English
Русский
Suomi
Deutsch
01.05.2010 - 15.05.2010  

01.05.2010 - 15.05.2010

Россию в начале мая потрясла трагедия на крупнейшей угольной шахте страны - «Распадская». Правительством РФ была образована комиссия во главе с первым вице-премьером Виктором Зубковым для оказания помощи пострадавшим и семьям погибших, а также ликвидации последствий аварии на «Распадской». Кроме потерь человеческих жизней это также и экономические потери, стоимость восстановления и разрушенных наземных построек, и внутри шахты оценивается миллиардами рублей. Остановка работ на «Распадской» создаст дефицит угля, значит, будет уменьшен экспорт. Вероятно повышение цены на коксующийся уголь. Такая ситуация может негативно отразиться на металлургической отрасли Украины, которая больше половины этого сырья поставляла из России.

Для отечественной геологической отрасли произошли благоприятные изменения на законодательном уровне - Совет Федерации одобрил закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и статью 13 Федерального закона «О соглашениях о разделе продукции». Это означает отмену с 1 января 2011 г. платы за использование геологической информации о недрах, получаемой в федеральных органах власти в сфере регулирования пользования недрами. Плата за доступ к информации о недрах, являясь дополнительным административным барьером, тормозила привлечение инвестиций в отрасль. Государственный бюджет сейчас от этой платы имеет поступлений около 100 млн. руб. (данные Минприроды РФ). Эти «потери» бюджета будут компенсироваться за счет других сборов за недропользование, например, выдачу лицензий и участие в аукционах.

Премьер-министром РФ подписаны изменения в «Правила поставки газа в Российской Федерации». Правила определяют нормы объемов поставок и порядок их изменения. Теперь при заключении договора поставки газа должны быть определены и указаны месячные, квартальные и годовые объемы поставки и порядок их согласования, а также порядок изменения определенных договором объемов поставки. Договором может быть предусмотрена неравномерность поставки газа по суткам в течение месяца, которая допускается в определенных случаях. Однако изменениями в Правила установлены требования к минимальному и максимальному суточному объему при неравномерной поставке.

Россия также активизирует участие в формировании мирового экономического порядка. Встречи на высшем уровне прошли с представителями Бразилии, Сирии, Ирана, Китая, Турции, Украины, США, Польши и др. С некоторыми международными партнерами достигнуты серьезные договоренности для эффективного развития внешнеэкономических связей.

В ядерном сотрудничестве России и США происходит сдвиг. 10 мая президент США Барак Обама направил в Конгресс на ратификацию «соглашение 123». Речь идет о двустороннем соглашении о сотрудничестве США с Россией в области гражданской ядерной энергетики. Оно было подписано в Москве 6 мая 2008 генеральным директором «Росатома» Сергеем Кириенко и послом США Уильямом Бернсом и направлен на ратификацию в парламенты обеих стран. Однако грузинско-осетинский конфликт и последующее признание Россией Южной Осетии в том же 2008 году взволновали администрацию Буша настолько, что она приняла решение отозвать из Конгресса договор. Теперь, спустя 3 года, новый американский президент Барак Обама решил, что выполнение «соглашения 123» не несет риска для безопасности и обороноспособности США. В письме, которое президент США направил госсекретарю, министру энергетики и членам Конгресса, сказано: «глубина и охват российско-американского сотрудничества по Ирану достаточны для того, чтобы обоснованно передать в Конгресс проект соглашения». Если в течение 90 сессионных дней Конгресс не наложит вето на это соглашение, то оно вступает в силу автоматически. Это соглашение расширяет российско-американское сотрудничество в ядерной сфере и потому выгодно обеим сторонам. Сейчас между российской госкорпорацией «Росатом» и американскими структурами не только заключаются долгосрочные контракты в области атомной энергетики, но и идут переговоры по созданию совместного предприятия, что станет возможным, если Конгресс не наложит вето.

