English
Русский
Suomi
Deutsch
16.08.2010 - 31.08.2010  

16.08.2010 - 31.08.2010

Минэкономразвития скорректировало 30 августа официальный прогноз инфляции. Ведомство ожидает инфляцию по итогам года на уровне 7,5-7,8%.
По данным Росстата, годовая инфляция в России по состоянию на 23 августа увеличилась до 5,9%. C 1 по 30 августа инфляция составила 0,6%. Это рекордный для августа рост цен за 10 лет. Инфляция за неделю по 30 августа замедлилась до 0,1% против 0,2% неделей ранее. В этом году на недельную дефляцию рассчитывать не стоит.
Главными факторами роста инфляции в текущем году являются климатические условия, а также потребительское поведение. Погодные условия повлияли на продовольственную инфляцию, которая ускорилась. При этом она имеет огромное значение, поскольку продукты занимают значительную часть в расходах. Растут и цены на сырьевые товары, в том числе зерновые, растут повсеместно в течение последних двух месяцев. Частично это связано с «паническими настроениями» на рынке.
Основной вопрос, который волнует рядовых вкладчиков — что будет с процентными ставками по депозитам в условиях растущей инфляции? Уже сейчас средневзвешенная ставка по рублевым депозитам сроком до года без учета вкладов «до востребования», по оценкам Банка России, находится чуть выше 7%. По данным мониторинга Центра экономических исследований МФПА, процентные расходы по вкладам крупнейших банков населения составляют 6,3-6,7% годовых. Иными словами, вкладчикам уже не на что рассчитывать по итогам года — им не обыграть инфляцию. А рост цен, наверное, продолжится. В периоды роста инфляции спрэд между ставками размещения и привлечения ресурсов увеличивается. В России банковский сектор устроен таким образом, что увеличение инфляции на 1% в год приводит к росту спрэда между ставками не менее чем на 1,4%. Наверное, так банки себя страхуют от процентного риска. Ведь чем выше инфляция, тем больше ее волатильность, и завышая цену депозитов, банки могут попасть в ловушку низкой или даже отрицательной процентной маржи в случае быстрого снижения инфляции. Учитывая, что срочность кредитов в среднем выше срочности депозитов, процентные доходы являются более инертными, чем процентные расходы. Ошибка в планировании процентной маржи может дорого обойтись банкам, вплоть до потери финансовой стабильности (что и произошло со многими осенью 2009 года). В условиях слабого фондового рынка альтернативу депозитам найти очень сложно, хотя и смысла держать деньги на депозитах нет.
Таким образом, в августе цены росли и продолжают расти из-за последствий засухи и неурожая, повышения цен на зерно на мировых рынках, а также действий тех физических и юридических лиц, которые используют данные факторы для извлечения дополнительной прибыли.
Чем выше инфляция и ее непредсказуемость, тем меньше реальные доходы вкладчиков. Конечно, на реальную доходность депозитов помимо инфляции влияет множество факторов, от уровня ликвидности в банковском секторе до потерь по кредитам. Но результат предсказуем: банки будут перекладывать издержки инфляции на клиентов.
Неизвестно, как ЦБ будет реагировать на августовский всплеск цен, и будут ли меняться процентные ставки. Хотя дело даже не в ставке, а в неуверенности в завтрашнем дне. Инфляция замедлит рост реальных зарплат, а из-за дорожающего продовольствия расходы на другие товары могут сократиться.

