16.05.2010 - 31.05.2010
Майская трагедия на шахте «Распадская», на которой добывалось около 75% угля компании (и 10% общероссийского объема) вызвала масштабный резонанс. Последствия коснулись как законодательства, так и структуры правительства. Руководство страны всерьез занялось проблемами угольной отрасли, и особенное внимание обращено к вопросам обеспечения безопасности добычи. Госдумой принят в первом чтении закон законопроект об обязательной дегазации угольных шахт. Также предлагается внести изменения в законы «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» и «О недрах». По результатам расследования причин этой аварии на общероссийском уровне планируется усилить меры безопасности шахтерского труда, а также усовершенствовать социально-экономические условия работы шахтеров. Правительственной комиссией по таможенно-тарифному регулированию рассматривается возможность обнуления 5%-ой пошлины на импорт коксующегося угля в целях поддержания рынка (закрытие «Распадской» может привести к дефициту и удорожанию угля). Премьер - министр В. Путин поручил Минэнерго, Ростехнадзору и правоохранительным органам разобраться с причинами смертности на шахтах. Также Минэнерго и Ростехнадзору поручено ужесточить стандарты техоборудования.
Произойдут и изменения в коридорах власти. Ростехнадзор, как и до 2008 года, теперь будет находиться в прямом подчинении правительству. Этот вопрос уже согласован с президентом РФ Д. Медведевым. В самой структуре Ростехнадзора будет создано специализированное управление горного надзора. Его инспекторы будут наделены полномочиями отстранять руководителей шахт от должности за грубые нарушения до решения суда и временно закрывать шахту, если загрязнение воздуха на шахте составит критичные 2% (впоследствии это можно будет оспорить в суде в установленном порядке).
На самой шахте также произошли кадровые перемены. Гендиректор «Распадской» Игорь Волков, которого обвиняют в нарушении правил безопасности накануне взрыва, написал заявление об увольнении по собственному желанию. Исполнять обязанности гендиректора шахты будет по совместительству гендиректор ЗАО «Распадская угольная компания» Геннадий Козовой.
Справка:
Законопроект об обязательной дегазации шахт ранее был внесен в Госдуму в 2007 году, однако получил отзыв правительства, в котором документ было рекомендовано доработать до рассмотрения в первом чтении. Новая редакция законопроекта дополняет ст.12 закона «О недрах» обязательным условием проведения дегазации в случае превышения концентрации взрывоопасных газов в рудничной атмосфере предельно допустимых норм, установленных органом исполнительной власти, осуществляющим нормативно-правовое регулирование в сфере промышленной безопасности. Под понятием «дегазация» в законопроекте понимается совокупность технических решений, направленных на извлечение и улавливание метана, выделяющегося из различных источников, с изолированным отводом его на поверхность или в горные выработки, в которых возможно разбавление метана до допустимых концентраций.
Вопрос безопасности поднимается властями и в другой энергетической сфере - нефтедобыча на континентальном шельфе. Этот вопрос обострился в связи с событиями в Мексиканском заливе. Эксперты всех стран, ведущих шельфовую разведку и добычу, анализируют эту аварию для предупреждения таковых на своих промыслах. Российское правительство и профильные ведомства обсуждают требования к компаниям, которым предоставляется право работы на шельфе. Впрочем, российские стандарты являются самыми строгими в мире, у нас самые жесткие экологические требования к нефтегазовым компаниям, которые проводят бурение шельфа. Так что их повышения, скорее всего не будет. Однако серьезная проблема есть - отсутствие собственного специализированного природоохранного флота. А это: невозможность быстрого реагирования в случае аварии на нефтяной платформе, а также неспособность самостоятельного мониторинга и анализа состояния окружающей среды (сейчас Росприроднадзор основывает выводы на сведениях, которые представляют нефтегазовые компании). Еще проблема в том, что отечественные судоверфи не обладают достаточными мощностями и технологиями для производства оборудования требуемого качества и в необходимом количестве. В решении этого вопроса предпринимаются такие шаги - профильным ведомствам совместно с госкомпаниями «Роснефтью» и «Газпромом» поручено сформировать программу перспективного лицензирования недр континентального шельфа с обязательным требованием размещения заказов на строительство морской техники на российских судостроительных мощностях. Это будет касаться и лицензий на суше - недропользователей обяжут заказывать оборудование у российских производителей. Практическим шагом стало подписание между Россией и Финляндией соглашения о строительстве ледокола для борьбы с аварийными разливами нефти и нефтепродуктов.