А с Польшей подписание пакета соглашений было отложено на неопределенный срок. Для подписания готовились соглашения по газу, нефти, электроэнергетике и в других секторах социально-экономического сотрудничества. Причиной называется наличие некоторых сомнений у Европейской комиссии. Но, скорее всего, притормозила процесс сама Польша, потому что после трагической гибели президента Качиньского в авиакатастрофе под Смоленском в стране сейчас напряженная политическая обстановка - грядут выборы нового президента. Дональд Туск (премьер-министр) баллотироваться не стал, а он является активным участником сближения Москвы с Варшавой. Так что, вероятно, польскому правительству стало сложно сопротивляться оппозиции, и подписание соглашений отложено.

С Украиной сотрудничество РФ расширяется, теперь в атомной отрасли. Премьеры обеих стран в конце апреля договорились о намерениях создать крупный холдинг, объединяющий российские и украинские АЭС, предприятия атомного машиностроения и топливного цикла. Также стороны могут создать совместное предприятие в атомной сфере на базе российского «Атомэнергомаша» и украинского «Турбоатома», возможно, на паритетной основе. Украина при заключении 25-летнего контракта с российской стороной на поставку ядерного топлива для своих АЭС может получить скидку в миллиард долларов, а также до 500 миллионов долларов инвестиций в развитие Новоконстантиновского месторождения урановых руд. Кроме сотрудничества в развитии российской и украинской атомной энергетики подразумевается и совместный выход на рынки третьих стран. Теперь руководителям министерств и ведомств поручено начать проработку инициатив по формированию нового атомного холдинга, которое может занять порядка двух лет. Обе стороны рассматривают создание совместного российско-украинского предприятия в сфере производства электроэнергии. На первый взгляд это выгодное взаимодействие. Однако возникает вероятность, что создание совместного предприятия будет происходить на основе соглашения, предусматривающего отказ Украины от монопольного права реализовывать свою, выработанную в Украине энергию в соседние страны ЕС. А в Европе электроэнергия намного дороже, чем в России и Украине, и украинский пакет вряд ли будет таким, что будет иметь вес. Значит, практически всю сверхприбыль будет получать новое СП. Кроме этого, Украина также будет лишена своего внутреннего рынка и влиять на цены не сможет. Таким образом, создается вероятность повышения цен на газ и электроэнергию на украинском внутреннем рынке.

И в России, и в Украине обсуждаются вопросы, связанные с объединением «Газпрома» и «Нефтегаза», которое предложил российский премьер В. Путин в конце апреля. Речь идет о слиянии газовых монополий - об обмене всех акций «Нафтогаза Украины» на какое-то количество акций «Газпрома» (около 5%). Еврокомиссар по энергетике Эттингер заявил, что все вопросы, связанные с идеей объединения должны решаться на уровне руководства этих структур и вмешиваться Еврокомиссия пока не собирается. Если все-таки компании решат объединяться, тогда Комиссия ЕС будет рассматривать вопрос соответствия такой сделки европейским нормам по конкуренции. Глава «Газпрома» А. Миллер на встрече с министром топлива и энергетики Украины Юрием Бойко заявил, что возможное объединение абсолютно не связано с идеей создания газотранспортного консорциума и не являлось инициативой госкомпании. Такое предложение России может быть объяснено разными причинами. Кроме озвученной причины - сотрудничество во всех направлениях («мир и дружба») - не исключается желание России подмять по себя Украину, которая таким образом потеряет газовую независимость. То есть имеет место не только экономический, но и политический интерес, ведь если «взята» Украина, то больше влияния и на Европу. Пока Украина если и рассматривает объединение госкомпаний, то в виде паритетности, «50 на 50».

Модернизация украинской газотранспортной системы является еще одним вопросом взаимоотношений России и Украины. Главы правительств договорились решить вопрос о создании газотранспортного консорциума, срок принятия решения обозначен в 2 месяца - до июля 2010 года. России это участие интересно для увеличения количества маршрутов транспортировки энергоносителей. Но Украина подговаривает Россию совсем отказаться от строительства «Южного потока», остановившись на участии в модернизации ее ГТС. Россия на данный момент имеет несколько вариантов маршрутов транзита в страны ЕС - «Северный поток» уже строится, «Южный» в стадии договоренностей с участниками. Отказаться от «Южного потока» - значит не избавиться от политических рисков, связанных с Украиной, а также означает ослабление позиций на мировом рынке - конкурирующий Набукко, сейчас находящийся в неопределенной стадии, тогда начнет активно развиваться. Правительство РФ и раньше заявляло, и сейчас подтверждает, что при участии в модернизации Украинской ГТС отказываться от «Южного потока» мы не собираемся. Мало того, именно через территориальные воды Украины придется прокладывать российский газопровод, если не удастся получить разрешения Турции на его строительство по ее черноморскому шельфу.

