English
Русский
Suomi
Deutsch
01.11.2010 - 15.11.2010  

01.11.2010 - 15.11.2010


«Газпром» ведет переговоры о выходе на азиатские рынки, в частности Южной Кореи. Глава российской газовой компании провел переговоры с президентом корейской Kogas, на которых были рассмотрены варианты поставок российского газа в эту страну, а также с главой национальной компании KNOC, с которым обсудил возможность сотрудничества в проектах на территории РФ. Поставки газа в Корею решено производить и трубопроводным транспортом, и в виде СПГ, что актуально на нынешний день, когда рынок Америки и Европы наполнен сжиженным природным газом, а в России развиваются новые СПГ - проекты. Сейчас основные каналы энергопоставок – это европейские страны, которые не оставляют попыток повлиять на «Газпром» для пересмотра долгосрочных контрактов и снизить цены на газ. Внимание, обращенное на рынок азиатских и восточных стран, открывает новые экспортные возможности для России, усиливает надежность положения на мировом рынке и состояние сбалансированности. Имея новые удобные варианты экспорта, «Газпрому» будет легче держаться своей тактики со старыми заказчиками.

Россия и Болгария подписали соглашение и устав совместной проектной компании South Stream Bulgaria AD, создаваемой на паритетных началах для реализации проекта «Южный поток» на территории Болгарии. Таким образом, наконец, была поставлена точка в вопросе - будет участвовать болгарская сторона в проекте или нет. Ранее из-за сомнений правительства этой страны «Газпром» даже начал переговоры с Румынией - планировалось пустить трубопровод через эту страну. Но Болгары спохватились и в июле 2010 подписали «дорожную карту». И Румыния может присоединиться к проекту только как участник. А теперь уже создается СП, которое разработает технико-экономическое обоснование, будет заниматься строительством и дальнейшей эксплуатацией болгарского участка газопровода. Болгария надеялась во время переговоров в Софии добиться снижения цен на российский газ, однако этого не произошло – российская сторона разделила эти вопросы, и пока в ценовой политике между странами изменений не произошло.

Интересное предложение сделало «Газпрому» НПО «Гелиймаш». Это производственное объединение предлагает газовому монополисту свою помощь в разработке гелийсодержащих месторождений в Восточной Сибири, которая хранит в себе около трети мировых запасов гелия. Мировой рынок гелия возглавляет США, а потребителями являются Америка, Европа и страны АТР. Новый гелиевый завод в Австралии обеспечивает продуктом Австралию, Новую Зеландию и Сингапур. Потребление в Азиатско-Тихоокеанском регионе, а особенно в Китае, ежегодно увеличивается, и этот рынок сбыта становится довольно привлекательным. Гелий транспортируется в специализированных баллонах, значит, нужно транспортное и технологическое обеспечение поставок и желательна близость производства к потребителю. «Гелиймаш» предлагает «Газпрому» ответы на практически все вопросы. Так, НПО планирует самостоятельно разрабатывать и создавать емкости для хранения и транспортировки. Обеспечивать с помощью имеющихся технологий содействие в разработке месторождений и извлечению гелия. Также он собирается построить в Находке завод по производству азота и кислорода, в потенциально востребованных новыми предприятиями, которые здесь должны появиться, а именно две судоверфи (где предполагается строить танкеры, плавучие заводы по производству сжиженного природного газа (СПГ) и морские буровые платформы) и космодром. Если планировать производство гелия, ориентируясь на сбыт в азиатском регионе, то Восточная Сибирь является географически оптимальным размещением добывающих и перерабатывающих мощностей. Таким образом, если «Газпром» поддержит сотрудничеством НПО «Гелиймаш», то будет создана серьезная конкуренция США и другим игрокам, которые будут уступать восточносибирскому продукту из-за разницы в стоимости транспортировки.

