English
Русский
Suomi
Deutsch
16.05.2010 - 31.05.2011  

16.05.2010 - 31.05.2011

Инвестиционные проекты

Франция готова принять активное участие в реализации программы развития курортов Северного Кавказа. Об этом главы двух государств договорились в ходе саммита «большой восьмерки» в Довиле.

В заявлении президента Николя Саркози указывается что, Франция готова предоставить российской стороне свой опыт в области комплексного развития горных районов и реализации крупных туристических проектов. По результатам переговоров проект создания северокавказского туристического кластера решено включить в число приоритетных направлений стратегического партнерства между странами. Сотрудничество будет включать в себя поддержку разработки нормативно-правовой базы законов о горной местности и о прибрежных зонах, а также оказание содействия в уточнении плана туристического обустройства и комплексного развития территории, эффективного бизнес-плана, способного стимулировать инвестирование в частно-государственное партнерство. Стороны также договорились сотрудничать в практической реализации проектов посредством формирования партнерских связей между российскими и французскими институциональными структурами и экономическими операторами. По указанию премьер-министра Владимира Путина Правительство РФ предоставит главному инвестору на Северном Кавказе французским национальному банку Caisse des Depots et Consignation гарантии Министерства финансов на 50 млрд. рублей. В случае непредвиденных (или нежелательных) обстоятельств это позволит им вернуть до 70% вложенных средств.

Пока неизвестно как именно будут застрахованы вложения французских инвесторов. Соглашение о создании совместной фирмы по прогнозам будет готово не раньше середины июня, а более вероятно, что к сентябрю. Пока что CDC является единственным иностранным инвестором, обстоятельно изъявившего намерение. В 2010 году, напомним, в курорты Северного Кавказа пообещали инвестировать Credit Suisse и арабская инвестиционная компания Invest AD, однако окончательных соглашений с российскими структурами так и не подписали. В настоящее время идут переговоры с потенциальными инвесторами из Италии, Китая и Японии. По мнению экспертов в строительной отрасли, с участием французских инвесторов задача имеет больше шансов на реализацию. Вместе с тем, ключевыми проблемами остаются обеспечение безопасности и отсутствие сервиса.

На настоящий момент неясно, какими будут условия сотрудничества госкомпании «Курорты Северного Кавказа» с банком Caisse des Depots et Consignations. Трудно предположить и размер французской доли в проекте, однако главным «плюсом» для иностранного банка являются, конечно, государственные гарантии со стороны России. Единого мнения относительно перспектив туристического кластера на Северном Кавказе. Расчет французской стороны на государственные гарантии возврата инвестиций является оправданным, однако расчет на стабилизацию ситуации в регионе в результате инвестиций и развития экономики, по мнению рядя экспертов, в значительной степени сомнителен. Много вопросов вызывает и качество будущего сервиса.

Налог на недвижимость

Введение единого налога на недвижимость неотвратимо произойдет уже в обозримом будущем. На это в немалой степени будет влиять то, насколько успешно пройдет пилотный «запуск» налога на уровне нескольких регионов. В случае успешной апробации налог может быть введен уже в ближайшие 1,5 – 2 года. Проект Федерального Закона № 51763-4 «О внесении изменений в часть вторую Налогового Кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации») предполагает, что 2012 года налог на недвижимость будет исчисляться исходя из её рыночной стоимости. Впрочем, это не дает ответа на вопрос, как это будет происходить на практике. Кроме внятного алгоритма оценки, необходим также и механизм защиты собственности россиян. Другой момент, требующий уточнения в законопроекте - налогообложение общего имущества: подъездов, чердаков, подвалов, детских и спортивных площадок и т. д. Это немаловажный момент, поскольку жители многоквартирных домов, в которых образованы ТСЖ, имеют долю, пропорциональную площади квартиры, во всём этом имуществе, относящемся в дому. Иными словами обложить налогом можно будет половину страны в ее физических границах.

Стоит рассмотреть основные «за» и «против» нового налога. Совокупные поступления от налога на недвижимость в России существенно ниже, чем в большинстве стран. Это уже вопрос экономических выгод. Доходы российского бюджета в перспективе будут падать: при сохранении поступление от продажи энергоносителей на сегодняшнем уровне, налоговая нагрузка будет увеличиваться. Причины тому: демографическая проблема, высокие затраты на здравоохранение и пенсионное обеспечение.

Отсутствие нормального налога на недвижимость мешает развиваться местному самоуправлению, так как это его основной налог. Другая вторая – медленные темпы кадастровой оценки земли. Составление земельного кадастра зачастую тормозится местным чиновничьим лобби, которое имеет теневой доход от продажи земель. Самый главный вопрос – как будет исчисляться рыночная стоимость недвижимости и ставка налога. В «столицах» у жилья есть рыночная стоимость, поскольку сформирован сам по себе рынок недвижимости. Однако в основной массе российских городов рынка недвижимости существует разве что в широком понимании этого слова. Однако при разговоре о рыночной значимости введения налога на недвижимость уместно также взглянуть на эти аспекты с позиции рядового налогоплательщика. Очевидно, что граждане очень быстро почувствуют переход от балансовой оценки недвижимости к рыночной. Так, если рыночная стоимость двухкомнатной квартиры в провинциальном городе около 2 млн. рублей, хозяева будут платить налог в 2 тысячи руб. в год. В целом сумма адекватная, хотя для некоторых категорий граждан и она является существенной. Тем более для жителя Москвы, где стоимость обычных квартир старого фонда, но, расположенных в центре, достигает 30 млн. рублей. Несложно предположить, что налог в этом случае составит уже 30 тысяч руб. в год.

Механизм расчёта и сбора этого налога до настоящего момента не определён, но тема эта болезненная. Полемика возникает также в контексте государственного правового поля: с точки зрения некоторых критиков, введение налога на недвижимость фактически упраздняет частную собственность. Ведь в случае если владелец не сможет уплатить налог на недвижимость в течение отведенного срока, то государство на «законном» основании сможет отнять у него эту недвижимость. Хотя это, конечно, неоправданно критичный подход: налог на недвижимость является в развитых странах общепринятой нормой. Основной вопрос – в ставках. Для Европы ставка в 2-3% является нормальной, однако там не наблюдается столь резкого различия в коэффициентах по уровням рыночной стоимости недвижимости и доходов населения. В России при сравнительно низких доходах цены на недвижимость, особенно в крупных городах, серьезно завышены.