Разрешение Турцией прокладывать «Южный поток» - один из самых насущных вопросов среди тех, которые собирался решить Дмитрий Медведев во время визита в Анкару, начавшегося 11 мая. В результате так называемая «дорожная карта», где были прописаны условия прокладки российско-итальянского газопровода, подписана не была. Президент РФ не поднимал эту тему на переговорах, и сама Турция, видимо хочет потянуть с решением, чтобы иметь больше выгод и льгот от России. Осенью прошлого года Анкара дала разрешение проводить геологические изыскания в своей исключительной экономической зоне, но итогового разрешения не дала, а решило серьезно поторговаться. Как раз незадолго до встречи президентов между ОАО «Газпром» и турецкой Botas была достигнута договоренность о новой формуле цены на поставляемый Турции российский газ. Стоимость сырья теперь будет снижена как минимум на 10%. Кроме того, «Газпром» смягчил для Турции условия контракта take or pay.

В Турции было подписано 17 документов, в том числе соглашение об отмене визового режима между двумя странами и создан Совет сотрудничества высшего уровня. Также было подписано соглашение о сотрудничестве в сфере строительства и эксплуатации атомной электростанции на площадке «Аккую». Стротельством станции из четырех реакторов на южном берегу Турции будет заниматься компания «Атомстройэкспорт», управлять станцией тоже будет компания, принадлежащая «Росатому» - на первом этапе на 100%. Контрольный пакет компании-владельца АЭС в Турции всегда будет у России.

Также было подписано корпоративное соглашение о строительстве нефтепровода Самсун - Джейхан. В дальнейшем, в привязке к этому проекту возможно строительство НПЗ в Джейхане и организация впоследствии совместного сбыта оптовой продукции. Самсун-Джейхан является конкурентом нефтепровода Бургас-Александруполис (51% принадлежит России), он также задуман как альтернативный маршрут танкерным перевозкам через проливы Босфор и Дарданеллы. Сейчас всерьез обсуждается идея объединения этих двух проектов в один, сомнения вызывает только дороговизна их объединения. Но при раздельной реализации шансов больше у Самсун-Джейхана, поскольку стратегическое взаимодействие России более налажено с Турцией, чем с Болгарией, которая к тому же с приходом нового руководства страны фактически перестала участвовать в проекте строительства Бургас-Александруполис. Условия участия сторон в проекте Самсун-Джейхан еще в стадии обсуждения, но компании, которые собираются участвовать, уже определены. Это российские «Роснефть», «Транснефть» и «Совкомфлот», с турецкой стороны - группа Calik, а также итальянская компания Eni.

Зарубежные проекты активизируются, а на отечественные не хватает средств. В такой ситуации оказалась «Транстнефть» - компания заявила, что у нее нет средств на строительство нефтепровода «Заполярное - Пурпе». В конце апреля премьер-министром В. Путиным было подписано распоряжение о строительстве нефтепровода «Заполярье - Пурпе - Самотлор», по которому нефть будет идти из районов Ямало-Ненецкого автономного округа и северного района Красноярского края. Все вопросы финансирования проекта возложены на «Транснефть». Инвестпрограмма компании на 2010г. сейчас «перегружена», в реализации - второй этап ВСТО, БТС-2, проект нефтепровода Бургас-Александруполис и другие. Проекты реализуются и за свой счет и за счет займов. И ранее «Транснефть» заявляла, что строить «Заполярное - Пурпе - Самотлор» за свой счет она не в состоянии. И так она уже изыскала ранее 48 млрд. руб. на уже начавшееся строительство «Пурпе-Самотлор». Самым оптимальным в компании видят решение об увеличении уставного капитала «Транснефти», другим вариантом может быть привлечение ресурсов нефтяных компаний с последующей компенсацией государства этих расходов. Если вопрос с финансированием не будет решен, то реализация проекта ставится под сомнение.