«НОВАТЭК» приобретает у Газпромбанка контрольный пакет, 51% акций «Сибнефтегаза», эта сделка была одобрена советом директоров частной газовой компании. Сама покупка не из дешевых, особенно учитывая собственный накопившийся долг покупаемой компании, который, скорее всего, ляжет долговым обязательством на «НОВАТЭК». Однако выгода от покупки должна перекрыть затраты, поскольку добычные активы «Сибнефтегаза» (лицензии на разведку и разработку Берегового, Пырейного, Хадырьяхинского и Западно-Заполярного месторождений) способны вывести покупателя на новые уровни добычи. Это не «сырые» месторождения, а достаточно разведанные, имеющие инфраструктуру. Таким образом, планы компании по увеличению извлекаемых объемов газа вероятнее осуществятся после этой сделки. Планируется, что добытый на месторождениях «Сибнефтегаза» газ будет обеспечивать ресурсы «Северного потока», так что «НОВАТЭК» приобретает одновременно и налаженную добычу, и практически гарантированный сбыт, что, несомненно, усилит его экономические позиции.

Работа в тестовом режиме запущенного в эксплуатацию нефтепровода «Россия-Китай» признана китайской стороной успешной после того, как технологическая нефть по ответвлению от трубопровода «Восточная Сибирь-Тихий океан» поступила в приграничный город Мохэ. Рынок, на который ориентирован данный экспортный маршрут, очень востребован на сегодняшний день. Хотя опасаться, что развитие восточного экспортного направления приведет к уменьшению объемов западного, не стоит - даже после выхода ВСТО на полную проектную мощность её пропускной способности не хватит, чтобы перекрыть весь экспортный поток. Строительство мощной транспортной системы и обустройство инфраструктуры на её пути дает стимул для развития новых месторождений – как крупных, разрабатываемых крупнейшими нефтекомпаниями, так средних и малых, осваиваемых малыми предприятиями. «Транснефть» получила уже множество заявок о присоединении к трубе от небольших нефтяных компаний. Таким образом, происходит развитие среднего и малого бизнеса, создается здоровая конкуренция. Выгодные условия для работы создаются не только нефтяным, но и газовым компаниям, а также горнодобывающим, поскольку вдоль трассы ВСТО обустраиваются дороги и энергоснабжение. Это способствует реализации промышленного потенциала и развитию экономики региона.

«ЛУКОЙЛ» открыл на Украине нефтехимический завод, который будет производить газообразный хлор и каустическую соду. Мощности «Карпатнефтехима» полностью обеспечат этой продукцией собственные потребности в сырье для производства суспензионного поливинилхлорида, который начнет выпускаться уже в конце этого года. Диапазон применения суспензиаонного ПВХ достаточно широк - это электроизоляция проводов и кабелей, производство листов, труб, пленок (в т.ч. для натяжных потолков), искусственных кож, поливинилхлоридного волокна, пенополивинилхлорида, линолеума, обувных пластикатов, мебельной кромки и т. д. То, что «ЛУКОЙЛ» обратил внимание на нефтехимию, может положительно отразиться на его бизнесе, так как обогащает товарный ряд, расширяет диапазон рыночного присутствия, увеличивает число потенциальных клиентов и партнеров.

Две грузовые компании обратили внимание на возможность заняться нефтеперевозками. Так, «Первая грузовая компания» планирует купить «Нефтетранспорт», который владеет 10 тыс. вагонов, часть из которых - цистерны для перевозки метанола и бензина, а «Вторая грузовая компания» намерена купить 14 тыс. цистерн. Обе они, таким образом, пытаются выйти на рынок транспортировки нефти и нефтепродуктов. Но если «Первая» покупает реально существующий парк цистерн, то есть, по сути - готовый бизнес, то «Вторая» еще будет озабочена изготовлением новых цистерн. Неизвестно, найдет ли компания где сможет разместить достаточное количество заказов на их производство, если в ближайшее время будет истекать срок эксплуатации цистерн большинства ведущих компаний отрасли, и они будут размещать свои заказы на основных площадках страны. Крупнейшими российскими производителями в этом сегменте являются «Уралвагонзавод», «Алтайвагон», «Рузхиммаш», «Саранский вагоноремонтный завод», завод «Милорем», «Рославльский ВРЗ», «ТРАНСМАШ», «Энгельсский завод металлоконструкций - ЭЗМК», «Вагоноремонт» и «Уралкриомаш».