English
Русский
Suomi
Deutsch
16.06.2010 - 30.06.2010  

16.06.2010 - 30.06.2010

Авиационные перевозки

Федеральный аэропорт блокирован локальной дорожной стройкой

В ночь на 26 июня был поставлен на ремонт путепровод через Октябрьскую железную дорогу на 24-м километре федеральной автомобильной дороги М10. По московским масштабам - пустяковый проект стоимостью в 140 млн. рублей, то есть где-то в 0,2–0,3 % от московского дорожно-мостового бюджета. Но условия проведения работ потребовали закрыть четыре из шести полос движения и перекрыть некоторые съезды с МКАДа на шоссе. И «Ленинградка» встала. Транспортный коллапс мгновенно охватил весь северо-западный угол Москвы, приобретя поистине мультимодальный характер.
Огромные пробки сделали практически невозможным подъезд к аэропорту Шереметьево.
Мост был построен в 1960 году. Этот мост был первым построенным «косым» мостом. Действительно, он пересекает железную дорогу не под прямым углом. Мост имеет облеченную конструкцию и довольно изящен. Если в свое время он строился из самых современных материалов и считался очень прочным, то сейчас нагрузки на него возросли. По нему проходит большое количество машин, а под ним мчатся высокоскоростные составы.
В целях исключения возможности возникновения аварийной ситуации в связи с неудовлетворительным техническим состоянием моста, создающим реальную угрозу техногенной аварии, Ространснадзор 23 июня выписал предписание Департаменту имущества г. Москвы «О закрытии движения грузового автотранспорта и принятии мер к приведению путепровода в соответствие требованиям обеспечения безопасности движения». Более того, прокуратура и Ространснадзор постановили начать работы 2 июля нынешнего года, ослушаться столица не могла. В противном случае это грозило уголовной или административной ответственностью.
Об этом сообщил на специально созванной пресс-конференция первый заместитель мэра столицы П. Бирюков, отметив особо, что ремонт путепровода проводится по согласованию с ОАО РЖД. По информации, представленной 29 июня журналистам главой московского департамента ЖКХ и благоустройства А. Цыбиным, ограничения движения на путепроводе через железнодорожные пути Ленинградского направления перед поворотом в аэропорт Шереметьево введены до 1 октября.

Начальник департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД РФ В. Кирьянов заявил, что ГИБДД делает все возможное, чтобы справиться с ситуацией, но кардинально улучшить пропускную способность не в силах. Личный состав Госавтоинспекции работает в этом районе днем и ночью. Управление ГИБДД по Москве направляет на Ленинградское шоссе дополнительные наряды ГАИ.