Разработка шельфовых нефтяных месторождений в России сегодня развивается активно. Работу ведут крупнейшие отечественные компании в Охотском, Балтийском, Черном, Каспийском морях и на арктическом шельфе. Это очень дорогостоящий вид добычи, требующий привлечения новейших технологий, а у наших компаний нет достаточного опыта в освоении месторождений такого типа. Но государство придает большое значение развитию отрасли, поэтому власти усилили внимание к шельфовым проблемам, обсуждается много связанных с этим вопросов. В их числе - необходимость расширить перечень компаний, которые могут быть допущены к разведке и добыче на шельфе. Правительством также поручено ускорить лицензирование: не тормозить выдачу новых лицензий, и одновременно решать вопросы со старыми.
Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана с 1 июля не сможет заработать в полную силу, как планировалось ранее. 21 мая премьеры России, Белоруссии и Казахстана не смогли согласовать многие острые вопросы, по которым существуют разногласия. А именно - автомобильная и авиационная промышленность (это интерес России), ввозные таможенные пошлины на нефть и нефтепродукты (этот вопрос чувствителен для Белоруссии), ввоз товаров физическими лицами для собственных нужд (Казахстан). Зато сторонами достигнута договоренность о распределении доходов от импортных пошлин между бюджетами стран-участниц Таможенного союза. Россия будет получать 87,97% собираемых платежей, Белоруссия - 4,7%, Казахстан - 7,33%.
Є мая в Санкт-Петербурге прошло заседание высшего органа Таможенного союза, на котором присутствовало только две из сторон, потому что отказался явиться глава белорусского правительства, объяснив это сохранением «ряда нерешенных вопросов». Но Россия и Казахстан договорились не отказываться от задуманного и вводят в действие кодекс Таможенного союза даже без Белоруссии, а также вдвоем вступать в ВТО, если Минск так и не присоединится к договорам. Впрочем, Белоруссии вход не закрыт - Москва и Астана заявили, что открыты для ее присоединения ко всем необходимым соглашениям. С 1 июля вводится в действие целый ряд договоров, связанных с развитием положений Таможенного кодекса. Так, создается временный судебный орган ТС со штаб-квартирой в Астане для разрешения возможных судебных споров. Федеральной таможенной службой РФ предложено создать единый бюджет Таможенного союза. Позже в телефонном разговоре с В. Путиным премьер-министр Белоруссии Сергей Сидорский подтвердил стремление Минска продолжать работу в формате Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана. Упорство Лукашенко можно объяснить тем, что накануне выборов белорусский лидер опасается принимать решения, подрывающие его авторитет среди населения, которое серьезно протестовало против многократного увеличения таможенных пошлин на зарубежные автомобили. Этот пункт споров удовлетворили на заседании таким образом - не устраивающий белорусскую сторону режим ввоза автомобилей физическими лицами вводиться не будет весь переходный период до момента подписания специального соглашения в рамках ЕЭП.
Тема пошлин на энергоносители затрагивалась белорусской стороной в ходе заседания высшего органа Таможенного союза 21 мая. Дело в том, что Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана формально действует с 1 января 2010 года. Однако реально и полноценно союз и единая таможенная территория трех стран сможет функционировать лишь после вступления в силу общего Таможенного кодекса с 1 июля. Белоруссия же требует, чтобы пошлины на нефтепродукты уже сейчас не применялись в двусторонней торговле. Но пошлины на нефть и нефтепродукты в торговле между странами Таможенного союза не будут применяться с момента ратификации соглашения по Единому экономическому пространству (ЕЭП). Ранее, 25 марта 2010 года, белорусское правительство даже подавало иск в Экономический суд СНГ о неправомерности взимания Россией экспортных пошлин с поставляемых в Белоруссию продуктов переработки нефти.
