English
Русский
Suomi
Deutsch
01.04.2011 - 15.04.2011  

01.04.2011 - 15.04.2011

Проблема обеспечения безопасности пассажиров различного вида транспорта является одной из основных новостных тем российской прессы. Теракты в московском метро и аэропорту, крушение поезда «Невский экспресс» показали насколько сильно расходятся заявления чиновников силовых ведомств и реальная обстановка на транспорте. В настоящее время можно отметить, что вопросами безопасности пассажиров стали заниматься на самом высоком уровне. На сайте Минтранса РФ опубликованы утвержденные соответствующими приказами требования к обеспечению безопасности на железной дороге, в автомобильном и дорожном хозяйстве, водном и воздушном транспорте. Принимаются общегосударственные программы для решения различного рода проблем по данному вопросу. Из бюджета выделяются дополнительные средства. По сообщениям прессы в России на безопасность на транспорте до 2014 года израсходуют 50 млрд рублей. На транспортную безопасность только в компании «РЖД» за 4 месяца этого года потратили 1,5 миллиарда рублей на приобретение 180 металлодетекторных рамок.

Теракт в столичном аэропорту «Домодедово» привел в состояние готовности службы безопасности воздушного флота России и соответствующих наземных служб. Постепенно внедряются рамки металлодетекторов на станциях метро.
Не остались без должного внимания и российские вокзалы. Правила безопасности на железнодорожном транспорте постепенно приближаются к тем, что используются и в аэропортах. Ранее на оснащение 29-ти российских вокзалов техникой для досмотра пассажиров было выделено полтора миллиарда рублей, в том числе миллиард двести миллионов из федерального бюджета и триста миллионов из средств РЖД.

Железнодорожные маршруты Москва - Санкт-Петербург и Санкт-Петербург - Хельсинки давно являются одними из самых востребованных услуг среди населения Центрального и Северо-Западного районов России. Скоростные путешествия на поездах становятся все популярнее. Ситуация резко улучшилась с введением в эксплуатацию нового вида транспорта - высокоскоростных поездов «Сапсан» и «Аллегро», которые соединяют Петербург с Москвой и Хельсинки, а также Москву с Нижним Новгородом. По заявлению в прессе представителей компании РЖД, «всего пассажирами скоростных поездов «Сапсан» и «Аллегро» воспользовались за первые три месяца текущего года 675,3 тыс. человек». Из них почти 618 тыс. пассажиров купили билеты на «Сапсаны», выполнившие в общей сложности 1 тыс. 309 рейсов. Маршрутами между Москвой и Санкт-Петербургом воспользовались 488,8 тыс. пассажиров, на участке «Москва – Нижний Новгород» - 129,2 тыс. человек. Пассажирами экспрессов «Аллегро» стали 57,3 тыс. пассажиров.

Скоростной поезд «Сапсан» произведен немецкой компанией «Сименс». По официальным данным поезд развивает скорость до 250 км/ч и полностью адаптирован к особенностям российского климата.

Вопросам безопасности «Сапсана» изначально уделено большое внимание:

  • Использование ударопрочных, пожароустойчивых конструкционных деталей и отделочных материалов.
  • Использование безосколочного стекла.
  • Контроль функционирования всех узлов и агрегатов поезда сервисным центром в режиме онлайн.
  • Эргономичные формы вагонных салонов «Сапсана», отсутствие острых углов или кромок у обшивки полностью исключают угрозу для пассажиров.
  • Кроме поддержки технических мер безопасности, скоростные поезда «Сапсан» и «Аллегро» сопровождаются в пути следования сотрудниками МВД России и частных охранных предприятий.

    Считается, что объекты скоростного железнодорожного транспорта отнесены к первой категории террористической опасности. С апреля 2011 года усилены профилактические антитеррористические мероприятия. На Ленинградском вокзале в Москве и на Московском вокзале Санкт-Петербурга начали работать зоны досмотра багажа для пассажиров «Сапсана». Эти зоны аналогичны тем, которые располагаются в аэропортах. У выходов на платформу установлены павильоны со специальным оборудованием для бесконтактной проверки багажа и ручной клади пассажиров. Система создана отечественными специалистами с применением отдельных зарубежных компонентов. Считается, что вероятность обнаружения данным аппаратом 98%. И 2% – это вероятность ложных тревог. Процесс проходит без прямого контакта с вещами и с самим человеком. Верхнюю одежду и обувь снимать тоже не нужно. По словам представителей «РЖД» система работает очень эффективно и быстро при большом потоке людей, пропуская примерно 2000 пассажиров за 1 час. Стоимость пилотного проекта 300 миллионов рублей. Пока пассажиры будут досматриваться выборочно. Более того, это мероприятие добровольное и по закону пассажир может отказаться от досмотра. «Однако РЖД настоятельно рекомендует пассажирам этот делать», заметил начальник Дирекции железнодорожных вокзалов — филиала ОАО «Российские железные дороги» Сергей Абрамов. Как передают журналисты слова Абрамова «Если пассажир откажется, то мы вынуждены будем ему рекомендовать не проходить на посадку в «Сапсан».
    По мнению юристов, сотрудник РЖД любого уровня не имеет полномочий для того, чтобы принудить пассажира к этому досмотру. Также не имеет права отказать ему в пользовании услугой перевозки, если билет был оплачен и куплен. Иначе пассажир может обратиться в суд за защитой своих прав. При существующих законах очевидно, что стопроцентной защиты от терактов введенный на вокзалах досмотр не дает.

    Следующий этап программы – контроль за состоянием пути между Москвой и Петербургом, Москвой и Нижним Новгородом, а затем Москвой и Сочи. Сейчас на маршрутах «Сапсана» идет установка тепловизионных камер, которые вне зависимости от погоды, времени суток будут следить за состоянием полотна. И при необходимости – передавать сигнал тревоги при появлении на путях или рядом с ними посторонних людей.