Возмущенный создавшейся на подъезде в аэропорту транспортной ситуацией 30 июня гендиректор принадлежащего государству аэропорта Шереметьево М. Василенко в своем блоге обвинил правительство Москвы и лично Ю. Лужкова в преднамеренном создании транспортных проблем аэропорту Шереметьево в целях поддержки его конкурента – принадлежащего столице аэропорта Внуково, который готовился 3 июля запускать новый терминал. Кроме того, М. Василенко обратился в ФАС с просьбой рассмотреть вопрос о дискриминационном доступе к части аэропортов Московского авиационного узла. М.Василенко утверждает, что лето - не самое лучшее время для реконструкции путепровода, к тому же технология ремонта и перекрытия дорог абсолютно не продумана.
На следующий день последовала реакция мэрии Москвы на скандальные обвинения гендиректора Шереметьево в спланированной организации многокилометровых пробок на Ленинградском шоссе. Первый заместитель мэра П. Бирюков назвал слова Василенко «голословными и некорректными», однако решать это, похоже, будет уже не мэрия Москвы: к конфликту подключились Госдума, ФАС, Генпрокуратура и лично премьер-министр В. Путин.
Госдума намерена потребовать от Минтранса как можно быстрее решить проблему пробок на Ленинградском шоссе. По словам руководителя комитета Госдумы по транспорту С. Шишкарева, депутаты также хотят выяснить, что стало причиной настоящего дорожного коллапса на Ленинградском шоссе.
Замглавы ФАС А. Голомолзин в Госдуме назвал ситуацию с «пробками» «неадекватной» и заявил, что ФАС проверит факты, изложенные в заявлении Василенко, и виновные в том, что произошло с движением по Ленинградскому шоссе, будут наказаны.
Минтранс, выражая озабоченность о возникшем транспортным коллапсом, созвал специальное совещание с участием замминистра транспорта Н. Лямова, представителей Росавтодора, РЖД, Октябрьской железной дороги и областного правительства, на котором рассматривались пути выхода из кризисной ситуации. Итоги совещания министерство не прокомментировало.
1 июля по поводу ремонта Ленинградки официально высказалось и ОАО «Российские железные дороги». В обращении говорится, что «ОАО «РЖД» неоднократно обращалось в Министерство транспорта, Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру, правительство Москвы и в другие ведомства с предупреждением о неисправном состоянии путепровода, под которым курсирует более 200 пассажирских поездов, в том числе и высокоскоростной поезд «Сапсан», перевозящих более 150 тысяч пассажиров в сутки. Открещиваясь от создавшейся ситуации, компания отмечает, что технология проведения ремонтных работ на сегодняшний день с ней не согласована. В департаменте ЖКХ Москвы, в свою очередь, вину за длительность ремонта перекладывают на руководство Октябрьской железной дороги: путепровод разрешают ремонтировать только ночью, когда поезда почти не ходят. Люди возмущаются, что не видят, чтобы ремонт велся днем, однако если в ОЖД разрешат ремонт днем, то это повлечет отмены электричек и несколько городов Подмосковья вообще окажутся отрезанными от столицы.
В коне концов ситуацией на трассе заинтересовался премьер-министр В. Путин, который на заседании президиума правительства 1 июля поручил вице-премьеру С. Иванову, курирующему в правительстве транспортный блок, вместе со столичными властями принять меры для разрешения ситуации с Шереметьево. Результат не заставил себя ждать: дополнительные полосы для движения автотранспорта открылись на Ленинградке уже ночью 2 июля. Однако решение открыть для движения две дополнительные полосы, которые позволили нормализовать дорожную ситуацию на проблемном участке, сразу же негативно отразилось на скорости ремонтных работ и привело к продлению срока ремонта. Ремонтные работы на путепроводе продлятся теперь не до 1 октября, как было заявлено ранее, а до 1 ноября 2010 года.
Свою позицию озвучила и Генеральная прокуратура. Надзорное ведомство намерено дать оценку действиям по факту ограничения движения на Ленинградском шоссе, дав поручение прокурору Москвы о проведении проверки соблюдения требований федерального законодательства в сфере безопасности дорожного движения и дорожной деятельности.
Не остались в стороне от дискуссии столичные и областные власти. Руководитель департамента транспорта и связи Москвы В. Кичеджи заявил, что ремонтируемый участок шоссе - территория Московский области, они (областные власти) несут за нее ответственность, но отказался при этом комментировать сам ремонт моста, поскольку этот вопрос находится в ведении другого департамента - департамента ЖКХ столицы.