На сайте Сбербанка России создан новый раздел «Сотрудники, уволенные из Сбербанка», по данным управления общественных связей кредитной организации от 20 августа. В данном разделе публикуется информация о бывших сотрудниках банка, которые были уволены по основаниям, предусмотренным Трудовым кодексом РФ, в связи с совершением противоправных действий.
В сообщении подчеркивается, что раздел создан в рамках проводимой работы по повышению уровня прозрачности деятельности банка с целью предупреждения возможных противоправных действий сотрудников, повышения степени доверия клиентов к Сбербанку России и совершенствования системы безопасности внутри финансовых институтов.
В Северо-Западном банке за июль уволены три человека по п.5 ч.1 ст.81 ТК РФ (в связи с неоднократным неисполнением работником без уважительных причин трудовых обязанностей, если он имеет дисциплинарное взыскание) и три человека по п.7 ч.1 ст.81 ТК РФ (утрата доверия к работнику).
Для чего же это сделано? Чтобы продемонстрировать клиентам, что банк следит за чистотой своих рядов, что за пьянство, хамство клиентам, отсутствие на рабочем месте, недостачу он с сотрудниками расстаётся? Что можно пожаловаться - и всё станет хорошо? Подойдет, разве что для случаев, когда сотрудники организовали пропажу миллионов, а позже некоторые из них стали председателями правления в других банках. Да, тогда действительно, резонно. Или для тех, кого осудили за выдачу кредитов за откаты. Вор должен отвечать за свои действия. Возможно, публикация информации позволит перекрыть такие ходы, поможет навести порядок в банковской сфере в целом, а страх потерять работу будет важнее мошеннических схем.
А бывают, наверное, увольнения, когда лично начальнику не понравился. И что, зачем эта доска, в таком случае? Кому нужна информация об увольнениях рядовых сотрудников крупнейшего банка страны? Коллегам по отделению, клиентам, постоянно заходившим именно в это отделение, новым работодателям. Остальных судьба этого конкретного специалиста не волнует. Потому что если уж жаловаться по-настоящему, так это на исключительно неэффективный менеджмент. Вот только если пожаловаться на тех, кто реально ответственен за подобную политику банка - эффекта не будет. И имена их там никогда не появятся. Тогда что же это? Просто месть, мелкая пакость, которую напоследок крупнейшее кредитное учреждение страны делает лично своему выпавшему из системы винтику. И неважно, какими мотивами реально руководствовались те, кто принимал решение создать такую страничку на сайте.
Разные бывают в жизни ситуации, работники бывают плохие, бывают хорошие, но зачем их так клеймить публично? У них же в трудовой книжке будет запись, которую не скроешь. Все равно человеку нужно дать шанс.
А может, эти списки сделаны для того, чтобы и дальше ещё легче было нарушать ТК при увольнении неугодных и шантажировать сотрудников статьей.
Есть сотрудники, не согласные со статьей увольнения, они обращаются суд. После судебных разбирательств, статья увольнения может быть изменена на расторжение трудового договора по инициативе работника. И если Сбербанк не будет публиковать списки уволенных сотрудников, и тех, кто по суду выигрывал дела у Сбербанка в связи с нарушениями при увольнении своих сотрудников, тогда любой может защитить свои честь и достоинство в исковом порядке и привлечь банк за клевету к административной ответственности. Возможно, некоторым людям нужно идти смело в суд с иском о возмещении морального ущерба.