Справка:
Договоренности о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве предусматривают три этапа интеграции.
e этап - обеспечение режима свободной торговли, в частности неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов, устранение административных, фискальных и иных препятствий, затрудняющих свободное передвижение товаров;
f этап - создание Таможенного союза, предполагающего единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и торговли;
g этап - формирование Единого экономического пространства, предусматривающего проведение общей экономической политики и формирование общего рынка услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.
Белоруссия готова отдать России контрольный пакет акций «Белтрансгаза» и принять такое же решение по нефтеперерабатывающим заводам в обмен на газ и нефть по внутрироссийским ценам. Кому это выгодно? Белоруссия убеждена, что Россию должно заинтересовать это предложение. Хотя «Белтрансгаз» - гарантия транзита, он нуждается в серьезной модернизации. И России для того, чтобы обеспечить себе прибыль и рабочие места для белорусов, придется вкладывать серьезные средства в предприятие. Другой энергоактив, блокпакет которого предлагается на обмен - Мозырский НПЗ, перерабатывающий венесуэльскую нефть. Сейчас становится очевидным, что этот продукт переработки будет иметь большую себестоимость. И, значит, новому собственнику не избежать убытков, снижая цену в поисках покупателя. Получается, что «щедрое предложение» белорусской стороны - продать России заведомо убыточное предприятие.
Выгода от такой манипуляции для самой Белоруссии тоже призрачна. Разница в ценах на нефть в Республике и в России минимальна - нефть внутри РФ реализуется почти по мировым ценам. К тому же в ближайшие годы может перестать быть выгодным импорт дешевого газа, так как мировые цены могут измениться. К тому же у самой России есть план по переходу внутренней цены на уровень мировых и тогда вообще никакой выгоды не будет. Только льготы в течение двух-трех лет и плюс- потеря контроля над своими основными активами. Также стоит заметить, что Белоруссия предлагает обмен не эквивалентный, ведь предлагается менять вопросы изменяемые и неизменяемые. Цены на нефть в перспективе могут меняться, а собственность - есть собственность.
«Газпром» уже письменно пригрозил за долги ограничить поставки газа Белоруссии. Возможно, что она продажей контрольного пакета акций «Белтрансгаза» в обмен на дешевый газ хочет упредить назревающий газовый конфликт с Россией.
Вопрос по поводу неплатежей за «голубое топливо» пока остается неразрешенным с Молдавией. Приднестровье продолжает накапливать долги, и поскольку оно юридически является частью Молдовы, то ответственность за потребленный приднестровскими предприятиями газ ложится на «Молдовагаз». «Газпром» подал уже два судебных иска: первый в ноябре 2009 года на сумму 80,3 миллиона долларов за четвертый квартал 2006 года, второй - в феврале 2010 года на сумму 207,9 миллиона долларов. В соответствии с действующим на данный день соглашением между Молдавией и «Газпромом», разграничение газовых долгов Молдавии и Приднестровья не предусмотрено. Правительство Молдавии не собирается погашать долги Приднестровья и ведет с «Газпромом» переговоры о переводе долга Приднестровья за потребленный газ с компании «Молдовагаз» на «Тираспольтрансгаз». Приднестровье заявляет, что готово к выплате долгов за поставленный Россией газ в случае подписания прямого договора с «Газпромом». Эффективной мерой «выбивания» долгов было бы прекращение подачи газа в регион, однако через Приднестровье обеспечивается транзит российского газа на Балканы, следовательно, это не выход и можно только договариваться миром.