В ответ губернатор Московской области Б. Громов заявил, что, поскольку проблемный участок трассы принадлежит столице, руководство Подмосковья не несет ответственности за возникшую ситуацию, отметив при этом, что область готова принять путепровод на свой баланс, но только после того, как столица его отремонтирует. Громов также предложил оригинальный способ борьбы с пробками, посоветовав всем недовольным задержками летать на вертолетах.
Пойдя дальше, зампредседателя правительства Московской области и министр транспорта П. Кацыв 2 июля объявил о планах создания железнодорожного сообщения между аэропортом Шереметьево и Ленинградским вокзалом. Кацыв также сообщил, что к подмосковным пригородным электричкам, курсирующим по ленинградскому направлению Октябрьской железной дороги, могут быть прицеплены дополнительные вагоны. При этом власти не планируют увеличивать число составов, следующих по этим путям. Кроме того, по его словам, на территории Подмосковья для удобства автомобилистов будут установлены 39 больших знаков, предупреждающих о ремонтных работах на Ленинградском шоссе.
На настоящее время попасть в аэропорт можно только аэроэкспрессом с Белорусского вокзала, стоимость проезда на котором составляет 300 рублей. Несмотря на такую значительную сумму, пассажиропоток авиаэкспресса сильно увеличился, и в часы пик он превышает 100%: есть люди, которые стоят. За неделю существования мега-пробки на Ленинградском шоссе среднесуточный пассажиропоток «Аэроэкспресса» уже возрос на 65%. Однако поезд не ходит с часа ночи до пяти утра, а пробка на шоссе продолжается и ночью. Так что владельцам билетов на ночные авиарейсы не повезло вдвойне. В июле компания обещает поставить на популярный маршрут два дополнительных поезда, добавить 8 вагонов к уже курсирующим и ввести специальные поезда для сотрудников аэропорта и авиакомпаний.
Между тем к столичным чиновникам обратилась Ассоциация туроператоров России с просьбой перенести ремонтные работы шоссе до завершения периода отпусков и дать людям возможность добираться до аэропорта Шереметьево. Отдых миллионов россиян и сотен тысяч иностранных туристов под угрозой. А сложившаяся ситуация наносит имиджу Москвы и России невосполнимый урон. Тем временем «Аэрофлот», обеспечивающий больше половины трафика аэропорта Шереметьево, уже подсчитал убытки из-за пробок на Ленинградке. Первый день коллапса стал для компании убийственным: 1300 человек опоздали на самолет, и компании пришлось им вернуть 75 процентов стоимости авиабилетов. Потери составили 700 тыс. евро без учета репутационных рисков. Сейчас по заявлению заместителя генерального директора по коммерции авиакомпании А. Калмыкова, резко упала загрузка самолетов и «Аэрофлот» ежедневно теряет 400 тыс. евро. Авиакомпания уже обратилась в Министерство транспорта и просит регулятора помочь. Другие авиакомпании, базирующиеся в «Шереметьево», потеряли не так много, как «Аэрофлот».
Администрация Шереметьево с учетом возможных опозданий на рейсы аэропорт выдал рекомендацию авиакомпаниям проинформировать пассажиров о затруднениях и пробках на Ленинградском шоссе и необходимости пользоваться электропоездами «Аэроэкспресс» для гарантированной доставки в аэропорт за 35 минут с Белорусского вокзала. Для пассажиров, прибывших скоростными поездами «Аэроэкспресс», организованы бесплатные трансферы автобусами-шаттлами. Теперь пассажиры, вылетающие из терминалов B и С, смогут попасть в эти аэровокзальные комплексы по внутреннему радиусу аэропорта за 20 минут непосредственно с этажа прилета терминала Е. Это позволит избежать пробок на внешней объездной дороге вокруг аэропорта.
Пассажиров, прибывающих в аэропорт, информируют по громкой связи о затруднениях на выезде из Шереметьево на Ленинградское шоссе и целесообразности пользоваться услугами железной дороги для отправления в Москву. Специально для автомобилистов аэропорт рекомендует альтернативные пути в Шереметьево, в частности через Химки и деревню Старбеево.
Убытки несут маршрутные такси. А таксисты часто просто отказываются везти пассажиров в Шереметьево.
Ситуации, подобные той, что возникла на Ленинградском шоссе, во всем мире решаются без проблем путем распределения транспортных потоков по специально подготовленным объездным трассам. Этим должен заниматься специальный городской орган - департамент транспорта и связи. В случае же с «Ленинградкой» поспешно и неряшливо действовали власти Москвы.