению премьер-министра Владимира Путина, до 2020 г. за счет федеральных средств в России будет построено 18 тыс. км автомобильных дорог. Важно отметить ту стратегию, благодаря которой правительство рассчитывает реализовать столь амбициозную программу. Напомним, недавно министр транспорта Игорь Левитин предложил предоставить муниципалитетам решать вопрос выкупа земельных участков и недвижимости под будущее строительство трасс. В настоящее время эти средства пока выделяют (пока что) госбюджет и Дорожный фонд.

Несложно предположить, что в случае одобрения этого предложения региональные власти будут вынуждены переложить часть своего финансового бремени на автовладельцев. В СМИ недавно было опубликовано заявление вице-премьера Сергея Иванова, который откровенно говорил о том, что коррупционеры пользуется инсайдерской информацией, скупая земли и недвижимость вдоль будущих трасс, в разы взвинчивая их стоимость. Эта схема позволяет недобросовестным строителям заранее приобретать землю и перепродавать ее государству по необоснованно высоким ценам, ведь, по словам заместителя главы Федерального дорожного агентства Николая Быстрова, затраты на подготовку территории, выплату компенсаций владельцам земельных участков и недвижимости достигают 40% от суммарной стоимости строительства дорог. Сергей Иванов потребовал выкупать земли по одной расходной статье, а строить - по другой.

Однако министр транспорта Игорь Левитин проигнорировал обвинение в адрес дорожников в причастности к спекуляциям землей. Вместо этого недавно в СМИ были озвучены слова председателя правления госкомпании «Автодор» Сергея Костина, который озвучил планы по дорожному строительству в России на ближайшее будущее. По сути: к 2020 году «Автодор» вложит в строительство новых и реконструкцию старых дорог 1,53 трлн. руб. Из них треть (515 млрд. руб.) будут привлечены из внебюджетных источников за счет инвестиций, источники которых озвучены не были, однако очевидно, что это будут средства налогоплательщиков.