Что касается потенциального объединения российского «Газпрома» и «Нафтогаза Украины», то здесь ведутся переговоры о создании совместного предприятия на паритетных началах 50 на 50. На данном этапе стороны рассматривают условия и определяют активы, которые могут каждая со своей стороны внести в СП. Так, со стороны «Нафтогаза» скорее всего, будут предложены транспортные активы, магистральные газопроводы, региональная газораспределительная сеть. Со стороны «Газпрома» - добывающие активы с долей украинских компаний в объеме добычи газа. Но конкретных договоренностей по этому вопросу пока не достигнуто.
В России развивается новый регион газодобычи, пока без участия «Газпрома». Частная компания «СН-Нефтегаз» из группы «Аллтек» (Alltech), подконтрольной предпринимателю Дмитрию Босову, завершила разработку технико-экономического обоснования строительства завода сжиженного природного газа (СПГ) в Ненецком автономном округе. СПГ планируется производить из газа, добываемого на Кумжинском и Коровинском месторождениях. Запасы природного газа в НАО до сих пор не разрабатывались по причине отсутствия необходимой газотранспортной инфраструктуры. «СН-Нефтегаз» планирует запустить свой завод к 2015 году. В случае своевременной реализации проекта здесь добыча начнется раньше, чем на Штокмановском проекте «Газпрома». Еще в январе правительственная комиссия выдала разрешение на привлечение иностранных инвесторов для освоения Кумжинского месторождения. Теперь «СН-Нефтегаз» планирует привлечь стратегического инвестора на 49%. Вероятно, это будет вьетнамская PetroVietnam Gas Corporation, она уже принимала участие в финансировании разработки ТЭО и может стать одним из потребителей СПГ - продукция завода в НАО будет экспортироваться по долгосрочным контрактам в станы Азиатско-Тихоокеанского региона. В компании Дмитрия Босова ориентируются на этот регион, считая его перспективным рынком СПГ, и партнеров будут выбирать из компаний Юго-Восточной Азии.
Дмитрий Босов заявляет, что хочет привлечь в проект иностранных партнеров, но не желает обострять конкуренцию с госхолдингом (которому принадлежит право экспорта газа). Однако ему все равно придется вести переговоры относительно схемы реализации СПГ с «Газпром экспортом». «Газпром» в нынешних условиях дефицита сбыта вовсе не заинтересован в альтернативных СПГ - проектах без своего в них участия. И уже начались споры - «Газпром» заявил о желании получить месторождения Лаявожское и Вайнейвисское, уже после того, как глава Калмыкии обратился в правительство с просьбой выдать лицензии на них группе «Аллтек». Один из этих участков отнесен к стратегическим месторождениям федерального значения, и может быть передан правительством без аукциона (госкомпания таким образом получила уже много участков). Однако по закону разрабатывать участки из стратегического фонда может любая российская компания.
Одним из значимых событий в энергетической отрасли стало начало строительства крупнейшего в России комплекса по перевалке сжиженных углеводородных газов (СУГ). Реализует проект «СИБУР-Портэнерго» - дочернее предприятие СИБУРа. Строится новый экспортный терминал на территории Морского торгового порта «Усть-Луга» в юго-западной части Ленинградской области, в Лужской губе Финского залива. Этот многофункциональный порт, ближайший к ЕС, находится в географически очень удобном месте для транспортировки продукции на ранее недоступные рынки Северо-Западной Европы. Здесь практически пересекаются транспортные коридоры «Север-Юг» (Балтика, Черное и Каспийское море) и «Восток-Запад» (Европа-Азия).
В России в настоящее время реализуется множество проектов по переработке попутного нефтяного газа, что приводит к росту производимых из него сжиженных углеводородных газов, и развитие новых экспортных каналов достаточно актуально. В планах СИБУРа также переработка газохимического сырья, производимого из ПНГ в конечные крупнотоннажные полимеры, для чего по стране строятся нефтехимические комплексы.