В конце августа Минфин подготовил поправки к ст. 837 ГК, которые позволят ввести безотзывные депозиты на базе сберегательных сертификатов. При размещении таких сбережений не будет возможности их досрочного изъятия. Это позволило бы банкам привлекать хоть какие-то гарантированно длинные ресурсы. Невозможность предъявить к оплате сертификат раньше времени даст банкам надежное, гарантированное фондирование с четко измеряемыми сроками.
Банки поддерживают инициативу Минфина. В числе плюсов безотзывных депозитных сертификатов называется их высокая ликвидность. Инструмент безотзывных сертификатов позволит банкам эффективнее прогнозировать будущую ликвидность. Депозитные сертификаты, даже будучи безотзывными, легко обращаются в деньги, в отличие от безотзывных вкладов: их можно продать на открытом рынке, заложить под краткосрочный кредит в другом банке, что исключает возникновение у обладателя такой бумаги проблем с досрочным получением средств в случае необходимости, при этом банк сохраняет срочность такого фондирования. Впрочем, высокая ликвидность сертификатов сопряжена для банков с риском их массовой продажи держателями в случае появления негативной информации о банке, что усилит влияние на его репутацию, указывают в ЦБ.
В августе сберегательные сертификаты предлагали лишь несколько банков, да и особым спросом среди клиентов они не пользуются. Что это такое сберегательный сертификат? Сберегательный сертификат — ценная бумага, которая удостоверяет сумму вклада и права вкладчика на получение этой суммы по истечении определенного времени с начисленными процентами. Существует два вида сертификатов — именной и на предъявителя. Именные сертификаты подпадают под действие системы страхования вкладов, максимальная сумма страхового возмещения составляет, как и по вкладам, 700 тыс. руб. Равно как и вклады, ст. 844 ГК позволяет досрочно предъявлять к погашению сберегательный сертификат по ставке до востребования, если иное не предусмотрено договором.
Сейчас все сбережения населения отзывны, а это большой риск для банка. Но банкиры хотят иметь длинные деньги. На самом деле они должны добиваться доверия вкладчиков, клиентов. Как бы ни вышло хуже, то есть как всегда. Безотзывные вклады могут серьезно навредить репутации банка, особенно если дело касается массовых вкладов частных лиц. У людей в жизни бывают разные случаи. Конечно, на несколько лет распланировать бюджет и вложения можно. Но четко выполнять эти планы практически нереально, особенно проживая в России, где так быстро происходят перемены. Обычный вклад можно забрать в любое время. А если произошло какое-нибудь чрезвычайное происшествие? Банк не отдает деньги, а человек остается в тяжелой ситуации, хотя сертификат у него имеется. Конечно, можно перепродать сертификат или его заложить. Но вот насколько быстро это можно будет сделать и с каким дисконтом? Если экономическая ситуация неблагоприятная, а вкладчики хотят вернуть назад свои деньги, не доверяя больше банку, то банк должен вернуть вклады.
И если представить среднестатистического вкладчика, который, соблазнившись дополнительным преимуществом безотзывного сертификата, с более высокой по сравнению с депозитами ставкой, невнимательно изучил условия договора. Что будет с ним в какой-нибудь экстренной ситуации, когда срочно нужны деньги?
Поэтому разница в ликвидности должна компенсироваться либо надежностью, либо доходностью. Нужно сделать премию за безотзывные депозиты не 1-2%, а посущественней. Вот только то, что хорошо банку и не нужно вкладчику, вряд ли будет пользоваться массовым спросом. Время покажет.

16 августа на сайте правительства было размещено распоряжение о выборе федеральной уполномоченной организации по выпуску и обслуживанию единой электронной карты гражданина, ею стало ОАО «Универсальная электронная карта». Акционерами «Универсальной электронной карты» являются Сбербанк - 34%, банки «Уралсиб» и «Ак Барс» по 33% акций. С помощью единой электронной карты граждане смогут совершать платежи в бюджет, также она позволит выполнять ряд иных функций.
К участию в ОАО пока проявляют интерес не более десяти банков. Система открыта для новых акционеров при условии, что они готовы инвестировать в ее развитие. По оценкам Германа Грефа, затраты на ее создание составят около 150 млрд. рублей за пять лет, из них затраты банков — около 40 млрд. рублей. Участие в реализации данного проекта обеспечит банкам 4-5% доходности. Получать доход акционеры системы будут благодаря комиссии за предоставление электронных услуг.
Универсальную карту предполагается выдать всем гражданам, она будет содержать идентификационные приложения — своего рода электронный паспорт. До 2014 года эти карты будут выдавать желающим, а с 1 января 2014-го — и всем остальным, кто не успел оформить официальный отказ от ее получения. Это более 100 млн. карт. Главным отличием такой карты является наличие в ней большого числа приложений. Ни в одной стране мира нет универсальной карты, которая совмещала бы в себе идентификацию и банковское приложение. Во многих странах существуют так называемые социальные карты, которые служат инструментом выплат социальных платежей, таких как пенсии, пособия по безработице, пособия на детей.
С универсальной картой каждый гражданин получит доступ к инфраструктуре электронного правительства с помощью привычных карточных устройств (банкоматы, информационные киоски), а также систем банковского дистанционного обслуживания сможет получать различные государственные услуги.
«Универсальная электронная карта» должна быть открытой системой. И банк, который выберет гражданин для банковского приложения к карте, должен иметь возможность прикрепить к ней любую платежную систему или даже несколько платежных систем.
«Универсальная электронная карта», безусловно, создаст конкуренцию международным платежным системам на внутреннем российском рынке безналичных платежей: все платежные операции по данным картам (банковское приложение) будут проходить внутри создаваемой российской платежной системы.
Хорошая инновация. Главное нужно продумать систему защиты данных от несанкционированного использования.